Файл: Взаимоотношения участников процесса управления. На примере конкретной организации.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Влияние психологических факторов на взаимоотношения в коллективе
1.1. Понятие и сущность трудового коллектива как социальной группы
1.2. Формирование взаимоотношений в коллективе
Глава 2. Исследование взаимоотношений в коллективе на примере ООО «Дилен»
2.1. Исследование взаимоотношений в трудовом коллективе
2.2. Исследование взаимоотношений руководителя и подчиненных
2.3. Рекомендации по оптимизации взаимоотношений в коллективе
Одним из механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку является аттракция. Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этою процесса, то есть качество отношения[21].
Под аттракцией понимают процесс предпочтения одних людей другими, взаимною притяжения между людьми, взаимной симпатии. Аттракция обусловлена внешними факторами (степенью выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или работы) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личною отношения к партнеру в процессе общения).
Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-
избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью субъектов. Причинами таких привязанностей могут являться общие интересы, взгляды, ценностные ориентации, привлекательные внешний облик и черты характера, способы поведения.
Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения. Другие полагают, что аттракция - это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент[22].
Межличностная привлекательность - это сложное психологическое свойство личности, которое «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей[23].
Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию. Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик.
В ходе межличностного восприятия (перцепции) осуществляется эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения. Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности, установление эмоциональных отношений[24].
Таким образом, на взаимоотношения между людьми оказывают ряд
различных факторов: сходство представлений людей, личностных ценностей, эмоциональный фон, межличностная привлекательность. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности[25].
Коллектив — это социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающих на одном предприятии или в одной организации. Группы делят на формальные и неформальные. Существенное отличие формальной группы заключается в том, что она всегда создается по инициативе администрации и входит подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия.
В управлении коллективом очень важно правильно сформировать рабочие группы и в зависимости от ситуации и решаемых задач применять эффективные способы воздействия на группы.
Межличностные отношения – это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, возникающих у людей по отношению друг к другу. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях.
На взаимоотношения между людьми оказывают ряд различных факторов: сходство представлений людей, личностных ценностей, эмоциональный фон, межличностная привлекательность. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.
Глава 2. Исследование взаимоотношений в коллективе на примере ООО «Дилен»
2.1. Исследование взаимоотношений в трудовом коллективе
Для изучения группового поведения работников ООО «Дилен» было использовано анкетирования на основе методики, предложенной в работе Крыловой А. А. и Маничевой С. А. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в подразделении. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный – неприятный». При измерении поведенческого компонента используется критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами подразделений в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов подразделений».
Особенности сложившихся в коллективе эмоциональных отношений, выявленные в результате анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ эмоциональных межличностных отношений
в коллективе[26]
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Большинство членов Вашего коллектива – хорошие, симпатичные люди |
8,5 |
18,9 |
1,5 |
65,5 |
5,6 |
Нравится ли Вам Ваш коллектив |
7,5 |
22,5 |
2,1 |
58,7 |
9,2 |
Атмосферу в Вашем коллективе можно назвать товарищеской |
9,6 |
33,8 |
4,5 |
43,3 |
8,8 |
Анализ полученных данных позволяет заключить, что большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 67,9 % членам работникам коллектив нравится, 52,1 % всех опрошенных считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 30-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 43,4 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе, характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в своем трудовом коллективе.
Оценки поведенческого компонента сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка поведенческого компонента отношений в трудовом
коллективе[27]
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга? |
3,5 |
7,5 |
4,1 |
55,7 |
29,2 |
Хотели бы Вы провести отпуск вместе с членами своего коллектива? |
23,9 |
31,9 |
8,9 |
23,2 |
12,1 |
Если бы Вы вышли на пенсию, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива? |
3,5 |
6,7 |
3,2 |
45,9 |
40,7 |
Анализ результатов исследования поведенческого компонента межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее (более 50 % опрошенных). Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 86,6 % опрошенных).
Оценки когнитивной компоненты сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 3.
Таблица 3
Оценки когнитивной компоненты отношений в трудовом
коллективе[28]
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Считаете ли Вы, что могли бы дать достаточно полную характеристику: Деловых качеств большинства членов коллектива? Личных качеств большинства членов коллектива? |
8,5 7,3 |
7,5 6,8 |
2,1 1,8 |
51,7 55,2 |
30,2 28,9 |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам? |
13,9 |
8,9 |
8,9 |
46,2 |
22,1 |
Анализ результатов исследования когнитивной компоненты межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что большинство коллег достаточно хорошо знают друг друга – могут дать характеристику как деловых (81,9 % опрошенных), так и личностных качеств (84,1 %).
Для целостной характеристики каждого компонента, полученные сочетания, обобщены следующим образом:
- положительная оценка (положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два – положительные);
- отрицательная оценка (отрицательные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два – отрицательные);
- неопределенная, противоречивая оценка (на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответ на два вопроса неопределенный, один ответ – неопределенный, а два других имеют противоположные оценки).
Результаты обобщения индивидуальных оценок отдельных компонентов отношения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты обобщения индивидуальных оценок отдельных компонентов отношения[29]
Характер оценки |
Процент ответов в общей выборке |
||
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент |
Когнитивный компонент |
|
Положительная |
63,7 |
68,8 |
78,1 |
Отрицательная |
33,6 |
25,8 |
17,6 |
Неопределенная |
2,7 |
5,4 |
4,3 |
Оценку компонента проводим с использованием формулы:
О = О (+) – О (-), (1)
где О (+) – процент положительных ответов,
О (-) – процент отрицательных ответов.
Для эмоционального компонента: Оэ = 63,7 – 33,6 = 30,1 >0.
Для поведенческого компонента: Оп = 68,8 – 25,8 = 43,0 > 0.
Для когнитивного компонента: Ок = 78,1 – 17,6 = 60,5 > 0.
Таким образом, с учетом знака каждого компонента, рассматриваемые отношения можно считать полностью положительными, а психологический климат в коллективе может трактоваться как весьма благоприятный.
Вместе с тем, следует отметить, что достаточно высокий процент опрошенных (около 40 % при оценке эмоционального компонента и около 10 % при оценке поведенческого компонента) не удовлетворен психологической атмосферой в своем трудовом коллективе.