Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (История и понятие права на фирменное наименование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в отношении товарного знака (знака обслуживания) с более поздним приоритетом - признания регистрации такового недействительной;

- в отношении другого фирменного наименования или коммерческого обозначения - полного или частичного запрета на их использование.

Судебная же практика в настоящее время исходит из того, что для удовлетворения исковых требований по спорам о защите прав на фирменное наименование, необходимо устанавливать следующие моменты:

- фирменное наименование истца было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее фирменного наименования ответчика;

- истец и ответчик осуществляют на одной и той же территории аналогичную деятельность;

- фирменные наименования истца и ответчика тождественны, либо сходны до степени смешения в отношении аналогичных видов деятельности.

При этом фирменное наименование считается сходным до степени смешения с другим фирменным наименованием в том конкретном случае, когда оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на какие-то отдельные отличия (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу № А43-15847/2014).

Из вышесказанного следует сделать вывод, что Гражданским Кодексом Российской Федерации, установлена охрана исключительных прав коммерческой организации на зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование, но не определены условия, при которых использование охраняемого фирменного наименования признается противоправным, в связи с чем возникают спорные вопросы о применении санкций.

Заключение

Фирменное наименование на данный момент является одним из четырех средств индивидуализации, известных российскому законодательству. Оно индивидуализирует коммерческие юридические лица и является также обязательной неотъемлемой частью учредительных документов данных юридических лиц. При выборе фирменного наименования следует учесть, что последнее должно соответствовать ряду установленных законодательством требований. Оно должно состоять из сведений об организационно - правовой форме юридического лица, объем которых определён соответствующими нормативными актами, и непосредственно самого наименования. Совместно с полным фирменным наименованием законом не исключается возможность использования сокращенной формы. В фирменном наименовании может быть использовано любое слово либо словосочетание за некоторыми исключениями, которые установлены законом и касаются таких наименований, как Россия, Российская Федерация и образованных от них слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных правил либо совсем запрещено.


Гражданским Кодексом Российской Федерации фирменное наименование отнесено, как средство, индивидуализирующее юридическое лицо, к объектам интеллектуальной собственности.

Фирменное наименование юридического лица, которое является коммерческой организацией, должно определяться его учредительными документами и регистрироваться путем включения в Государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации данного юридического лица (ст.51 Гражданского Кодекса Российской Федерации), из чего следует, что исключительное право на фирменное наименование возникает в момент государственной регистрации коммерческого юридического лица. Однако, данный момент является общепринятым правилом только в отношении российских организаций. Право на фирменное наименование иностранных организаций возникает в соответствии с зарубежным законодательством. В некоторых странах право на фирменное наименование юридического лица возникает не после регистрации, а при начале использования данного средства индивидуализации.

Возможность использовать право на фирменное наименование зависит также от двух дополнительных обстоятельств, а именно, название не должно противоречить букве закона и должно обладать хотя бы минимальной различительной способностью, то есть важным требованием к фирменному наименованию является наличие отличительных признаков, которые исключают возможность идентификации его правообладателя с другими коммерческими организациями и предпринимателями, осуществляющими похожую деятельность. В обратном случае фирменное наименование не может выполнять своей главной роли - средства индивидуализации конкретного юридического лица.

Исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничивается только лишь предметом его деятельности. Из чего можно сделать вывод, что организации, которые заняты в разных областях коммерческой деятельности либо выпускающие разную продукцию, могут воспользоваться одинаковым наименованием.

На данный момент существует особый режим использования фирменных наименований, последний состоит в том, что передача права на фирменное наименование другим лицам не допускается, за исключением лишь только тех случаев, которые установлены Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории Российской Федерации и прекращается лишь с ликвидацией юридического лица. Оно позволяет правообладателю не только самостоятельно пользоваться данным объектом интеллектуальной собственности, но также запрещать его использование всем другим лицам. Хотя на самом деле в настоящее время правовое регулирование в этой области достаточно сложное и механизм защиты фирменного наименования недостаточно конкретизирован существующими нормами права.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 06.12.2014] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.

3. Гражданский кодекc Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.01.1996 г., по cоcтоянию на 06.12.2014] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г., по состоянию на 29.11.2014] // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 49. - Ст.4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Текст]: [Федеральный закон № 230-ФЗ, принят 18.12.2006 г., по состоянию на 01.12.2014] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (1 ч). - Ст.5496.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 138-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 04.12.2014] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст.4532.

7. Об акционерных обществах [Текст]: [Федеральный закон № 208-ФЗ, принят 26.12.1995 г., по состоянию на 01.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст.1.

8. О некоммерческих организациях [Текст]: [Федеральный закон № 7-ФЗ, принят 12.01.1996 г., по состоянию на 01.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст.145.

9.О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [Закон № 129-ФЗ, принят 08.08.2001 г., по состоянию на 01.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст.3431.

10.О банках и банковской деятельности [Текст]: [Федеральный закон № 395-1, принят 02.12.1990 г., по состоянию на 02.11 2014] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст.492.

11.Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации [Текст]: [Приказ ФНС РФ № САЭ-3-09/355@, от 16.06.2006 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 28. - С.16.

Специальная и учебная литература:

12.Голофаев В.В. Субъекты права на фирменное наименование [Текст] // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С.25.

13.Городов О.А. Субъекты прав на средства индивидуализации [Текст] // Предпринимательское право. - 2008. - № 1. - С.21.

14.Гражданское право [Текст] / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. Т.3. - М., Проспект. 2006. - 736 с.


15.Гришаев С.П. Правовая охрана фирменных наименований [Текст] // Законодательство. - 2007. - № 9. - С.24.

16.Победоносцев К.П. Курс гражданского права. [Текст] / Под ред. Томсинова В.А. - М., Статут. 2003. - 642 с.

17.Сергеев А. Правовая охрана товарных знаков [Текст] // Корпоративный юрист. - 2007. - № 2. - С.21.

18.Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. [Текст] - СПб., Питер. 2003. - 342 с.

19.Фирменное наименование и основания его использования коммерческими организациями [Текст] / Под общ. ред. Попондопуло В.Ф., Скворцова О.Ю. - М., Волтерс Клувер. 2005. - 252 с.

20.Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. [Текст] - М., Статут. 2005. - 628 с.

Библиографический список

[1] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 264.

[2] Пиленко А. Право изобретателя. СПб., 1902. С 63.

[3] Победоносцев К.П. Курс гражданского права. [Текст] / Под ред. Томсинова В.А. – М., Статут. 2003. – С. 213.

[4] СУ. - 1927. - № 40. Ст. 395.

[5] Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 17. – Ст. 614.

[6] СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

[7] СЗ СССР. 1927. № 40. Ст. 395.

[8] Охрана интеллектуальной собственности в России: Сб. законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями [Текст] / Отв. ред. Трахтенгерц Л.А. – М., Норма. 2005. – С. 575.

[9] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2005. – С. 170; Гражданское право [Текст] / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. Т. 3. – М., Проспект. 2006. – С. 265.

[10] Орлова В.В., Добрынин О.В. Что происходит с товарным знаком в процессе банкротства и при наследовании? [Текст] // Патенты и лицензии. – 2006. – № 7. – С. 23.

[11] Коммерческое право: Учебник. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Под ред. Попондопуло В.Ф., Яковлевой В.Ф. – М., Юристъ. 2005. – С. 97.

[12] Цитович П.П. Очерк оcновных понятий торгового права. [Текст] – М., Статут. 2005. – С. 95.

[13] Сергеев А.П. Право интеллектуальной cобственноcти в Российской Федерации: Учебник. [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2005. – С. 126.

[14] О едином государственном рееcтре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в гоcударственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Поcтановления Правительcтва Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439 [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 630 от 16.10.2003 г., по состоянию на от 13.12.2005] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 43. – Ст. 4238.

[15] Шершеневич Г.Ф. Учебник гражданского права. М., 1995. С. 254.


[16] Cобрание законодательcтва РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.

[17] Собрание законодательcтва РФ. – 2002. – № 26. – Ст. 2586.

[18] Cобрание законодательства РФ. – 2002. – № 26. – Ст. 2585.

[19] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной влаcти. – 2006. – № 28. – С. 16.

[20] Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. [Текст] – СПб., Питер. 2003. – С. 21.

[21] Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. [Текст] – СПб., Питер. 2003. – С. 22.

[22] Бузанов В.Ю. Интеллектуальная собственность на коммерческое обозначение [Текст] // Хозяйство и право. – 2003. – № 12. – С. 17; Голофаев В.В. Субъекты права на фирменное наименование [Текст] // Хозяйство и право. – 2008. – № 1. – С. 25.

[23] Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. [Текст] – СПб., Питер. 2003. – С. 22.

[24] Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2006. – С. 73-74.

[25] Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. [Текст] – СПб., Питер. 2003. – С. 31.

[26] Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. [Текст] – СПб., Питер. 2003. – С. 31.

[27] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2005. – С. 144.

[28] Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2006. – С. 145.

[29 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2005. – С. 146.

[30] Фирменное наименование и основания его использования коммерческими организациями [Текст] / Под общ. ред. Попондопуло В.Ф., Скворцова О.Ю. – М., Волтерс Клувер. 2005. – С. 41-44; Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной промышленной собственности (методические рекомендации) [Текст] // Юридическое образование и наука. – 2007. – № 3. – С. 15.

[31] Уруков В.Н., Урукова О.В. Соотношение права на фирменное наименование и права на коммерческое обозначение [Текст] // Право и экономика. – 2007. – № 11. – С. 23.

[32] Дашян М.С. Особенности правовой охраны фирменных наименований в Российской Федерации: противоречия и аксиомы [Текст] // Право и экономика. – 2006. – № 11. – С. 19.

[33] Изотов Н.Н. О соотношении "защиты" и "охраны" интеллектуальной собственности [Текст] // Юридический мир. – 2006. – № 10. – С. 19.