Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (История и понятие права на фирменное наименование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Что такое «фирменное наименование», и в чём заключаются смысл и полезность его использования? В понятии обывателя фирменное наименование – это название какого-то предприятия, фирмы. Для чего же и от кого его следует охранять?

В современных условиях жёсткой конкуренции для привлечения клиентов предпринимателям нужно вкладывать немалые средства в рекламные компании, улучшение качественных характеристик товаров, работ либо услуг. Поэтому каждый из них заинтересован в том, чтобы его предприятие не смешивалось с предприятием конкурента в глазах потенциально возможного покупателя, а наоборот запоминалось клиенту. Потребители, в свою очередь, также хотели бы отличать продукцию одного производителя от продукции другого производителя с помощью средств, которые позволяют ее индивидуализировать. Одним из таких средств является фирменное наименование, именно оно позволяет потребителю отличить, выделить нужного ему предпринимателя из общей массы.

С точки зрения Гражданского Кодекса фирменное наименование можно рассматривать как наименование коммерческой организации, под которым она принимает участие в гражданском обороте, то есть осуществляет свою деятельность. Даваться оно может один раз в момент создания предприятия и остаётся на весь период функционирования юридического лица. По мере того, как оно используется, юридическое лицо начинает выделяться в кругу своих конкурентов, становится более известным среди потребителей. По выполняемой функции фирменное наименование можно сравнить с именем человека. Оно также является своего рода гарантией качества продукции и услуг предприятия. Одним словом, фирменное наименование – это то, с чем покупатель в первую очередь ассоциирует какое-то конкретное предприятие.

Выбор настоящей темы связан с тем, что в условиях рыночных экономики она никогда не потеряет своей актуальности. Фирменное наименование будет необходимо всегда, пока существует конкуренция, а не царствует монополия. Данная тема интересна ещё и потому, что единого чёткого мнения по поводу содержания понятия «фирменное наименование» нет, а нашему действующему законодательству, которое регулирует данный вид отношений, можно дать характеристику неидеального. Хотя вопрос охраны доброго имени юридических лиц является не менее значимой проблемой по сравнению с защитой доброго имени лиц физических.

Целью данной работы является изучение российского законодательства, в наибольшей степени Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующего вопросы использования фирменного наименования коммерческих организаций и его охраны.


Предметом изучения являются правовые нормы, которые содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также в других нормативно-правовых актах.

1. История и понятие права на фирменное наименование

Обратимся сначала к историческим аспектам возникновения фирменного наименования. В Европе определение фирмы впервые было дано в Торговом уложении Германии 1861 г., после чего закреплено законодательством и других стран, как, например, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция.

В законодательстве нашей страны понятие «фирма» упоминалось впервые в XIX веке. «Фирма есть название торгового предприятия, а право на фирму есть исключительное право производства или сбыта известных товаров от имени данного предприятия, под данной фирмой. Так как известное предприятие, благодаря достоинству своих товаров, приобрело значительный круг потребителей, то для других представляется искушением воспользоваться чужой фирмой, чтобы отвлечь внимание покупателей. Здесь-то закон принимает под свою защиту интересы предприятия и запрещает всем другим употреблять ту же фирму. Это достигается мерами предупредительными и карательными»[1].

Причем, «по толкованию Сената, фирма есть внешнее название или имя, даваемое лицом, производящим торговлю, своему торговому делу или предприятию»[2] .

Фирменное наименование частично характеризовалось также в статьях, регламентирующих порядок учреждения товарищества (в ст. ст.62, 71 Торгового устава) и акционерной компании (ст.2148 Гражданского законодательства). К примеру, в соответствии со ст.2148 Гражданского законодательства «каждая компания должна быть учреждаема под определительным наименованием, от предметов или свойства предприятия заимствованным». Или, согласно ст.62 Торгового устава полное товарищество «составляется из двух или многих товарищей, положивших за едино торговать под общим названием всех»[3] .

В названный период времени фирменное наименование используется, по большей степени, для обозначения субъекта прав на конкретное торгово-промышленное предприятие или как имя его владельца, так как предприятие, а не группа лиц становится основой хозяйственной жизни. Всё же предприятие по-прежнему не являлось субъектом, а, напротив, оно - объект правовых отношений, исходя из этого, права и обязанности из совершённых сделок приобретал и осуществлял сам владелец.


После 1917г. в истории российского законодательства был принят первый нормативный акт, который был посвящён фирменным наименованиям, точнее это было Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (далее - Положение о фирме)[4]. До данного момента в каждом конкретном случае соответствующие законы указывали, на то, каким должно быть содержание фирменного наименования. И в отдельных законах признавалась фирма не только юридического лица, но и отдельных владельцев. Вопросы о фирмах не регулировались законом.

Положение о фирме определяло структуру фирмы различных организационно-правовых форм юридических лиц, а также отдельных предпринимателей, а также основания для возникновения и прекращения права на фирму.

Так, согласно ст. 1, 2, 3 Положения, фирменное наименование кооперативных организаций, а также всех видов уставных товариществ обязательно должно содержать следующие указания - два видовых признака: предмет предприятия и вид правовой организации его владельца (трест, кооператив, акционерное общество и так далее); а для государственных предприятий обязателен также третий видовой признак - указание на подчинение соответствующему ведомству. Для договорных товариществ, ввиду значения личной дополнительной ответственности участников, Положение требовало, наряду с уже указанными видовыми признаками указывать в фирме имена не менее двух товарищей, несущих неограниченную ответственность (ст.4, 5). Для единоличного же предприятия закон, как и на западе, требовал указания имени и фамилии владельца, но, отличительно от западных законов требовалось и добавления предмета предприятия. Согласно ст.6 фирма должна содержать какие-либо указания, которые необходимы для отличия предприятия от других однородных предприятий; таким указанием могло быть оригинальное наименование или указание местонахождения, или номер предприятия, как было принято в текстильной промышленности.

В правильном использовании фирмы был заинтересован не только владелец предприятия. Так, в Положении, а именно в статье 7, содержится принцип истинности фирмы, воспрещающий помещение в фирме указаний, способных ввести в заблуждение.

В фирму согласно ст.7, 8 Положения могло быть включено также и сокращенное наименование предприятия.

В интересах владельца Положение в статьях 8 и 12 признавало за последним исключительное право на избранную им фирму, то есть владельцу фирмы предоставлялось право запретить в порядке предъявления гражданского иска всякому другому пользоваться «тождественной или сходной фирмой».


Согласно Положению 1927 г., а именно статье 10 право на фирму возникало с момента её фактического использования при условии ее соответствия нормам закона. Никакой особой регистрации право на фирму не подлежало.

После Положения 1927г. долгое время никаких законов относительно данного вопроса не принималось.

Уже гораздо позже появилось Постановление Верховного Совета от 15 апреля 1993 г. № 4814-1 «О правопреемстве фирменных наименований акционерных государственных предприятий»[5], согласно которому за ними закреплялись наименования, принадлежавшие им до приватизации. А в случае регистрации под этими наименованиями других акционерных обществ (товариществ), они должны были в течение месяца поменять наименования на другие.

В настоящий момент в нашей стране права на фирменные наименования регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, специальными законами об отдельных видах юридических лиц, а именно: федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[6], федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими. 1 января 2008 года Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. «О введении в действие положения о фирме»[7] утратило силу.

Если рассматривать международное законодательство, положения о фирменном наименовании содержатся также в Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 года.

Следует отметить, что конкретного определения фирменного наименования на сегодняшний день в действующем законодательстве и международных договорах не существует. Под ним следует понимать наименование юридического лица, позволяющее отличить таковое от других участников гражданского оборота. Исключительное право на фирменное наименование может принадлежать юридическому лицу - коммерческой организации и возникает при регистрации юридического лица.

Действующее законодательство Российской Федерации, указывает возможных обладателей прав на фирменное наименование, исходя из рода осуществляемой ими деятельности. Так, согласно п.4 ст.54 Гражданского Кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Из этого не следует, как это утверждает В.В. Орлова, что «только юридическое лицо может иметь фирменное наименование. Причем не всякое, а только коммерческая организация»[8] .

Ведь, в соответствии с п.3 ст.1027 Гражданского Кодекса Российской Федерации, сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Так как право на фирменное наименование является неотъемлемым и обязательным элементом комплекса исключительных прав, предоставляемых пользователю, он, обладая статусом индивидуального предпринимателя, становится, обычно на время, владельцем «чужой» фирмы. Но при этом отчуждения права на фирму не происходит. Оно предоставляется пользователю с возложением на правообладателя обязательства не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории (п.1 ст.1033 Гражданского Кодекса Российской Федерации). На не закрепленной за пользователем территории аналогичный комплекс исключительных прав, в том числе право на использование того же фирменного наименования, может быть предоставлен другому пользователю, либо правообладатель сам может осуществлять предпринимательскую деятельность под «своей» фирмой. Ввиду чего право на фирму может быть делимым между различными субъектами в зависимости от территориальных зон их предпринимательской деятельности.


Возможность индивидуальному предпринимателю иметь фирменное наименование косвенно подтверждается также нормой, которая закреплена в п.2 ст.1028 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно ей договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.

Хотя нормы п.3 ст.1027 и п.2 ст.1028 Гражданского Кодекса Российской Федерации и допускают возможность индивидуальному предпринимателю быть носителем исключительного права на фирму, данный момент вызывает чаще негативную оценку со стороны специалистов. Так, А.П. Сергеев считает их ошибочными[9] , а В.В. Орлова - противоречащими ст.54 Гражданского Кодекса Российской Федерации [10] .

На мой взгляд, данная позиция сформулирована недостаточно ясно, что часто случается в современной практике нормотворчества, поэтому её нельзя считать ошибочной и противоречивой.

Индивидуальный предприниматель, может использовать не только «чужое», но и «свое» фирменное наименование. Ведь право на индивидуализацию предпринимателя как участника гражданских правоотношений возникает согласно п.3 ст.23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского Кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа правоотношения.

Особый правовой режим нужен также и для индивидуализации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так как указанный гражданин является особым субъектом гражданского права, что, по замечанию В.Ф. Попондопуло, «определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя»[11]. Режим индивидуализации, который обеспечивает возможность выступления в гражданском обороте под собственным именем (п.1 ст. 19 Гражданского Кодекса Российской Федерации), хотя и пригоден для целей занятия предпринимательством, однако не способен придать личности гражданина должную степень индивидуализации, свидетельствующую о его предпринимательской деятельности. П.П. Цитович утверждал: «Фирма - имя и торговца и его торговли» [12] . Значит, собственное имя гражданина, включающее фамилию, имя и отчество, ни в какой степени не характеризует сферу его бизнеса. Поэтому согласиться с А.П. Сергеевым, полагающим, что «в самом деле, предоставление индивидуальному предпринимателю права на пользование особым фирменным наименованием было бы излишней мерой, так как его индивидуализация в гражданском обороте вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под своим собственным именем»[13] тяжело.