Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ) В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исследование проблемы независимости Центрального Банка России определяется тем, что, по мнению многих экономистов, она является важным условием успешного развития рыночной экономики.
В Конституции РФ заложен главный принцип деятельности центрального банка – принцип его независимости. Независимый центральный банк – это орган, способный оперативно и без учета сиюминутной политической конъюнктуры реагировать на сигналы финансового рынка. Вместе с тем следует подчеркнуть, что независимость центрального банка не означает
его полной бесконтрольности.
По мнению доктора экономических наук С.А. Андрюшина, «Банк России де-юре не является органом государственной власти, но вместе с тем по своим правовым полномочиям, отраженным в его целях и функциях, де-факто относится к органам государства, поскольку реализация его целей и функций предполагает применение мер государственного принуждения» [1].
Доктор юридических наук А.Г. Братко выделяет «принцип независимости как ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации, проявляющийся прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения» [2].
Доктора юридических наук, профессора Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин
считают, что «Банк России является одним из органов государственной власти». Такой вывод они делают из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, где содержится формулировка: «защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов власти» [3]. Однако, в то же время, они признают, что «Банк России … не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле этого слова» [3].
Степень независимости ЦБ России может быть проанализирована по таким семи элементам, как институциональная независимость; имущественная независимость; функциональная независимость; инструментальная независимость.
Так, высокая институциональная и имущественная независимость ЦБ России проявляется в том, что он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Важно отметить, что получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России. Распределение прибыли от осуществления финансово-хозяйственной деятельности банка осуществляется равными долями в Федеральный бюджет и на собственные нужды ЦБ. Учитывая то, что утверждение отчета об объеме расходов и порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБ России, входит в компетенцию Национального банковского совета, а годовой отчет Банка России направляется на рассмотрение в Государственную Думу, а также на заключение в Правительство РФ, степень финансовой независимости ЦБ РФ можно считать средней.
ЦБ России самостоятельно устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, правила проведения банковских операций [3].
ЦБ России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. Обсуждаемым для ЦБ России является вопрос о доле счетов, предназначенных для проведения операций с использованием сети Интернет; количество клиентов, являющихся пользователями сети Интернет, объемы операций и др. [4].
Юридическое обоснование применения электронных документов в рамках действующего законодательства РФ является также насущным вопросом в ЦБ России [5].
Степень функциональной, инструментальной, финансовой и кадровой независимости ЦБ России следует рассматривать как среднюю. ЦБ России
относительно самостоятелен в принятии каких-либо решений, но при этом во многом зависит от исполнительной власти, должен осуществлять деятельность в рамках общей экономической программы.
В соответствии с федеральным законом Председатель ЦБ России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ, также, как и члены Совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Условия же найма, увольнения, оплаты
труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Советом директоров [6].
Что же касается бюджетной независимости, то ее степень в РФ можно считать достаточно низкой, так как уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, и размер уставного капитала законодательно закреплен. 50 % фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, перечисляется в федеральный бюджет, а оставшаяся прибыль Банка России распределяется в соответствии с порядком, утвержденным Национальным банковским советом.
Таким образом, в целом степень независимости Центрального Банка России можно охарактеризовать как среднюю: ЦБ России свободен в выборе путей и инструментов достижения целей денежно-кредитной политики, но в долгосрочном плане политика ЦБ России должна следовать приоритетам макроэкономического курса Правительства РФ. Следовательно, Центральный Банк России не может быть отнесен к числу полностью независимых центральных банков, какими являются Немецкий федеральный банк
и Федеральная резервная система США.
4. ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФИНАНСОВЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
В течение последних лет экономика России столкнулась с серьезными проблемами, повлиявшими на ее успешное развитие. Среди таких проблем стоит выделить геополитическую неопределенность, зависимость экономики России от добычи сырьевых ресурсов, колебание цен на сырье, высокую волатильность курса рубля, антироссийские санкции, что привело к кризису экономики России. В результате наблюдаются замедление экономического роста, падение производительности труда, снижение темпов роста заработной платы, рост безработицы и другие серьезные последствия, влияющие на конкурентоспособность экономики страны [1, c. 10].
Экономические кризисы прошлых лет выявили неспособность экономики справляться с кризисами без участия государства. Именно поэтому, в сложных для экономики страны условиях, денежно-кредитная политика Банка России становится одним из способов решения сложившихся трудностей [2, с. 9]. Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции [3].
Следует отметить трудность принятия решения о результативности денежно-кредитной политики центрального банка, так как она зависит от экономической ситуации в стране, ее исторических особенностей, политической обстановки в стране и множества других факторов. Поэтому сложно сравнивать денежно-кредитные политики центральных банков разных стран и однозначно делать вывод о том, является ли денежно-кредитная политика результативной, так как ее эффективность определяется спустя определенный период времени.
Денежно-кредитная политика Банка России представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан [3]. Денежно-кредитная политика Банка России осуществляется посредством применения особых инструментов денежно-кредитной политики, которые меняются в зависимости от достигнутых результатов и экономической ситуации в стране.
После экономического кризиса 2008 года было принято решение об изменении целевого курса денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации. Ранее главной целью Центрального Банка Российской Федерации было поддержание стабильности курса национальной валюте, но на сегодняшний день Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. С учетом особенностей российской экономики установлена цель - инфляция вблизи 4% [3].
Во взаимосвязи денежно-кредитной политики Банка России и финансового и реального рынков нетрудно убедиться, используя статистические данные. Как было отмечено выше, на данный момент Банк России осуществляет денежно-кредитную политику в режиме таргетирования инфляции, которая должна выражаться в снижении темпов инфляции. По моему мнению, уровень развития финансового и реального рынков можно выразить в темпах прироста валового внутреннего продукта (ВВП), так как ВВП отражает уровень развития экономики страны и благосостояние общества. Соответственно, во влиянии денежно-кредитной политики Банка России на финансовый и реальный рынки можно убедиться, используя статистическую взаимосвязь показателей темпов инфляции и темпов прироста ВВП.
Темпы инфляции и темпы прироста ВВП отличаются обратной зависимостью [4, c. 5]. В течение 2013-2017 гг. темпы роста экономик ключевых развитых и развивающихся стран имеют положительное значение, рост глобальной экономики продолжил постепенно ускоряться, а темпы инфляции имеют низкое значение.
Однако обратная ситуация сложилась в России. В 2015 году наблюдался экономический кризис, что проявилось в отрицательных темпах роста ВВП и высокий значениях инфляции. В России в 2016-2017 гг. инфляция заметно смягчилась, однако темпы инфляции в России до сих пор превышают темпы инфляции развитых стран и некоторых ключевых развивающихся стран БРИКС.
В течение 2015 года наблюдалось отрицательное восприятие инвесторами уровня риска на мировых финансовых рынках. Это в большей степени было связано с осложнившейся обстановкой в мировой экономике, в частности из-за кризиса в России.
В 2014-2015 годах премия за риск в России существенно выросла. Это означает, что инвесторы считали инвестиции в российские активы более рискованным по сравнению с инвестированием в другие страны (в частности страны с формирующимися рынками). Это негативно характеризует экономическую ситуацию в стране и означает, что инвесторы готовы были бы вложить собственные средства, лишь если бы им предложили более высокий доход по сравнению с доходами в странах, в которых экономическая ситуация более благоприятная.
Уровень инфляции взаимосвязан с темпами прироста ВВП, а также с инвестиционной активностью субъектов экономики. В свою очередь, темпы прироста ВВП и инвестиционная активность субъектов экономики отражает степень развития финансового и реального рынков экономики. Соответственно, денежно-кредитная политика Банка России, ставящая цель таргетировать инфляцию, будет влиять через применяемые инструменты на экономику России. Это подтверждает взаимосвязь денежно-кредитной политики Банка России и финансового и реального секторов экономики.
Экономические субъекты при принятии решений относительно будущего развития ориентируются на цены, действующие в предыдущих периодах, а также на ожидаемые в будущем цены. Безусловно, взаимозависимость между отпускными ценами, устанавливаемыми предприятиями на собственную продукцию, и потребительской инфляцией различается в зависимости от сектора экономики. Так, наиболее сильной взаимозависимостью между отпускными ценами и потребительской инфляцией отличается сфера торговли, в других сферах экономики эта зависимость гораздо. Это связано с тем, что ценовые ожидания предприятий, не относящихся к сектору торговли, оказывают опосредованное влияние на индекс потребительских цен через изменение цен товаров промежуточного потребления и издержек их потребителей. В то же время взаимозависимость между отпускными ценами и потребительской инфляцией отличается в разные периоды. Например, потребительская инфляция в июне 2017 года увеличилась в большей степени из-за повышения ценовых ожиданий сельхозпроизводителей вследствие плохих прогнозов на урожай и увеличению издержек по сбору урожая и его хранению. В дальнейшем это вызвало повышение ценовых ожиданий торговых предприятий, что отчасти вызвало ускорение темпов роста цен на плодоовощную продукцию.