Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (История и понятие права на фирменное наименование).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- иное лицо, которое действует на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, либо актом специально уполномоченного государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Особенности государственной регистрации юридических лиц при их создании и юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлены соответственно главами IV и V Закона о государственной регистрации юридических лиц.
Решение о государственной регистрации, согласно ст.11 указанного выше Закона, принятое регистрирующим органом, и есть основание для внесения соответствующей записи в Государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр.
Форма решения о государственной регистрации юридического лица не содержит реквизита, указывающего на фирменное наименование подлежащего регистрации юридического лица.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает либо направляет заявителю документ, который подтверждает факт внесения записи в ЕГРЮЛ. Документом, подтверждающим внесение указанной записи, признаётся свидетельство о государственной регистрации юридического лица, реквизиты которого содержат указание на фирменное наименование зарегистрированного юридического лица.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»[19] часть сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, подлежит публикации. Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ « Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»[20] установлено, в частности, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации», а также размещаются в сети Интернет на официальном сайте ФНС России. Указанные сведения предоставляются Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных. В состав сведений, предоставляемых для публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», сведения о фирменных наименованиях зарегистрированных юридических лиц не входят.
2. Содержание права на фирменное наименование, его прекращение и правовая охрана
Исключительное право на фирменное наименование, подразумевает под собой юридическую монополию на использование его в качестве средства индивидуализации участника гражданского оборота, хотя данный момент оказывается недостаточно сильным из-за пробелов в правовом регулировании. Это вызвано отсутствием запрета на участие коммерческих организаций в гражданском обороте под одними и теми же фирменными наименованиями. По мнению специалистов данные явления имеют объективные основания, так как следование классическим канонам может породить, по словам А.П. Сергеева, «множество трудноразрешимых споров и приведет к большим непроизводительным затратам»[21] . Одной из причин, по которой невозможна реализация безусловного запрета на использование различными юридическими лицами одного и того же или сходного фирменного наименования, А.П. Сергеев считает объективную «ограниченность круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и огромного числа предпринимателей»[22] .
Однако недоработки в законодательстве не должны оправдываться объективными причинами, порождаемыми ограниченностью лексических возможностей языка и наличием большого количества предпринимателей.
Право на фирменное наименование имеет силу не только в пределах Российской Федерации, но и, согласно статье 8 Парижской конвенции, во всех странах - участницах этой Конвенции. На территории Российской Федерации подлежат правовой охране также и фирменные наименования иностранных юридических лиц. Но, относительно фирменных наименований индивидуальных предпринимателей, которые признаются законодательством ряда зарубежных стран, в том числе стран - участниц Парижской конвенции, то этот вопрос в части правовой охраны данных наименований на территории Российской Федерации достаточно спорный. По законодательству Германии, например, правом на фирму наделяются не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели. К тому же понятие фирмы иностранного индивидуального предпринимателя не идентично с понятием фирмы по нашим законам. Из чего образуется неясность, может ли иностранец передать право на фирменное наименование в составе комплекса исключительных прав в случае заключения договора коммерческой концессии как право на фирму, понимаемое в соответствии с российскими законами? Если руководствоваться взглядами В.Ю. Бузанова и В.В. Голофаева [23], то в данном случае фирма иностранного индивидуального предпринимателя трансформируется в коммерческое обозначение. Само же право на фирму индивидуального предпринимателя передать в рамках договора коммерческой концессии согласно названной позиции нельзя.
В структуру исключительного права на фирменное наименование не входят в качестве элементов личные неимущественные права, хотя само право на фирму рассматривается некоторыми учеными как личное неимущественное право[24] . С данной позицией согласиться трудно, если сопоставлять право на фирму «с исключительным правом на использование» фирменного наименования.
В соответствии с п.4 ст.54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не вправе, а должно иметь фирменное наименование.
Право на фирму - это исключительное имущественное право на использование фирменного наименования. Хотя на практике регистрационная модель возникновения исключительного права не реализована, она противоречит международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из статьи 8 Парижской конвенции.
Фирменное наименование может также использоваться и в качестве товарного знака, зарегистрированного на имя лица, которое имеет право использовать такое наименование. В таком случае действует правило п.3 ст.7 Закона о товарных знаках, согласно которому не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию или его части в отношении однородных товаров, право на которое в Российской Федерации возникло у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Данное правило было введено для устранения смешения в гражданском обороте средств, индивидуализирующих товары, и средств, индивидуализирующих производителя однородных товаров.
Под использованием фирменного наименования необходимо рассматривать как фактическое применение наименования, а именно его размещение на товаре, так и номинальное оповещение о нем в текстах договоров, объявлений, рекламы.
Законодательство о фирменных наименованиях сейчас не содержит требований о юридически значимом объеме использования фирмы, несмотря на то, что действия по его использованию являются обязанностью фирмовладельца.
Исключительное право на использование фирменного наименования имеет также и свои предметные границы. Так существует общепринятое правило «одно юридическое лицо - одна фирма». Оно действует с исключениями, которые обозначены в законе, регулирующем отношения по поводу коммерческой концессии. В рамках концессионных отношений правообладатель может предоставить фирменное наименование в составе комплекса исключительных прав нескольким пользователям, которые действуют на различных территориях, одновременно занимаясь предпринимательской деятельностью под своим фирменным наименованием при соблюдении ряда условий, в большей части территориального характера. Из чего следует, что концессионные правоотношения не исключают множественность лиц, наделенных правом использования одного и того же фирменного наименования.
Случай множественности лиц, использующих одно и то же наименование, приводится А.П. Сергеевым, допускающим «появление в обороте и нескольких юридических лиц, действующих под одним и тем же названием, которым раньше пользовалось прекращенное в результате разделения юридическое лицо»[25] . Это, по мнению автора, «возможно только тогда, когда, во-первых, они намерены действовать на разных участках рынка, и, во-вторых, это не создает затруднений для других участников оборота»[26] .
Право на фирменное наименование является бессрочным, то есть, оно действует в период жизненного цикла деятельности предприятия. Право на использование фирменного наименования прекращается с момента ликвидации коммерческой организации, которую оно индивидуализировало в гражданском обороте.
Обозначаются также и специфические основания, по которым право на фирменное наименование может быть прекращено и при существовании организации, которую оно индивидуализировало.
Так, А.П. Сергеев указывает четыре основания, по которым право на фирму может прекратиться досрочно, а именно:
- при отказе фирмовладельца от права пользования конкретным фирменным наименованием;
- при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования;
- при реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое фирменное наименование;
- по решению суда ввиду несоответствия фирменного наименования требованиям закона или нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц[27] .
Отказ владельца фирмы от исключительного права на использование принадлежащего ему фирменного наименования можно расценивать также как отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащее ему имущество, который допускается ст.236 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Данный отказ должен сопровождаться актом публичного оповещения об этом факте. При этом, отказавшись от названного права, коммерческая организация не теряет обязанности иметь фирменное наименование. Иными словами условием отказа от права на использование должна быть регистрация нового фирменного наименования. Замена фирменного наименования другим решается в порядке регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В некоторых источниках имеет место быть точка зрения о фирменных наименованиях, право на использование которых прекращено по причине отказа, согласно которой «подобные фирменные наименования могут быть избраны для своего обозначения любыми заинтересованными в этом участниками оборота»[28] . Но, действующее законодательство не запрещает подобное, если только указанный факт не влечет нарушения правил о недобросовестной конкуренции и не вводит потребителей в заблуждение. И в данном случае стоит согласиться с А.П. Сергеевым в том, что «указанные действия должны рассматриваться как злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция со всеми вытекающими отсюда последствиями»[29] .
Вопрос о праве на использование фирменного наименования при реорганизации юридического лица – владельца фирмы в литературе исследован достаточно основательно. Установленные гражданским законодательством формы реорганизации юридических лиц оказывают различное влияние на правообладание фирмой, с чем и согласно большинство исследователей[30]. В соответствии со ст. 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации реорганизация юридических лиц может быть осуществлена путем: слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, разделения одного юридического лица на несколько новых юридических лиц, выделения из состава юридического лица других юридических лиц, преобразования юридического лица в иную организационно-правовую форму юридического лица. По общему правилу при реорганизации права и обязанности, в том числе право на использование фирменного наименования реорганизуемого юридического лица, переходят к иным субъектам права в порядке универсального правопреемства.
В процессе слияния юридических лиц - фирмовладельцев права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом. В литературе называются три варианта решения вопроса о фирменном наименовании в процессе слияния юридических лиц - соединение фирменных наименований в единое целое, избрание нового фирменного наименования, которое ни одним из сливающихся юридических лиц ранее не использовалось, продолжение пользования фирменным наименованием одного из сливающихся юридических лиц[31].
При присоединении юридического лица - фирмовладельца к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного лица в соответствии с передаточным актом. В этом случае лучше сохранить фирменное наименование юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо. Хотя, и смена фирменного наименования на фирменное наименование присоединенного юридического лица не исключена. В первом случае прекращается право на использование фирменного наименования присоединенного лица, а во втором - право на использование фирменного наименования юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо.