Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение и роль нотариата для современного государства и общества
1.1. Государственная защита прав и охраняемых законом интересов
1.2. Нотариат как институт гражданского общества
1.3. Нотариат как инструмент публичной власти
2.2. Особенности защиты прав и охраняемых законом интересов частным нотариатом
Таким образом, активная модель нотариата, помимо прочего, будет способствовать снижению уровня коррупции в системе государственного управления. При этом такая деятельность станет для нотариуса не гражданско-правовым посредничеством, а будет основана на его публично-правовых полномочиях, делающих совершение юридических действий более удобным для граждан. Законопроект направлен не только на использование потенциала российского нотариата, но и на разрешение ряда препятствующих развитию проблем, возникших за годы его существования. В частности, речь идет об урегулировании доступа к профессии нотариуса и лишении этого статуса, о вопросах ответственности, нотариальных тарифах, обеспечении доступа к помощи нотариуса в малонаселенных и отдаленных регионах страны, более глубоком и детальном регулировании правил нотариального производства и правовом регулировании порядка совершения новых видов нотариальных действий, а также решении ряда других назревших вопросов, выявленных самим нотариальным сообществом и государством.
В результате можно сделать вывод, что нотариат современной России должен выступать в роли полноценного многофункционального института гражданского общества, призванного обеспечивать охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Принципиально новый уровень нотариата позволит эффективно использовать все его потенциальные возможности, что окажет плодотворное влияние на развитие Российской Федерации как правового государства[33].
1.3. Нотариат как инструмент публичной власти
Нотариат России – ключевой институт демократического общества, который стоит на защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере гражданского оборота. Законом предписано, что конституционные гарантии на получение гражданами квалифицированной юридической помощи реализуются путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Это означает признание государством за нотариатом России публичной, государственной регулятивной функции в сфере гражданских правоотношений.
И в целом задача, поставленная государством перед нотариатом, состоит в том, чтобы, руководствуясь законом, уже на этапе возникновения таких отношений обеспечить стабильность, бесконфликтность, создать условия для того, чтобы впоследствии ввиду неосведомленности или заблуждения граждан их права не были нарушены, обеспечить баланс интересов государства и граждан.
В настоящее время нотариат выступает ключевым правовым институтом в обеспечении граждан квалифицированной юридической помощью. Термины «свободный», «независимый» по отношению к нотариату, к нотариусу имеет несколько иной смысл, чем в общепринятом понимании. Свобода нотариуса – это свобода в принятии им решения в правоприменительной практике, это своего рода гарант определённого законом принципа беспристрастности нотариальной деятельности, гарант обеспечения равных прав участников гражданских правоотношений[34].
Выбирая норму права и применяя её при совершении нотариального действия, нотариус, будучи лицом, процессуально независимым, действует по своему убеждению, и, конечно, в силу закона несёт ответственность за принятое им решение.
Выполняя возложенные на него функции самостоятельно, нотариус, как инструмент публичной власти, действует от имени и по поручению Российской Федерации, реализуя возложенные на него полномочия: руководствуясь законом, урегулировать правовую ситуацию таким образом, чтобы впоследствии в виду неосведомлённости или заблуждения граждан их права не были нарушены, не допустить совершение сделки под принуждением, обеспечить в равной и полной мере права сторон при совершении ими сделки. Сегодня от нотариуса, как никогда прежде, требуются высокий профессионализм и ответственность.
Для нотариуса интересы личности и государства – величины равнозначные, и поэтому свою правозащитную деятельность он может основывать только на законе, в противном случае он будет нести ответственность или перед гражданином, или перед государством. Для нотариуса важна чёткость и ясность изложения и соответствия, принимаемых нормативно-правовых актов, применение которых не увеличивало бы, а уменьшало количество обращений в суд.
Правозащитная деятельность нотариуса очень близка к судебной, главные её принципы – беспристрастность, независимость, справедливость и стабильность. Деятельность нотариусов находится под постоянным контролем со стороны государственных органов. Это суды, налоговые органы, Управление юстиции совместно с Нотариальной палатой.
Нотариат – единственная структура свободно занятой профессии, выполняющая государственные функции, в том числе, в строгом соответствии с Налоговым кодексом, в большинстве случаев бесплатно для лиц, имеющих право на льготы[35].
16 лет российский нотариат работал в условиях нестабильности правового регулирования порядка совершения нотариальных действий. Готовящийся сегодня законопроект о нотариальной деятельности не просто нов, он настолько насущен[36].
Основы законодательства РФ о нотариате, принятые в 1993 году, даже тогда не отражали все необходимые моменты правового регулирования и в деятельности нотариата, и в порядке совершения отдельных видов нотариальных действий. И все эти годы нотариат с большим трудом пытался наверстать упущенное время.
Это и вопросы делопроизводства, порядка совершения нотариальных действий, вопросы назначения на должность нотариуса, лишения права занятия нотариальной деятельностью, порядка применения мер дисциплинарного воздействия к нотариусам, допускающим нарушения норм и требований.
Это требования к помещениям нотариальных контор, которые и сегодня не являются обязательными для исполнения, да и не совершенны. Порядок стажировки лицами, желающими стать нотариусами, содержит больше вопросов, чем ответов.
Деятельность нотариальных палат, как показывают проверки, нестандартна, но таких стандартов на сегодня и нет. Каждая палата работает «на свой вкус и цвет», а это не придаёт государственности в их деятельности, тогда как полномочия, переданные государством, представляют собой властные.
Нотариат ждёт от законодателя реальных перемен в правовом регулировании своей деятельности. Недостаточная роль нотариата, отведённая законодателем, не способствует чистоте гражданского оборота в сфере и недвижимости, и кредитования, и корпоративных отношений. Закрепив законодательно публично-правовую компетенцию нотариуса, законодатель разгрузит судебную систему[37].
Вменив нотариусу подготовку полного пакета документов для удостоверения сделки с недвижимостью, законодатель обеспечивает гражданина гарантией чистоты сделки.
Расширив территорию деятельности нотариусов, обязав их периодически выезжать в отдалённые районы, законодатель реально совместит интересы гражданина и обязанности нотариуса, при этом создаёт условия для единой формы нотариата в Российской Федерации – небюджетного, отвечающего за свои действия имущественно[38].
Долгожданный для нотариусов, да и не только, более даже для участников гражданско-правовых отношений, статус нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, как, например, вексельные протесты. Острая необходимость в правовом регулировании депозитных счетов нотариусов.
Много таких острых назревших проблем, которые необходимо решить новому Закону. Главная задача совместить действие норм нового специального закона с другими законодательными актами и кодексами, исключить в них противоречия по приоритетам действия. Прежде всего, это вопросы проведения процессуальных действий, связанных с выемкой нотариальных документов, участия нотариуса в судебном процессе, его роль. И хотелось бы, чтобы мнение нотариусов было учтено как никогда. Ошибок будет меньше, а значит, и порядка больше.
Расширение сферы нотариата выгодно, прежде всего, и гражданину и государству, а результат от этого налицо, это[39]:
- улучшение селекции в самом нотариальном сообществе;
- повышение возможности материальной ответственности нотариусов и органов нотариального сообщества;
- увеличение объема налоговых поступлений от нотариальной деятельности;
- появление возможности размещения нотариальных контор в убыточных местностях (путем дотаций таких нотариусов из средств нотариальных палат);
- реальная доступность нотариата для малоимущих;
- преграда для теневого оборота в экономике.
На сегодняшний день Президент Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации Константин Корсик видит главной задачей нотариата усиление роли нотариуса в жизни общества, путем изменений и дополнений в уже существующие документы и правовые акты нотариальной деятельности и разработкой Федерального Закона «О нотариальной деятельности и нотариате в РФ»[40].
Чтобы реализовать свой невостребованный потенциал, нотариат России должен обеспечить качественное и постоянное повышение профессиональной квалификации нотариусов, соблюдение ими правил профессиональной этики, беспристрастности отношения к гражданам.
В любом государстве политическая стабильность обуславливает и деловой климат, и экономический рост, и инвестиционную привлекательность страны. Нельзя отрицать, что политическая стабильность демократического государства зависит во многом от уровня развития институтов гражданского общества и от них востребованности государством. Российский нотариат стремится заявить о себе, как о единой, цельной, негосударственной правоохранительной и правозащитной системе. Создание надлежащих условий для функционирования данного института является задачей не только нотариального сообщества России, но и государства[41].
В свою очередь, стабильная ситуация в нотариате России, его востребованность позволили бы раскрыть и реализовать внутренние возможности нотариата, положительно влияя на стабильность в обществе и укрепляя правовую защищенность граждан нашей страны.
Современное общество вступает в новый период своего общественного развития. На фоне развития новых информационных технологий усложняются как экономические, так и политические отношений, что, с неизбежностью, ведет к изменению отношений социальных. Это не может не сказаться на законодательной политике.
Законодатель, чутко понимая веления времени, обращает внимание на стороны общественной жизни, ранее не урегулированные нормативными актами. Принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, как следствие - неурегулированных нормативно сторон общественной жизни становится все меньше. Об этом, в частности, говорит статистика законодательной работы - из года в год количество нормативных актов увеличивается. Также, существенно увеличивается их качество. Следствием этого является повышение доверия населения к власти.
При этом данные тенденции характерны не только для федерального уровня законодательной работы. В регионах, представительные (законодательные) органы власти уже давно ведут свою работу на очень высоком уровне об этом, в частности свидетельствует практически не применяемое право «вето». Органы исполнительной власти – как федеральные, так и региональные, при исполнении новых нормативных правил все чаще отмечают все возрастающий уровень законодательной техники, а также их актуальной для современного этапа развития российского государства.
На фоне развития новых информационных технологий усложняются как экономические, так и политические отношений, что, с неизбежностью, ведет к изменению отношений социальных. Это не может не сказаться на законодательной политике.
Законодатель, чутко понимая веления времени, обращает внимание на стороны общественной жизни, ранее не урегулированные нормативными актами. Принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, как следствие - неурегулированных нормативно сторон общественной жизни становится все меньше.
Законодатель, чутко понимая веления времени, обращает внимание на стороны общественной жизни, ранее не урегулированные нормативными актами. Принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, как следствие - неурегулированных нормативно сторон общественной жизни становится все меньше. Об этом, в частности, говорит статистика законодательной работы - из года в год количество нормативных актов увеличивается. Также, существенно увеличивается их качество. Следствием этого является повышение доверия населения к власти.
При этом данные тенденции характерны не только для федерального уровня законодательной работы. В регионах, представительные (законодательные) органы власти уже давно ведут свою работу на очень высоком уровне об этом, в частности свидетельствует практически не применяемое право «вето». Органы исполнительной власти – как федеральные, так и региональные, при исполнении новых нормативных правил все чаще отмечают все возрастающий уровень законодательной техники, а также их актуальной для современного этапа развития российского государства.