Файл: Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме (на примере ООО «РУС-Инжиниринг»)).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
Процессы принятия управленческих решений обладают очень сильными индивидуальными различиями, что объясняется, прежде всего, широким разнообразием индивидуальных свойств личности менеджеров[16]. Установлено, что наибольшее влияние эти свойства оказывают не на качество решений, а на то, каким способом они принимаются, что в итоге приводит к формированию индивидуального стиля принятия решений[17]. Существуют различные основания для классификации стилей принятия решений. Среди них выделяют такие признаки, как соотношение усилий лица, принимающего решение на стадиях разработки и выбора альтернатив; степень участия подчиненных в принятии решения: уровень организации процесса[18]. Исследования показали, что выбор «оптимального» стиля зависит не только от личности руководителя, но определяется также конкретной ситуацией, в которой он принимает решение[19].
В современной науке о принятии решений считается, что альтернативы характеризуются различными показателями их привлекательности для ЛПР. Данные показатели в узком смысле можно назвать критериями обоснования решения. В широком смысле под критерием необходимо понимать правила или определенный алгоритм принятия управленческого решения. Для
получения эффективного результата необходимо, чтобы набор критериев обладал такими свойствами, как полнота охвата основных аспектов проблемы, возможность детального анализа объекта исследования, критерии не должны повторяться, а их число должно быть оптимальным[20]. Проведя анализ специальной литературы и на основании мнений экспертов, были разработаны
критерии обоснования управленческого решения, основные из которых представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные критерии обоснования управленческого решения[21]
Критерии |
Примеры |
1 |
2 |
1. Критерии, характеризующие привлекательность отрасли (рынка) |
перспективы развития отрасли; емкость рынка; конкуренция на рынке; время жизни продукции на рынке |
2. Критерия, характеризующие конкурентоспособность продукции |
функциональные, потребительские, эстетические свойства продукции; соответствие продукции стандартам; потенциал развития продукции |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3. Критерии, характеризующие показатели эффективность маркетинговой программы |
Уровень изучения рынка сбыта продукции; основные потребители продукции; реклама продукции; система распределения продукции; методы стимулирования сбыта |
4. Критерия, характеризующие риски |
Риск низкого качества продукции; риск, связанный со сбытом продукции; риск недополучения ресурсов для производства продукции; социально-политический риск; риск, связанный с производством продукции |
5. Социально-экономические критерии |
Обеспечение занятости населения; использование научно-технического потенциала, уровень экспортного потенциала региона; формирование новых рынков сбыта; рост деловой активности в регионе |
6. Критерии, характеризующие потенциал предприятия |
Уровень репутации предприятия; эффективность организационно-управленческой системы; квалификация персонала; уровень технологического обеспечения; доступ к источникам необходимых материалов |
7. Производственные критерии |
Эффективность управления товарно-материальными запасами; эффективность использования технологического потенциала; культура производства; безопасность производства; организация подготовки производства |
Многие менеджеры рассматривают процесс обоснования решения исходя из максимизации результата и минимизации затрат. Однако в каждом решении есть определенный уровень риска: возможность не достигнуть поставленных целей или появление потерь[22].
Разработать универсальную схему учета факторов риска в процессе управления предприятием не представляется возможным, так как спектр таких решений большой и каждое решение является уникальным[23]. Однако механизм выбора наилучшего решения в условиях неопределенности и риска должен включать следующие модули[24]:
1. Оценка уровня обеспеченности информацией.
2. Сопоставление альтернативных вариантов.
3. Оценка возможных потерь при принятии решения[25].
Одним из первых этапов при принятии решения является выработка и постановка целей[26]. Если рассмотреть цели управленческих решений, то можно сделать вывод, что их количество невелико, хотя оценочных показателей используется большое число. Управленческие задачи взаимосвязаны
между собой, поэтому необходимо не только найти оптимальное решение, но и обеспечить согласованность частных решений между собой. Примерами целевых ориентиров может быть: увеличение объема производства, выход на новые рынки сбыта, увеличение качества продукции.
Основой согласованности целевых показателей является правильный выбор критериев оценки и принятие решений по отдельным задачам в процессе управления предприятием. Другим важным фактором является четкая последовательность действий при составлении плана производства и реализации продукции, в которых должны быть сведены воедино цели, используемые ресурсы и сроки выполнения[27].
Теоретически можно рассматривать однокритериальные и многокритериальные решения, однако практика показывает, что в управленческой деятельности решения носят многокритериальный характер. Обоснование и выбор решения в многокритериальной задаче — сложная практическая и теоретическая проблема, которая многократно усложняется, если требуется учитывать факторы риска. При этом методы поддержки принятия решений зависят от уровня решаемых задач, горизонта планирования, длительности жизненного цикла товара. Используя методы поддержки принятия решений и оценки риска, в каждом случае необходимо разрабатывать критерии выбора, исходя из вариантов решения проблемы[28]. Выбор наилучшего варианта в ходе управления предприятием может быть представлен в виде следующей схемы.
1. Разработка альтернативных вариантов.
2. Разработка системы показателей и их желаемых значений.
3. Расчет комплексного показателя достижения целей по каждому альтернативному варианту.
4. Оценка риска по каждому альтернативному варианту.
5. Расчет итогового показателя, учитывающего возможность достижения
целей и уровень риска.
6. Выбор наилучшего решения.
Многие ученые в своих работах исследовали показатели деятельности предприятия. Например, Андреас Прайснер разработал систему показателей в маркетинге и сбыте и выделил семь категорий показателей: затраты прибыль, результативность, сбыт, логистика, клиенты, информация и инновации, партнеры по сбыту[29]. В общей сложности он рассмотрел более ста показателей. На первых этапах принятия решения необходимо определить, какие показатели должны быть исследованы, и на какую величину они должны измениться. Наиболее актуальные целевые показатели при реализации продукции и пути их достижения представлены в табл. 3.
Таблица 3
Целевые показатели деятельности предприятия[30]
Показатель |
Возможные мероприятия |
1 |
2 |
Уровень качества продукции |
Повышение квалификации работников предприятия, |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
Доля новых изделий в объеме продаж |
Проведение маркетингового исследования, отслеживание предпочтений потребителей |
Оценка клиентов |
Проведение маркетингового исследования, анализ издержек для выявления резервов снижения себестоимости |
Себестоимость единицы |
Запуск нового оборудования, поиск новых поставщиков, оптимизация нагрузки основных фондов |
Время обработки и выполнения заказа |
Внедрение автоматизированной системы управления выполнением заказов |
Доля рекламаций в общем числе заказов |
Соблюдение договорных обязательств, повышение качества продукции, снижение уровня брака |
Число новых клиентов |
Маркетинговое исследование, проведение рекламной |
Разработка критериев для обоснования оперативных решений с горизонтом планирования в несколько месяцев и в постоянно изменяющихся условиях внешней и внутренней среды является сложной и неоднозначной задачей, для решения которой чаще всего привлекаются эксперты, и формируются управленческие модели. В каждом конкретном случае необходимо рассмотреть критерии обоснования управленческого решения. На сегодняшний день
можно выделить методы, которые имеют высокую значимость в многокритериальных управленческих задачах: теория полезности, теория ограниченной рациональности, теория проспектов. Данные подходы носят аксиоматический и эвристический характер, то есть не имеют строгого научного доказательства[31]. Главным недостатком этих теорий является непроверяемый характер аксиом, что означает на практике предъявление требования к эксперту принимать на веру правила рационального поведения, вытекающие из той или иной теории. Они не позволяют автоматизировать процесс принятия решения, и. как следствие, выработка окончательного решения всегда остается за менеджером. Реализация данных подходов при принятии управленческих решений нашла отражение в теории нечетких множеств[32].
Повысить точность методов можно путем уточнения оценок. Поскольку эксперты других оценок дать не могут, имеет смысл привлечь теорию вероятностей с целью учета степени уверенности экспертов в своих оценках и тем самым нивелировать погрешности, внесенные экспертами, или привлечь дополнительных экспертов для уточнения оценок. Однако методы не предназначены в явном виде для учета мнений нескольких экспертов. Для этого применяются подходы, основанные на усреднении значений группы экспертов, или интервальные оценки значений, что снижает точность и вносит дополнительные упрощения[33].
Использование комплексных оценок (оценок с учетом степени уверенности или оценок группы экспертов) возможно при описании их функциями (приемлем вариант в табличном виде). Эти функции можно рассматривать как функции принадлежности из теории нечетких множеств (нечеткой логики). Применение теории нечетких множеств имеет существенное преимущество по сравнению с другими теориями, так как для теории нечетких множеств могут быть использованы все элементарные математические операции. Кроме того, другие теории, основанные на вероятностях, могут быть сведены к теории нечетких множеств[34].
Теория нечетких множеств повышает обоснованность процесса принятия решений, так как многие данные, получаемые путем сбора мнений о той или иной проблеме, не могут быть представлены одним числом, а представляют собой некоторые словесные оценки (например: плохо, хорошо, перспективно). Данные оценки на практике представляются лингвистическими переменными, которые также описываются функциями принадлежности. В эту систему легко вписывается процесс учета факторов риска, которые могут быть описаны с помощью нечеткой логики. При учете нескольких мнений даже такие оценки могут различаться, от чего общая оценка «расплывается»[35].
Первым этапом будет являться перевод числовых оценок в нечеткую форму (фазификация). Для этого можно использовать Гауссову функцию, а также треугольное нечеткое число (рис. 1), которое может быть описано с помощью формулы 1.
Рис. 1. Функция принадлежности треугольного нечеткого
числа А[36]
(1)
Для работы большинства методик и методов достаточно таких операций, как сложение, вычитание, умножение и деление. Эти операции определены для нечетких множеств и подробно описаны в литературе. Причем следует отметить, что выполнение операций над нечеткими числами, например в треугольной форме, дает в результате число, отличное от «треугольного». Таким образом, определенная доля допущений может быть внесена только на этапе перехода к нечеткому виду[37].
Ряд арифметических операций имеет несколько способов реализации на нечетких множествах. Использование того или иного способа несет в себе некоторые преимущества и может определяться исходя из конкретной задачи. Однако, несмотря на различия в способах реализации операций, их осуществление не вносит каких-либо допущений или искажений в исходные данные, чем обеспечивается истинность получаемых в результате значений[38].