Файл: Отчетность как завершающий этап учетного процесса (Анализ отчетности «ТРКинк» как завершающего этапа учетного процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторым нормативным уровнем регулирования раскрытия информации в бухгалтерской финансовой отчетности являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности. Они, как правило, регистрируются Министерством юстиции Российской Федерации и имеют законодательную силу для всех организаций, которым адресуются [12].

В третьем методическом уровне регулирования одним из самых главных документов, непосредственно связанным с формированием бухгалтерской финансовой отчетности является Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В данном нормативном документе представлены образцы форм бухгалтерской финансовой отчетности и указания об их объеме, содержатся общие требования к бухгалтерской финансовой отчетности и особенности формирования, порядок её составления и представления. Важным аспектом указанного документа признается право организацией самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской финансовой отчетности на основе предлагаемых образцов и с соблюдением общих требований к отчетности (полнота, существенность, нейтральность и прочее).

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Министерства финансов Российской Федерации. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет и представление информации в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с правилами, предусмотренными Министерством финансов Российской Федерации и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы. пример.

Документом четвертого организационного уровня системы нормативного регулирования представления бухгалтерской финансовой отчетности является учетная политика и рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые формирует главный бухгалтер на основании законодательных, нормативных и методических документов [10].

В приказе об утверждении учетной политики необходимо указать состав форм бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, методы расчета и оценки элементов отчетности, представить самостоятельно разработанные формы бухгалтерской финансовой отчетности.


В современных условиях развития бухгалтерской финансовой отчетности назрела настоятельная необходимость изменения устаревшей бухгалтерской терминологии в законодательных актах нашей страны.

При организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятии важную роль играет учетная политика. Каждое предприятие сталкивается с необходимостью разработки учетной политики. При этом одни стараются разработать как можно более детальный документ, другие подходят к решению данного вопроса формально, обозначая в учетной политике только необходимые элементы. Однако в последнее время значение учетной политики существенно возросло, она превратилась в реальный инструмент управления предприятием. Взвешенный подход при разработке учетной политики позволяет принимать эффективные управленческие решения. Грамотное раскрытие необходимой информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности, на основании которой заинтересованные пользователи и общественность осуществляют анализ финансового состояния деятельности организации и принимают финансовые решения, дает возможность предстать перед потенциальными инвесторами в выгодном свете.

Формирование полной и достоверной информации обеспечивается согласно п. 17 ПБУ 1/2008 раскрытием в отчетности принятых при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, способных существенно повлиять на финансовые решения, принимаемые заинтересованными пользователями. Состав и содержание информации подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности об учетной политике установлено соответствующими положениями по бухгалтерскому учету, а именно, в конце каждого положения есть отдельный пункт или раздел, называющийся - раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Порядок раскрытия информации об учетной политике в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности выбирается каждой организацией самостоятельно. Для наглядности и удобства применения представим основные положения учетной политики, требующие отражения в отчетности и оценим их влияние на нее показатели.

Учетная политика оказывает существенное влияние на показатели бухгалтерской отчетности, и наибольшее влияние оказывают методические аспекты. Причем методический аспект формирования учетной политики является наиболее главным и обширным разделом, в котором определяется выбор существенных способов ведения бухгалтерского учета, влияющих на правильность построения системы показателей бухгалтерской отчетности, позволяющих заинтересованным пользователям полно и достоверно оценить результаты деятельности организации, ее финансовое состояние и принять управленческие решения. В связи с этим при формировании учетной политики необходимо уделять наибольшее внимание раскрытию методических аспектов [11].


В случае, когда пользователи владеют методологией составления бухгалтерской отчетности, ее можно проверить на достоверность. Однако, зачастую, пользователь не владеет знаниями по бухгалтерскому учету, и бухгалтерская отчетность останется для ее пользователя загадкой. В связи с этим заинтересованному пользователю важно знать бухгалтерскую методологию и специфику формирования учетной политики, что позволит рассматривать представленную в отчетности информацию о финансовом положении организации не только как результат финансово-хозяйственной деятельности, но и как результат ее бухгалтерской интерпретации, являющейся далеко не одновариантной и, как следствие, субъективной.

Наряду с методическими аспектами, важное значение имеют и аналитические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета. Здесь считаем целесообразным проведение расчетов с целью выявления наиболее оптимальных вариантов методов и способов ведения бухгалтерского учета организации, которые бы позволили получить более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации. Для решения данной задачи необходимо рассмотреть ряд вопросов способствующих нахождению адекватных методов решения (построение математических моделей): определение метода амортизации основных средств; определение необходимости и размеров формирования резервов; способ списания сырья и материалов; метод расчета НЗП; метод переоценки хеджирования; способ учета расходов на капитальные вложения; способ учета ценных бумаг

Определение необходимых критериев позволит минимизировать невыгодные операции в действующих условиях для конкретного экономического субъекта, с учетом специфики его деятельности.

1.3 Общие требования к финансовой отчетности МСФО и РПБУ

Содержание бухгалтерского баланса определено ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». В балансе отражаются фактические данные об имущественном и финансовом состоянии, четко разграничены источники собственные и заемные, при этом формирование структуры актива предусматривает расположение статей в порядке возрастающей ликвидности, а пассива – в порядке возрастающей степени востребования капитала. Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, например в США.


Бухгалтерский баланс построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств, т. е. он состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу – активы, а в другой по источникам формирования – пассивы.

Строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей концепции бухгалтерского учёта и подразумевающее равенство итогов актива и пассива, которое можно записать в виде формулы:

Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность

Разложение правой стороны баланса на две составляющие в указанной последовательности имеет глубокий экономический смысл. В случае ликвидации экономического субъекта ввиду несостоятельности (банкротства) действующее законодательство в первую очередь предусматривает удовлетворение обязательств перед кредиторами, в строго установленной очередности. В то же время инвесторы на вложенный капитал получают только ту часть, которая остается после платежей по обязательствам.

Баланс может быть построен вертикально, как у большей части западных компаний или горизонтально, как у российских организаций. В США, в Великобритании, предусмотрено обе формы построения баланса.

Актив может находиться слева, а пассив справа (в российском балансе) или наоборот (типично для британских компаний 50–60–х годов).

Действующим законодательством России установлены единые основополагающие принципы и правила составления бухгалтерского баланса для всех субъектов. Принятая в настоящее время структура баланса в значительной мере приближена к мировой практике.

ПБУ 4/99 фиксирует требование к составителям бухгалтерского баланса обязательно представлять в нем активы и пассивы с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним – не более 12 месяцев после отчетной даты, или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Каждый элемент актива и пассива называют статьей баланса. Статьи баланса в зависимости от их экономической сущности распределены на пять разделов, объединяющих определенные группы статей.

Международными стандартами не предусмотрена какая либо стандартная форма баланса и определяется лишь круг обязательных статей баланса:

-основные средства;

-нематериальные активы;


-финансовые активы;

-инвестиции, учтенные по методу участия;

-запасы;

-торговые и другие дебиторские задолженности;

-денежные средства и их эквиваленты;

-задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность;

-налоговые обязательства;

-резервы;

-долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов;

-доля меньшинства;

-выпущенный капитал и резервы.

В России форма баланса закреплена законодательно (Приказ Минфина №66н от 02.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности»[15]). Имеется ряд различий в раскрытии статей баланса, которые приводятся ниже.

Ключевые различия в отношении основных средств касаются амортизации. В соответствии с международными стандартами учета руководству компании разрешено самостоятельно определять сроки службы основных средств, в зависимости от того, в течение какого периода времени предприятие предполагает их использовать. Хотя в ПБУ 6/2001 «Учёт основных средств» [10] также прописано, что организация сама определяет срок полезного использования основных средств, на практике организации для целей бухгалтерского учета продолжают использовать нормы амортизации, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. №1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР»[17]. В связи с принятием Главы 25 Налогового кодекса многие предприятия используют новую классификацию основных средств, установленную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», т.е. предпочтение отдается налоговому учету. Разница в сроках службы приводит к расхождениям в величине остаточной стоимости активов, а также в суммах по амортизации, начисленных за определенный период, представленных в соответствии с российской системой учета и МСФО. Основные способы начисления амортизации, в соответствии с отечественными и международными стандартами представлены ниже.

Отечественные стандарты:

- в соответствии с ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»;

Международные стандарты:

-в соответствии с МСФО 16 «Основные средства»).

Однако российскими предприятиями на практике опять таки в основном используется линейный метод, предписанный Налоговым кодексом.

Важное отличие состоит в том, что в российском учете не используется регулярный анализ активов на предмет их обесценения, в то время как МСФО 36 «Обесценение активов» применяется к большому числу активов, признаваемых в бухгалтерском балансе (нематериальные активы, основные средства, инвестиции). Основная задача этого стандарта – обеспечить реальную оценку активов в финансовой отчетности путем признания убытка от их обесценения (снижения стоимости, ценности), когда чистая балансовая стоимость превышает возмещаемую сумму. Убыток признается в отчете о прибылях и убытках за отчетный период, а если актив ранее переоценивался, – относится в уменьшение резерва переоценки. В МСФО (IAS) 36 предусмотрен ряд возможных признаков обесценения, наличие которых компания должна проверять на каждую отчетную дату, используя ряд внешних и внутренних источников информации. При выявлении хотя бы одного из них необходимо оценить возмещаемую стоимость актива для определения убытка от обесценения.