Файл: Взаимоотношения участников процесса управления. На примере конкретной организации.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Влияние психологических факторов на взаимоотношения в коллективе
1.1. Понятие и сущность трудового коллектива как социальной группы
1.2. Формирование взаимоотношений в коллективе
Глава 2. Исследование взаимоотношений в коллективе на примере ООО «Дилен»
2.1. Исследование взаимоотношений в трудовом коллективе
2.2. Исследование взаимоотношений руководителя и подчиненных
2.3. Рекомендации по оптимизации взаимоотношений в коллективе
2.2. Исследование взаимоотношений руководителя и подчиненных
В качестве инструментария исследования была использована тестовая методика «Руководитель глазами подчиненных» Я. В. Подоляко. С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в отношении подчиненных к руководителю и определить степень совместимости:
1) компетентность руководителя (вопросы 1,4, 7, 10, 13, 16, 19);
2) эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20);
3) требовательность и справедливость руководителя, его умение взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18).
Сгруппированные и обработанные данные опроса представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты оценки взаимоотношений руководителя
и подчиненных[30]
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Процент ответов в общей выборке, % |
|
«Да» |
«Нет» |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Оценка компетентности мастера, его профессионального руководителя |
|||
1 |
Руководитель – отличный специалист |
65,0 |
35,0 |
4 |
Руководитель умело обучает меня моим профессиональным обязанностям |
30,0 |
70,0 |
7 |
Руководитель умело организует мою деятельность |
30,0 |
70,0 |
10 |
Руководитель всегда умеет дать разумный совет |
55,0 |
45,0 |
13 |
Руководитель всегда инициативен и находчив |
55,0 |
45,0 |
16 |
Руководитель знает мои способности |
30,0 |
70,0 |
19 |
Руководитель зря не накажет |
30,0 |
70,0 |
Оценка эмоциональности руководителя, его умения проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность |
|||
2 |
У меня хорошие взаимоотношения с руководителем |
55,0 |
45,0 |
5 |
Руководитель – чуткий человек |
30,0 |
70,0 |
8 |
Я вполне доволен руководителем |
30,0 |
70,0 |
11 |
Я полностью доверяю руководителю |
30,0 |
70,0 |
14 |
Работать с руководителем – одно удовольствие |
30,0 |
70,0 |
17 |
Руководитель всегда понимает мое настроение |
30,0 |
70,0 |
20 |
Я всегда готов поделиться с руководителем своими мыслями и заботами |
30,0 |
70,0 |
Оценка требовательности и справедливости руководителя, его умения взаимодействовать с подчиненными |
|||
3 |
Руководитель – справедливый человек |
45,0 |
55,0 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Слово руководителя для меня – закон |
55,0 |
45,0 |
9 |
Руководитель достаточно требователен ко мне |
70,0 |
30,0 |
12 |
Оценка руководителя для меня очень важна |
55,0 |
45,0 |
15 |
Руководитель уделяет мне много внимания |
45,0 |
55,0 |
18 |
Руководитель всегда готов выслушать меня и дать совет |
45,0 |
55,0 |
Как видно из приведенных в таблице 5 данных, большая часть опрошенных высоко оценивают профессиональные качества руководителя: 65 % считают его отличным специалистом, 55 % опрошенных считают, что руководитель может дать разумный совет. Однако при этом, работники считают, что руководитель не может в полной мере поделиться своими знаниями и умениями с подчиненными ему работниками (лишь 30 % опрошенных считают, что руководитель умело обучает профессиональным обязанностям; таков же процент опрошенных, считающих, что руководитель умело организует работу коллектива. 70 % опрошенных сомневаются, что руководитель достаточно хорошо знает их профессиональные способности и возможности, а соответственно и сомневаются в объективной оценке руководителем результатов их трудовой деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что эффективность руководителя складывается не столько из его способности самостоятельно выполнять работу, сколько из способности управлять деятельностью подчиненных. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что профессиональные способности руководителя как менеджера являются недостаточно высокими.
Оценка руководителя с точки зрения его эмоциональных качеств показало, что большая часть работников считают отношения с данным руководителем хорошими. Однако по всем остальным характеристикам эмоциональные качества данного руководителя являются достаточно низкими (большая часть работников не считают возможным делиться с руководителем своими переживаниями, мыслями и заботами).
Оценка требовательности руководителя показала достаточно высокие показатели этой стороны его деятельности. Однако, следует обратить внимание на тот факт, что 70 % опрошенных считают руководителя требовательным, но лишь 45 % - справедливым. Такая ситуация приводит к тому, что работник зачастую старается качественно выполнить свои обязанности лишь из-за страха быть наказанным, но не проявляя при этом инициативы и творчества.
2.3. Рекомендации по оптимизации взаимоотношений в коллективе
При оптимизации взаимоотношений в коллективе рационально использовать методы социометрии.
Для иллюстрации рассмотрим пример. В октябре 2015 г. из бригады № 15 участка № 2 по семейным обстоятельствам уволился мастер С. На его место волевым решением начальника цеха был назначен работник бригады Е. В результате психологический климат в коллективе ухудшился, увеличились неплановые потери рабочего времени на разрешения конфликтных ситуаций, недовольство работников. Причина конфликта – пренебрежение руководства цеха мнением коллектива, научными методами исследования межличностных отношений. Для выяснения отношений членов коллектива друг к другу, установления сплоченности группы, выявления лидера, установления социометрического статуса и эмоциональной экспансивности членов группы был использован метод социометрии.
Составлению социоматрицы предшествовал вопрос к членам бригады: «Кого Вы бы хотели видеть вашим мастером?». Результаты ответов приведены в таблице 6.
Таблица 6
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирает |
Сделано выборов |
Алгебраическая сумма сделанных положительных и отрицательных выборов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
- |
|||
1 |
А. |
х |
+ |
+ |
- |
- |
2 |
2 |
0 |
2 |
Б. |
+ |
х |
+ |
- |
- |
2 |
2 |
0 |
3 |
Д. |
+ |
+ |
х |
- |
- |
2 |
2 |
0 |
4 |
Е. |
+ |
- |
- |
х |
- |
1 |
3 |
-2 |
5 |
Я. |
+ |
- |
- |
+ |
х |
2 |
2 |
0 |
Получены выборы (+) (-) |
4 0 |
2 2 |
2 2 |
1 3 |
- 4 |
9 11 |
11 |
-2 |
|
Алгебраическая сумма полученных положительных и отрицательный выборов |
4 |
0 |
0 |
-2 |
-4 |
-2 |
- |
- |
Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор; х выбор не сделан
На основе социоматрицы рассчитаем персональный социометрические индексы – индекс социометрического статуса и индекс эмоциональной экспансивности. Индекс социометрического статуса учитывает отношение коллектива к определенному его члену и характеризует величину престижа каждого работника в различных ситуациях взаимодействия. Он рассчитывается по формуле:
∑ (R (+) + R(-))
C = _______________ (2)
N - 1
где С – индекс социометрического статуса члена коллектива;
R (+) - число полученных положительных выборов;
R(-)) – число полученных отрицательных выборов;
N – число членов коллектива.
Работник А.: С = (4 – 0)/ (5-1) = 1.
Работник Б.: С = (2-2)/ (5-1) = 0.
Работник Д.: С = (2-2)/(5-1) = 0.
Работник Е.: С = (1-3)/(5-1) = - 0,5.
Работник Я.: С = (0-4)/(5-1) = -1.
Проведенные расчеты показывают, что наивысший социометрический статус имеет работник А. (С=1), два работника коллектива имеют отрицательный социометрический статус (работники С. и Я.), причем работник Я. – самый низкий социометрический статус (С= -1).
Индекс экспансивности характеризует степень общительности работника и отражает отношение каждого члена коллектива к коллективу в целом. Он рассчитывается по формуле:
∑ (R* (+) + R*(-))
Е = ________________ (3)
N - 1
где Е – индекс экспансивности;
R* (+) - число сделанных положительных выборов;
R*(-)) – число сделанных отрицательных выборов;
N – число членов коллектива.
Работник А.: Е = (2 – 2)/ (5-1) = 0.
Работник Б.: Е = (2-2)/ (5-1) = 0.
Работник Д.: Е = (2-2)/(5-1) = 0.
Работник Е.: Е = (1-3)/(5-1) = - 0,5.
Работник Я.: Е = (2-2)/(5-1) = 0.
Проведенные расчеты показывают, что все члены коллектива, кроме работника Е., имеют нейтральную экспансивность, работник Е. – отрицательную. Таким образом, анализ матрицы (рис. 1) показывает, что назначенного волевым решением начальника цеха на должность мастера Е. только Я. хочет видеть в качестве мастера.
Положительный выбор
Отрицательный выбор
Взаимная положительная связь
Взаимная отрицательная связь
Рисунок 1 - Социограмма исследования
Причем, работник Е имеет отрицательный социометрический статус и отрицательный индекс экспансивности. Наивысший социометрический статус имеет работник А (С=1). Вместе с тем, общительность работника А., отношение его к коллективу характеризуется как нейтральное (индекс экспансивности соответствует значению 0).
Проведем расчет групповых социометрических индексов. Индекс группового социометрического статуса: С = (9-11)/5 = -0,4. Индекс групповой экспансивности: Е = (9-11)/5 = -0,4.
Расчет групповых социометрических индексов показал, что уровень коллективной сплоченности в рассматриваемой бригаде является низким (оба индекса имеют отрицательные значения).
Для подтверждения полученных результатов, в бригаде было проведено исследование психологического климата по методике А. А. Урбановича. В основе этой методики лежит специфический вид опроса, в котором участвуют все члены трудового коллектива. Каждому из них дается опросный лист, содержащий 74 суждения. Номера суждений, имеющих отношение к исследуемому коллективу, обводятся в опросном листе. Причем все опрашиваемые предупреждаются, что обводить суждения можно лишь в том случае, когда зафиксированная в суждении форма поведения соответствует всем или большинству членов коллектива. Тестирование позволяет оценить степень развития наиболее важных сами характеристик развития коллектива – ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность, а, следовательно, и социально-психологический климат в нем. Обработка результатов тестирования позволяет получить результат по каждому показателю, выраженный в баллах. При этом социально-психологический климат в коллективе, набравшем от 1 до 2 баллов оценивается как очень низкий, от 2 до 4 баллов как низкий, от 4 до 6 баллов – средний, от 6 до 8 баллов как оптимальный, от 8 баллов и выше – как идеальный.
В результате проведенного исследования получены результаты, представленные на рис. 2.
Рис. 2. Результаты исследования психологического климата в бригаде № 15
Условные обозначения: 1 – ответственность; 2 – коллективизм; 3 – сплоченность; 4 – контактность; 5 – открытость; 6 – организованность; 7 – информированность.
Из представленной диаграммы можно подтвердить ранее сделанный вывод о том, что уровень сплоченности коллектива является низким (3 балла), то же можно сказать и о контактности и открытости данного трудового коллектива. Средняя оценка отмечается по показателям ответственности, организованности и информированности. В целом психологический климат в бригаде оценивается как низкий. Проведенный анализ позволил дать руководству цеха рекомендацию рассмотреть вопрос о целесообразности назначения на должность мастера в бригаду № 15 работника А., имеющего высокий престиж в исследуемом коллективе. В свою очередь, правильный выбор руководителя может способствовать общей сплоченности исследуемой группы. Для подтверждения полученных результатов социоматрицы составлена сициограмма, которая наглядно представляет результаты исследования (рис. 2).