Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это еще раз свидетельствует о повысившемся качестве законодательной работы. Тем не менее, останавливаться на достигнутом качестве, все же еще очень рано – законодательная работа не терпит невнимательного отношения.

Современное общество вступает в новый период своего общественного развития. На фоне развития новых информационных технологий усложняются как экономические, так и политические отношений, что, с неизбежностью, ведет к изменению отношений социальных.

Законодатель, чутко понимая веления времени, обращает внимание на стороны общественной жизни, ранее не урегулированные нормативными актами. Принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, как следствие - неурегулированных нормативно сторон общественной жизни становится все меньше. Об этом, в частности, говорит статистика законодательной работы - из года в год количество нормативных актов увеличивается. Также, существенно увеличивается их качество. При этом данные тенденции характерны не только для федерального уровня законодательной работы – они есть и на региональном уровне, а также на муниципальном.

Возможные ошибки в нормативных актах очень сильно влияют на жизнь общества. Далеко не всегда такие ошибки становятся очевидны сразу, и могут использоваться для антисоциальных целей. Правоохранительные органы, несмотря на то, что качество их работы также постоянно повышается - особенно после административной реформы, отнюдь не всегда могут пресекать антисоциальную деятельность спровоцированную ошибками законодателей. Правоприменительная практика, аккумулируемая в разъяснениях Конституционного суда России, играет важную роль в их пресечении и выявлении. Законодатель, чутко понимая веления времени, обращает внимание на стороны общественной жизни, ранее не урегулированные нормативными актами.

На фоне развития новых информационных технологий усложняются как экономические, так и политические отношений, что, с неизбежностью, ведет к изменению отношений социальных. Это не может не сказаться на законодательной политике – об этом говорит практика.

Законодатель, чутко понимая веления времени, обращает внимание на стороны общественной жизни, ранее не урегулированные нормативными актами. Принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, как следствие - неурегулированных нормативно сторон общественной жизни становится все меньше. Принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, как следствие - неурегулированных нормативно сторон общественной жизни становится все меньше. Об этом, в частности, говорит статистика законодательной работы - из года в год количество нормативных актов увеличивается.


Верховный суд, также ведет важную работу в этом же направлении. Разъяснения и правовые позиции, содержащиеся в обзорах и определениях этих судов – важное подспорье для законодателей, стимул для продолжения качественной работы в деле дальнейшего регулирования социальных отношений. На фоне развития новых информационных технологий усложняются как экономические, так и политические отношений, что, с неизбежностью, ведет к изменению отношений социальных. Это не может не сказаться на законодательной политике.

Законодатель, чутко понимая веления времени, обращает внимание на стороны общественной жизни, ранее не урегулированные нормативными актами. Принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, как следствие - неурегулированных нормативно сторон общественной жизни становится все меньше. Об этом, в частности, говорит статистика законодательной работы - из года в год количество нормативных актов увеличивается. Также, существенно увеличивается их качество. Следствием этого является повышение доверия населения к власти.

При этом данные тенденции характерны не только для федерального уровня законодательной работы. В регионах, представительные (законодательные) органы власти уже давно ведут свою работу на очень высоком уровне об этом, в частности свидетельствует практически не применяемое право «вето». Органы исполнительной власти – как федеральные, так и региональные, при исполнении новых нормативных правил все чаще отмечают все возрастающий уровень законодательной техники, а также их актуальной для современного этапа развития российского государства.

На фоне развития новых информационных технологий усложняются как экономические, так и политические отношений, что, с неизбежностью, ведет к изменению отношений социальных. Это не может не сказаться на законодательной политике.

Законодатель, чутко понимая веления времени, обращает внимание на стороны общественной жизни, ранее не урегулированные нормативными актами. О повышающемся качестве принимаемых нормативных актов косвенным образом свидетельствует и уменьшающееся количество претензий от органов судебной власти. Несмотря на то, что принятие нового кодекса административного судопроизводства существенно облегчило процедуру обжалования нормативного акта количество оспоренных в административном порядке нормативных актов невелико.

2. Нотариат как ключевой институт в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц


2.1. Государственный нотариат как инструмент обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение в установленном законом порядке других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Охрана прав граждан и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) предусматривается 20 видов нотариальных действий, в их числе[42]:

- удостоверение сделок;

- выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

- наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

- свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

- свидетельствование подлинности подписи на документах;

- обеспечение доказательств;

- выдача свидетельств о праве на наследство;

- принятие мер к охране наследственного имущества[43].

Этот перечень не является исчерпывающим. Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются по их направленности следующим образом:

- направленные на удостоверение бесспорных прав;

- направленные на удостоверение бесспорных фактов;

- направленные на придание долговым и платежным документам исполнительной силы;

- охранительные нотариальные действия, к которым обычно относят принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов на хранение.


Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными. Но она позволяет выделить в единой правоохранительной функции нотариата ее различные направления.

Нотариальные действия эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия совершаются в соответствии с установленными законом правилами. Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или процессуальных правоотношений. Права и обязанности участников этих правоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а с другой - обеспечивают реализацию нотариальной функции.

Нотариальная функция не сводится лишь к совершению нотариальных действий. Удостоверение фактов, копий документов и другие нотариальные действия в отношении граждан и организаций совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты (ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные интересы. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией[44].

Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию, применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются в заранее установленной последовательности и по строго регламентированным правилам, отступление от которых может привести к недействительности нотариального акта. Нотариус, оказывая физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов, разъясняя права и обязанности, а также юридические последствия совершаемых нотариальных действий, тем самым стабилизирует гражданский оборот, предупреждает возможность нарушения прав и интересов его участников.

Координирует деятельность государственного нотариата Федеральная нотариальная палата, которая организует публично-правовую деятельность российского нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. А именно[45]:

- координирует деятельность нотариальных палат

- представляет интересы нотариальных палат в государственных органах и других организациях;

- обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой


- участвует в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

- обеспечивает повышение квалификации нотариусов, их помощников и стажеров

- организует страхование нотариальной деятельности;

- представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;

- осуществляет иные, в том числе контрольные, полномочия.

Полномочия ФНП четко определены Законодательством Российской Федерации и Уставом[46].

Кроме того, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, которые являются членами региональных нотариальных палат, в части юридической, социальной и материальной защиты их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также в других вопросах, связанные с их деятельностью. Каждой нотариальной палате субъекта РФ предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с профессиональной деятельностью нотариусов, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить оперативное и объективное рассмотрение заявлений.

Бюджет Федеральной нотариальной палаты образуется за счет членских взносов, которые уплачивает каждая нотариальная палата субъектов РФ.

Тот нотариат, который существует в России сегодня, несомненно, отличается от советского нотариата. Это, прежде всего, обусловлено поставленными перед ним задачами, принципами организации и функционирования, а также социальными, правовыми, экономическими изменениями, которые произошли в нашей стране.

2.2. Особенности защиты прав и охраняемых законом интересов частным нотариатом

Основы законодательства о нотариате ликвидировали монополию государственных органов на совершение нотариальных действий. Согласно ч. 2 ст. 1 Основ нотариальные действия в Российской Федерации совершают как нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, так и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Существуют государственные и частные нотариальные конторы[47].

Государственные нотариальные конторы образуются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению местными органами юстиции. Все нотариусы (нотариусы и старшие нотариусы), работающие в таких конторах, являются государственными служащими и получают свою зарплату из бюджетных средств. Им, как и работникам органов юстиции, присваиваются классные чины.