Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (История и понятие права на фирменное наименование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При разделении юридического лица - фирмовладельца права и обязанности последнего переходят к возникшим вновь юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В указанном случае могут быть использованы следующие варианты:

- прежнее фирменное наименование может быть оставлено по соглашению участников процесса разделения либо по решению суда за одним из вновь возникших юридических лиц. В данном случае право на использование фирменного наименования не прекращается.

- вновь возникшие юридические лица могут выбирать для себя новые фирменные наименования. При этом право на использование прежнего фирменного наименования, принадлежащее юридическому лицу, подлежащему разделению, прекращается.

Ещё один вариант решения вопроса о фирменном наименовании при разделении юридического лица предлагается в юридической литературе. Его смысл заключается в том, что вновь возникшие юридические лица продолжают действовать в гражданском обороте под одним и тем же наименованием, которым ранее пользовалось юридическое лицо, подвергнутое процедуре разделения[32] . Хотя данный вариант может применяться только в исключительных случаях и лишь при соблюдении условия осуществления вновь возникшими юридическими лицами предпринимательской деятельности на разных секторах рынка либо на разных территориях.

В процессе выделения из состава юридического лица - фирмовладельца одного или нескольких юридических лиц к каждому переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Право на использование фирменного наименования в таком случае также не прекращается, потому что юридическое лицо, из состава которого выделяются новые хозяйствующие субъекты, не прекращает своей деятельности.

При преобразовании юридического лица - фирмовладельца одного вида в юридическое лицо другого вида, а точнее в процессе изменения организационно-правовой формы, к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. В таком случае изменение организационно-правовой формы является решающим фактом в определении судьбы фирмы подлежащего преобразованию юридического лица. Структура прошлого фирменного наименования меняется и получается другое наименование. В результате чего право на использование прежнего фирменного наименования прекращается.

Некоторые предполагают, что «к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, что означает переход права на фирменное наименование»[33] . При этом «в это фирменное наименование, при необходимости, должны быть внесены соответствующие изменения»[34] .


Однако, если рассматривать позицию, занятую ВАС РФ в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике»[35], несмотря на изменение организационно-правовой формы, юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, может пользоваться прежней фирмой в силу того, что оно существует в иной организационно-правовой форме.

Следует брать во внимание и то, что в случаях, которые предусмотрены гражданским законодательством, реорганизация фирмовладельцев - коммерческих организаций может повлечь возникновение лишь определенных видов коммерческих организаций. В соответствии со ст.68 Гражданского Кодекса Российской Федерации хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы. Согласно п.2 ст.92 Гражданского Кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив, учитывая п.2 ст.104 Гражданского Кодекса Российской Федерации акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, по нормам п.2 ст.112 Гражданского Кодекса Российской Федерации производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

Преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и в обратном порядке не допускается, за исключением тех случаев, которые напрямую предусмотрены законом (например, ст.34 Закона об унитарных предприятиях, ст.17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[36] , п.1 ст.121 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Право на использование фирменного наименования может быть прекращено по решению суда в принудительном порядке. Причины в данном случае могут быть самыми разными. Данные причины можно разделить на две группы, а именно принудительный запрет на пользование конкретным фирменным наименованием и принудительная реорганизация или принудительная ликвидация юридического лица - фирмовладельца. Исключительное право на фирменное наименование согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации ограничивается только двумя правомочиями: правом владения (п.1 ст.1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и правом пользования (п.1 ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации), распоряжение же исключительным правом на фирменное наименование не допускается (п.2 ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации), что означает запрет на любое предоставление своего фирменного наименования другому лицу.


Фирменное наименование не может признаваться имуществом, имеющим какую-либо стоимость: оно может оцениваться только в составе других нематериальных активов (как коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания) [37] .

Данный факт является особенностью российских законов, так как международное право разрешает отчуждение права на фирменное наименование.

На сегодняшний день фирменное наименование неотделимо от любого юридического лица, прошедшего государственную регистрацию.

В четвёртой части Гражданского Кодекса Российской Федерации в качестве объектов правовой охраны указаны фирменные наименования (§ 1 гл.76 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Они относятся к средствам индивидуализации, на которые законодатель распространил такой же правовой режим, что и на результаты интеллектуальной деятельности. При этом существуют основные принципы охраны фирменного наименования, это:

- обязательность государственной регистрации путем включения в Единый государственный реестр юридических лиц;

- исключительность права на его использование;

- право требования от всех сторонних лиц не использовать зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование;

- право на возмещение убытков[38] .

Наименование коммерческой организации называется фирменным, потому что является объектом исключительного права на фирму. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования (ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Следовательно, другие юридические лица не имеют права использовать фирменное наименование, которое уже зарегистрировано каким-либо юридическим лицом. Причём исключительное право на фирменное наименование возникает только после государственной регистрации, а не в силу использования, как это предусмотрено Парижской конвенцией по охране промышленной собственности.

Лицо, которое неправомерно использует чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию его обладателя обязано прекратить использование и возместить причиненные убытки.

Исключительное право на фирменное наименование, в отличие от других средств индивидуализации, не подразумевает права на распоряжение им. П.2 ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на распоряжение фирменным наименованием (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования).


В соответствии с п.3 ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации другим лицам запрещено использовать не только полностью совпадающее наименование, но и сходное с ним до степени смешения. Данный запрет распространяется на те конкретные случаи, когда другое лицо осуществляет аналогичную деятельность.

При нарушении исключительного права можно требовать прекращения использования фирменного наименования нарушителем, а также возмещения убытков (ст.15 Гражданский Кодекс Российской Федерации). Причём, как возмещения реального ущерба, так и упущенной выгоды. Иными словами, правообладатель может потребовать от других лиц прекратить использование фирменного наименования, тождественного его фирменному наименованию или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем (п.4 ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации). При этом правообладатель также вправе требовать от нарушителя возмещения ему причиненных убытков. Но это право возникает у правообладателя только в том случае, если его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее фирменного наименования нарушителя (п.3 ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Под упущенной выгодой в таком случае могут пониматься потери владельца фирмы, связанные с уменьшением его доходов вследствие неправомерных действий ответчика по использованию фирмы для собственного обозначения, применению ее в товарном знаке либо ее искажению. Основной трудностью является в таком случае обоснование истцом конкретного размера упущенной им выгоды. Хотя ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гласит о том, что «если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы», и несколько облегчает данную задачу. Иными словами согласно указанной норме обладателю нарушенного права на фирменное наименование можно сопоставить свою упущенную выгоду с доходами, которые извлечены незаконным пользователем фирменного наименования за весь период правонарушения. К тому же совершенно ясно, что доказать размер доходов правонарушителя гораздо легче, чем свои потери в виде неполученных доходов.

Статья 1475 Гражданского Кодекса Российской Федерации указывает на то, что исключительное право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц, ограничено территорией Российской Федерации. Из чего следует, что за пределами Российской Федерации оно не действует. Исключительное право на фирменное наименование существует до тех пор, пока существует само юридическое лицо, либо пока последнее не решило его изменить в установленном законом порядке. Иными словами, действие исключительного права на фирменное наименование не ограничено каким-то конкретным сроком. Как уже говорилось выше, в соответствии с п.2 ст.1475 Гражданского Кодекса Российской Федерации исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.


Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не содержит требования о проверке при регистрации юридического лица уникальности фирменного наименования регистрируемых юридических лиц, что и приводит к существованию юридических лиц с совпадающими как произвольными, так и обязательными частями фирменного наименования[39] . Также при регистрации товарных знаков, несмотря на указание законодательства о товарных знаках, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам не проводит проверки заявляемых обозначений на совпадение с зарегистрированными фирменными наименованиями. А при возникновении прав на фирменное наименование не происходит проверки на тождество или сходство с уже зарегистрированными ранее товарными знаками. Поэтому происходит достаточно много случаев, когда фирменное наименование и товарные знаки различных правообладателей совпадают [40], что расценивается Федеральной антимонопольной службой как недобросовестная конкуренция. А Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. запрещает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, и все действия, которые способны вызвать смешение в отношении предприятия, промышленной или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с п.1 ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации правообладатель может использовать свое исключительное право на фирменное наименование любым возможным способом, в том числе путем его указания на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах, на их упаковках. Ограничения в данном случае касаются только других фирменных наименований, тождественных или сходных до степени смешения с используемым, при наличии приоритета (п.3 ст.1474 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

В том случае, когда различные средства индивидуализации, а именно: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, то преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (п.6 ст.1252 Гражданский Кодекс Российской Федерации) [41].

Из вышеизложенного следует, что владелец фирменного наименования, обладающего более ранним приоритетом, в случае обнаружения сходных данных вправе требовать: