Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ) В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
финансовым ресурсам, что приведет к снижению и прибыли банка. Однако существует вероятность того, что величина доходов, расходов и прибыли банка увеличится, так как более низкие значения, выраженные в долларах США, в российских рублях могут стать более высокими из-за девальвации национальной валюты . Это будет иметь место в том случае, если снижение величины международных резервов будет меньше роста курса национальной валюты.
Значительное снижение на мировых рынках цены на нефть приводит к необходимости расходования или иного способа изъятия средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ из Банка России. В этом случае снижение величины международных резервов только частично будет сопровождаться процессом их трансформации во внутренние активы и это приведет к необходимости размещения в российской экономике большего объема Фонда национального благосостояния (аналогично тому, как его часть была размещена в российской экономике во Внешэкономбанке). Средства Резервного фонда будут расходоваться на покрытие дефицита федерального бюджета. Учитывая, что средства Фонда национального благосостояния и Резервного фонда могут быть изъяты из Банка России, то это снизит его доходы от активов, но одновременно на ту же величину сократит его расходы (экономия на выплаты Министерству финансов РФ от размещения средств данных фондов).
Несмотря на вероятный сценарий, связанный с ростом доходов Банка России при снижении цен на нефть, его доходы и прибыль в реальном выражении могут снижаться из-за роста уровня цен.
При падении цен на нефть на мировых рынках рост собственных средств ЦБ РФ должен быть обусловлен, главным образом, не фактором накопления части прибыли, а переоценкой внешних активов.
Сумма переоценки валютных резервов для рассмотренных вариантов представлена в табл. 3.
Таким образом, приведенный условный пример показывает, что сила влияния изменения собственных средств Банка России будет больше от переоценки международных резервов, чем от изменения доходов от активов.
Таким образом, Банк России при реализации денежно-кредитной политики в условиях изменяющихся цен на нефть на мировых рынках должен учитывать влияние проводимой им политики стабилизации макроэкономики на финансовые показатели его деятельности. При этом в качестве ориентира целесообразно рассчитывать набор оптимальных точек (с их значениями), разбивающих пространство возможных экономических решений
ЦБ РФ. В качестве одной из таких точек должна быть первая критическая точка величины международных резервов, при снижении ниже которой их переоценка станет отрицательной. Также следует рассчитывать вторую критическую точку величины международных резервов второго рода, при которой сумма отрицательной переоценки станет настолько
существенной, что приведет к уменьшению величины собственных средств ЦБ РФ до нуля.
В целях реализации установленных функций Банк России принимает участие в капитале шести организаций. По состоянию на 1 января 2012 г. он
участвовал в следующих организациях:
− ОАО «Сбербанк России» (доля 57,58 %, или 39 019,4 млн руб. капитала);
− ОАО «ММВБ РТС» (21,6 %, или 474,7 млн руб. капитала);
− ЗАО «Санкт-Петербургская валютная биржа» (8,9 %, или 302 тыс. руб. капитала);
− Банк международных расчетов, Базель (0,54 %, или 16 055 тыс. СДР капитала);
− Общество международных межбанковских финансовых коммуникаций (SWIFT), Бельгия
(0,006 %, или 875 евро капитала);
− Межгосударственный банк, Москва (50 %, или 10 млн руб. капитала) [3].
Рассмотрим методологические подходы к прогнозированию доходов и расходов, а также прибыли ЦБ РФ.
Для прогнозирования доходов Банка России их можно условно разбить на две группы:
1) основной источник доходов – доходы от активов (ценные бумаги, депозиты и пр.);
2) прочие доходы (от участия в капитале других организаций , от восстановления провизий и др.).
В Банке России изменение денежной массы рассматривают в качестве важнейшей детерминанты, воздействующей на величину его активов. Так, исходя из методологии построения денежной программы, величину денежной базы можно выразить следующим образом [4, с. 25]:
Денежная база (в узком определении) = Чистые внутренние активы + Чистые внешние активы (резервы).
Чистые внутренние активы складываются из
трех компонент:
− чистые кредиты расширенному правительству;
− чистые кредиты банков;
− прочие чистые активы (главным образом, за счет собственных средств ЦБ РФ).
В свою очередь чистые кредиты расширенного правительства представляют собой разницу между предоставленными ему Банком России средствами за вычетом средств, размещенных им в ЦБ РФ.
Чистые кредиты банкам – это кредиты банкам за вычетом средств, размещенных ими в Банке России на корреспондентских счетах, депозитах, а также приобретенных ими обязательств ЦБ РФ.
Прогноз показателей денежно-кредитной политики
Центральный банк РФ использует прогноз показателей денежно-кредитной политики по трем вариантам, соответствующим разной цене на нефть, которая является наиболее существенной детерминантой, определяющей развитие российской экономики
и воздействующей на ее макроэкономические показатели.
ДN = ВА ⋅ r1 / 100 % + ВнА ⋅ r2 / 100 %,
где ДN – доходы от активов в году N;
В А – среднегодовая величина внутренних активов;
r1 – средняя процентная ставка доходности в
году N по внутренним активам;
ВнА – среднегодовая величина внешних активов;
r2 – среднегодовая процентная ставка доходности в году N по внешним активам.
В целях расчета доходов от активов величину
активов можно рассчитывать исходя из источников
их формирования (по сумме пассивов) по формуле:
ВА = Д + Р + Cс + Фр.н.б + Ср.п + Ск.о + О + П,
где Д – наличные деньги в обращении;
Р – обязательные резервы;
Cс – собственные средств банка;
Фр.н.б – размер Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, размещенные в
Банке России;
Ср.п – остатки средств расширенного правительства (без учета средств Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния);
Ск.о – средства кредитных организаций, находящиеся в Банке России;
О – облигации Банка России;
П – прочие пассивы.
Размещение средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в Банке России приводит к росту величины его доходов и расходов на одну и ту же величину и не оказывает влияния на размер прибыли. Это связано с тем, что Банк России выступает в роли агента по управлению средствами суверенных фондов, а получаемый от этого доход
перечисляет Министерству финансов РФ.
Расчет прочих доходов целесообразно осуществлять с использованием корректировочного
коэффициента:
N N Д kД −
=
где N Дп – прочие доходы в году N;
k – корректировочный коэффициент.
Корректировочный коэффициент следует рассчитывать исходя из динамики изменения прочих
доходов за последние 3–5 лет. При высоких темпах
инфляций этот коэффициент целесообразно рассчитывать в виде произведения индексов роста ВВП и инфляции, т. е.
k = (1 + g / 100 %) (1 + i / 100 %),
где g – темп экономического роста, %;
i – темп инфляции за год.
Для повышения реалистичности расчета прочих доходов следует отдельно выделять из их состава те виды доходов, которые в прогнозируемых периодах могут иметь особую (отличную от предыдущих лет) динамику. Например, это может происходить по таким доходам, как восстановление провизий, которые вообще поддаются трудному прогнозированию.
Для прогнозирования расходы Банка России можно условно подразделить на следующие:
− расходы по выплате вознаграждения по привлеченным финансовым ресурсам;
− расходы на наличное денежное обращение;
− расходы на содержание служащих;
− прочие расходы.
Расходы по выплате вознаграждения по привлеченным финансовым ресурсам целесообразно
прогнозировать исходя из оценочной величины
различных видов привлеченных финансовых ресурсов и ставок их доходности (платы за финансовые ресурсы, выраженные в процентах годовых).
Расходы на наличное денежное обращение в целом зависят от его объема. Его величина должна изменяться пропорционально изменению объема наличной денежной массы, находящейся в обращении (это оказывается справедливым при умеренных темпах инфляции, непроведении денежных реформ или деноминаций, которые требуют более высоких
расходов на налично-денежное обращение в рамках отдельных лет).
Таким образом, прогноз расходов на налично-денежное обращение можно осуществлять по
формуле
РN = РN – 1(1 + g / 100 %) (1 + i / 100 %)
(1 + d / 100 %),
где d – процентное изменение доли наличных денег
в ВВП.
Расходы на содержание служащих Банка России имеют тенденцию в целом изменяться в зависимости от изменения уровня цен и темпов экономического роста. Если первый фактор призван покрывать обесценение денег, то второй отражает изменение благосостояния населения, что должно находить отражение и в доходах служащих банка. Поэтому
при действии данных двух важнейших детерминант, воздействующих на величину расходов на содержание служащих банка, прогноз таких расходов целесообразно осуществлять по формуле
с с 1 (1 / 100%)(1 / 100%), N N Р Р g i −
= + + .
Прочие расходы целесообразно прогнозировать по формуле прогнозирования прочих доходов, с выделением отдельно расходов по формированию провизий, а также с учетом возможности возникновения дополнительных видов расходов.
Прогнозирование величины прибыли ЦБ РФ может производиться на основе ординарной формулы
п пр пр , N N N П = Д − Р
где прN Д – прогнозируемые доходы в году N;
прN Р – прогнозируемые расходы в году N.
Кроме того, для прогнозирования прибыли Банка России его доходы и расходы условно можно подразделить на две категории:
− доходы и расходы, не зависящие друг от друга;
− доходы и расходы, зависящие друг от друга.
Например, привлеченные на платной основе финансовые ресурсы вызовут не только рост расходов банка, но и рост его доходов. В этом случае наиболее реалистичным будет представляться прогноз прибыли на основе не отдельного прогнозирования величины доходов и величины расходов, а на основе прогнозирования изменения процентной маржи от
таких операций.
В заключение можно сделать вывод о том, что доходы и расходы Банка России носят специфический характер, что связано с его особой ролью в экономике и выполнением функций эмиссионного банка и органа денежно-кредитного и валютного
регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В программе ЦБ РФ на предстоящий трехлетний период значится завершение перехода к инфляционному таргетированию (от англ. «inflationtargeting»- комплекс мероприятий по контролированию уровня инфляции), сохраняя при этом преемственность принципов денежно-кредитной политики страны, осуществляемых сегодня. В соответствии с данным режимом основной задачей денежно-кредитной политики ЦБ РФ является снижение темпов прироста потребительских цен, контролирование уровня инфляции осуществляется путем поддержания низких темпов роста цен. [3] В сфере денежно-кредитной политики ЦБ РФ ежемесячно будет принимать решения, руководствуясь следующими данными: оценка функционирования экономики, инфляционные ожидания, характерные черты экономики страны, отслеживание негативных либо положительных перемен вследствие влияния на нее денежно-кредитной политики. На сегодняшний день достигнут максимальный контроль над процентными ставками благодаря реализации ЦБ РФ политики, сосредоточенной на усовершенствовании системы инструментов, оказывающих влияние на денежный рынок. На среднесрочную перспективу основными задачами ЦБ РФ будут являться:
• создание устойчивой, способной приспосабливаться к любым изменениям внешней среды банковской инфраструктуры;
• мониторинг потенциальных рисков в банковском секторе и сведение их к минимуму;
• проведение надзора за кредитными организациями и обеспечение прозрачности их деятельности в зависимости от следующих факторов: их положение в банковской сфере, степень влияния, соблюдение законов и правил, установленных ЦБ РФ, или же уклонение от них и др.
Таким образом, в интересах ЦБ РФ реализовать проведение такой бюджетной политики, которая будет призвана обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы на долгосрочную перспективу. Также ЦБ РФ необходимо моментально реагировать на гиперизменчивые экономические условия,корректируя свои дальнейшие действия в разрезе денежно-кредитной политики. В свете вышесказанного ЦБ РФ необходимо продолжать придавать широкой огласке цели, оценки состояния и перспективы развития денежно-кредитной политики страны с последующей