Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что защита гражданских прав - один из важнейших институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов. Одним из важнейших институтов обеспечить не только надежную защиту прав и интересов граждан и юридических лиц, но и стабильность гражданского оборота в целом является нотариат.

Это обстоятельство признано и законодателем, который последовательно идет по пути постепенного расширения полномочий нотариата, прежде всего в корпоративной сфере и в сфере оборота недвижимости.

Эти и другие положения настоятельно требуют обратить внимание на роль и место российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов.

Степень изученности. Институт защиты гражданских прав и законных интересов органами нотариата, в целом, достаточно часто становился предметом исследования. Так, различными аспектами данной проблемы занимались такие ученые, как В.Н. Аргунов, Р.И. Вергасова, А.В. Герасимов, В. Глянцев, О.А., Кудинов, Р.Т. Кулишова, Г.Б. Романовский и др.

Объект настоящей работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере нотариата при защите гражданских прав и охраняемых законом интересов в Российской Федерации.

Предмет исследования – правовые и теоретические аспекты формирования и функционирования института нотариата.

Цель работы заключается в исследовании роли нотариата в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.

Задачи:

- охарактеризовать систему государственной защиты прав и охраняемых законом интересов;

- проанализировать черты нотариата как института гражданского общества;

- выявить особенности нотариата как инструмента публичной власти;

- исследовать государственный нотариат как инструмент обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц;

- понять особенности защиты прав и охраняемых законом интересов частным нотариатом;

- исследовать ответственность нотариуса.

Методологические принципы исследования. Решение исследовательских задач ведется на базе общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического и исторического, а также общенаучных исследовательских подходов – информационного, системного, сущностного.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, и списка использованных источников.


1. Значение и роль нотариата для современного государства и общества

1.1. Государственная защита прав и охраняемых законом интересов

Основные права, свободы и обязанности личности существуют как в форме субъективного права (конституционные правомочия и обязанности), так и в форме права объективного (конституционно-правовые предписания).

В конституционном статусе права свободы и обязанности личности - это всегда ее субъективные возможности и необходимости[1].

Иными словами, заключенные в конституционном статусе права, свободы и обязанности личности существуют в форме права субъективного.

В этом качестве они характеризуются такими универсальными чертами, как неотчуждаемость от личности, непосредственность своего действия и гарантированность.

Гарантиями основных прав, свобод и обязанностей личности следует считать предусмотренные нормами и принципами международного и конституционного права юридические средства и основанную на них специальную деятельность компетентных субъектов, направленную на обеспечение основ правового положения личности[2].

Главной и основной целью этих гарантий является обеспечение бесперебойного действия основных прав, свобод и обязанностей, осуществление их защиты и восстановления в случае нарушения[3].

Иными словами, цели гарантий в конституционном статусе личности подчинены целям реализации ее прав, свобод и обязанностей; существование принципов конституционного статуса личности объясняется, в конечном счете, назначением самого конституционного статуса личности в правовой жизни каждого конкретного человека и общества в целом.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту[4].


Под гарантиями обычно понимаются закрепленные в национальной конституции и актах текущего законодательства условия и средства, обеспечивающие осуществление, практическое воплощение в жизнь основных прав и свобод человека, личности и гражданина, их всестороннюю защиту от нарушения[5].

Гарантии служат тем надежным мостиком, который позволяет осуществить необходимый переход от предусмотренной конституцией возможности индивида к реальной действительности. Без них права и свободы остаются конституционными фикциями, благими пожеланиями.

В систему гарантий прав и свобод человека, личности и гражданина входят экономические, социальные, политические, юридические, духовно-нравственные и институциональные гарантии.

Экономические гарантии представляют собой установленные государством стандарты материально-финансовой обеспеченности прав и свобод человека, личности и гражданина.

Они выражают степень непосредственной гарантированности прав и свобод, позволяют получить реальное представление об объеме их практической реализации[6].

В качестве социальных гарантий прав и свобод выступают различные государственные программы, планы и приоритетные проекты, направленные на социальную защиту человека, личности и гражданина, на удовлетворение их важнейших потребностей. Наиболее важные из них обозначаются в содержании самих конституций.

Обратимся также к природе права. Право – изначально – инструмент принуждения и определённого «порядка» в обществе. Без права власть не имеет легитимности (даже в те периоды, когда наблюдался скальной характер власти, все равно было необходимо применять определенные правила). Без права не может существовать государство, однако право может существовать и вне государства (например, международное право). Однако все же именно государство породило право, как основу социального общежития. Именно право стола тем базисом, который необходим и сегодня.

Обратимся также к природе права. Право – изначально – инструмент принуждения и определённого «порядка» в обществе. Без права власть не имеет легитимности (даже в те периоды, когда наблюдался скальной характер власти, все равно было необходимо применять определенные правила). Без права не может существовать государство, однако право может существовать и вне государства (например, международное право). Однако все же именно государство породило право, как основу социального общежития. Именно право стола тем базисом, который необходим и сегодня.


Государственность, в ее современном проявлении – результат длительной эволюции, которая, иногда превращалась в революцию. Ранние общества нуждались в государственности для защиты. В дальнейшем государственность стала использоваться сначала для экономических, а потом и для социальных проблем. По сути - государство, как общность людей, помогает справиться им с проблемами и вызовами окружающего мира. Представляя еще и внешнюю защиту. Со своей стороны граждане государства берут на себя обязанность по финансированию государства (путем налогообложения). Обоюдовыгодное сотрудничество – основа этих отношений. Однако государство не может базироваться лишь на этом, весьма упрощенном понимании.

Любое государство нуждается в территории, населении и властной организации. Властная организация, в свою очередь невозможна без правовых и моральных норм. Правовые нормы служат для организации власти и ее легитимации в глазах населения. Организация государственной власти, в свою очередь, помогает сохранять территории и подчинять население.

К политическим гарантиям прав и свобод обычно относят принцип разделения властей, политическое и идеологическое многообразие, реальное участие граждан в управлении делами государства, как через своих представителей, так и непосредственно.

Юридические гарантии сформулированы в правовых нормах, которые, во-первых, непосредственно закрепляют права и свободы индивида, во-вторых, определяют процедурно-процессуальные формы их реализации и, в-третьих, устанавливают ответственность органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, граждан и их объединений за злоупотребление правами и свободами, за их нарушение[7].

Государственная защита прав и свобод гражданина РФ относится именно к юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека.

Механизм защиты прав и свобод человека - это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов[8].

Применительно к правам и свободам человека в механизме защиты прав и свобод человека по различным основаниям можно выделить следующие элементы[9]:


Первая группа:

- обеспечивающие законодательное (нормативно-правовое) установление и закрепление прав и свобод различных участников общественных отношений и

- обеспечивающие эффективную защиту их прав и свобод;

Вторая группа[10]:

- законодательный (нормативно-правовой), в том числе международно-правовой;

- административный;

- судебный;

- общественный (негосударственный);

- государственные и негосударственные правозащитные механизмы.

Третья группа:

- механизм конституционного контроля и защиты прав человека;

- отраслевые механизмы (гражданско-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми и др.).

«Материальные» институты, непосредственно обеспечивающие реализацию правовых норм и гарантий в конкретных правоотношениях, в России, это[11]:

- судебный механизм, включающий функции, систему и деятельность судов общей, арбитражной и конституционной юрисдикции;

- механизм органов внутренних дел;

- механизм прокурорского надзора (система органов прокуратуры и их деятельность);

- механизм уполномоченного по правам человека (функции, организационные структуры, деятельность)[12];

- механизм защиты прав человека и гражданина, заложенный в природу и компетенцию органов государственной власти, госуправления, конституционного надзора (в некоторых субъектах РФ) и местного самоуправления;

- механизм адвокатуры;

- институт нотариата.

1.2. Нотариат как институт гражданского общества

Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль или на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов[13].

Современный период развития общественных отношений и правовой системы в Российской Федерации характеризуется реформированием многих юридических институтов государства. Изменяется нормативная база, изменяются экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности общества, ряд профессий, ранее невостребованных, возрождается[14].