Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 7
Создание такого Совета совсем не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость использовать огромный потенциал цивилистов в целом, Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации.
В качестве основного звена, ключевого нормативного акта в системе совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности и основ рыночной экономики можно было бы предложить разработать федеральный закон "О предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей".
Структура федерального закона "О предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей" в первом приближении видится следующей.
Преамбула
Раздел 1. Общие положения
Цели и задачи правового регулирования.
Предмет правового регулирования.
Основные понятия, используемые в законодательном акте.
Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Права и обязанности предпринимателей.
Раздел 2. Участники предпринимательской деятельности
Виды субъектов предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели.
Предпринимательские и непредпринимательские организации.
Предприятия с участием государства.
Объединения в сфере предпринимательской деятельности.
Специальные участники предпринимательской деятельности: субъекты малого и среднего предпринимательства, обособленные подразделения коммерческих организаций и др.
Раздел 3. Взаимодействие государства и предпринимательства
Принципы государственного регулирования рыночной экономики.
Правовые средства и формы государственного регулирования рыночной экономики (регистрация, лицензирование, государственный заказ и т.д.).
Взаимоотношения государственных органов и предпринимателей.
Права предпринимателей при проведении государственными органами контроля за предпринимательской деятельностью.
Обязанности государственных органов при проведении проверок участников предпринимательской деятельности.
Правовые формы государственно-частного партнерства.
Гарантии государства в сфере предпринимательской деятельности.
Раздел 4. Договоры в сфере предпринимательской деятельности (предпринимательские договоры)
Понятие и система предпринимательских договоров. Виды предпринимательских договоров.
Особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
Особенности ответственности в предпринимательских договорах.
Раздел 5. Защита прав предпринимателей
Гарантии защиты прав предпринимателей.
Способы и формы защиты.
Раздел 6. Заключительные и переходные положения
Изложенная выше структура предлагаемого для разработки Федерального закона, конечно же, требует значительной доработки, однако она вполне может быть основой для дальнейшей работы по совершенствованию законодательства в сфере рыночной экономики.
Понятно, что разработки и принятия приведенного выше ключевого нормативного акта в сфере предпринимательства будет явно недостаточно для серьезного улучшения правового обеспечения экономики.
Потребуется также разработать и принять комплекс иных законодательных актов, в том числе Федеральный закон "О корпоративных формах предпринимательской деятельности", новый Закон "О финансовом рынке", Федеральный закон "О планировании", Федеральный закон "О ценообразовании" и др.
Законодательство должно опосредовать отдельные сферы рынка, а также пронизывающие все экономику ее функциональные составляющие. Законодательство идет именно по такому пути развития, что подтверждается, например, принятием Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Таким образом, основные усилия в области систематизации предпринимательского законодательства предлагается сосредоточить на следующем направлении. Первыми шагами по систематизации предпринимательского законодательства должны стать консолидация и инкорпорация (подготовка свода федеральных законов) по таким направлениям, как:
- финансовые отношения;
- техническое регулирование;
- страховое дело;
- несостоятельность (банкротство);
- промышленная политика;
- банковское дело;
- энергетическая политика;
- инвестиционная деятельность;
- антимонопольное регулирование;
- внешнеэкономическая деятельность.
Одним из наиболее крупных направлений систематизации может стать финансовая сфера. В данной сфере необходим закон "О финансах юридических лиц". Данный документ должен объединить в одном документе законодательство об аудите и бухгалтерском учете. Учитывая, что публично-правовые акты в финансовой сфере практически полностью кодифицированы (приняты Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы Российской Федерации), предложенная выше систематизация представляется стратегически необходимой.
Необходимо также систематизировать нормы об основных предпринимательских договорах - лизинге и факторинге. Эти правовые конструкции играют важнейшую роль в современном бизнесе и обладают неоспоримыми преимуществами. Они позволяют модернизировать производственные мощности при существенной экономии средств. Если Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" уже существует, то нормативный правовой акт, призванный урегулировать факторинговую деятельность, только планируется разработать. ТПП России активно взаимодействует в данной области с предпринимательским сообществом.
Целесообразно консолидировать законодательство о техническом регулировании, объединив Федеральный закон "О техническом регулировании" и технические регламенты, принимаемые в форме федеральных законов, в Свод законов о техническом регулировании.
Еще одним направлением систематизации предлагается страховое дело. В этой связи первым этапом могло бы стать издание консолидированного закона "О страховании", включающего все существующие законодательные акты об обязательном и добровольном страховании. На втором этапе ТПП России полагает целесообразным внести предложение о разработке Страхового кодекса.
Одним из наиболее важных направлений систематизации представляется законодательство о банкротстве. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о разработке и принятии в будущем Кодекса несостоятельности (банкротства).
Требует систематизации законодательство о промышленном развитии. В настоящее время в Государственной Думе находятся два законопроекта, которые призваны урегулировать правоотношения хозяйствующих субъектов и государственных органов, возникающие в сфере промышленного производства. Это проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" и проект федерального закона N 75357-5 "О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предмет регулирования обоих законопроектов однороден: они устанавливают принципы взаимоотношений хозяйствующих субъектов и органов государственной власти, основы государственной политики в сфере промышленного производства. Указанные законопроекты разработаны при непосредственном участии ТПП России.
В сфере банковского законодательства полагаем возможным приступить сразу к стадии его кодификации. Итоговым документом может стать Банковский кодекс, объединяющий Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и другие законы. Банковский кодекс должен в понятийном аппарате изначально быть унифицированным со Сводом законов о финансах юридических лиц.
Важным направлением систематизации предпринимательского законодательства ТПП России предлагает закон "О порядке ценообразования". В данном нормативном правовом акте нашли бы отражение нормы публично-правового характера, устанавливающие принципы и порядок регулирования тарифов на услуги естественных монополий, ЖКХ и методы определения ценовой политики в иных отраслях хозяйствования. Такой закон позволил бы установить более честные и прозрачные правила ценообразования в различных отраслях экономики, унифицировать существующие методы тарифного регулирования. В перспективе возможна разработка отдельного Энергетического кодекса, который включал бы в себя правила ценообразования в области электроэнергетики, правила и принципы деятельности электроэнергетических компаний, их взаимоотношений с потребителями.
Представляется, что систематизации подлежат нормы об инвестиционной деятельности. Продуктом систематизации в данном случае должен стать единый Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности", который мог бы объединить Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и нормы иных законодательных актов в части инвестиций.
Что касается создания в будущем единого Предпринимательского кодекса, то представляется, что данная идея в свете существующих проблем концептуального характера в ближайшее время вряд ли будет реализована. При этом анализ законодательства и практики работы системы арбитражных судов Российской Федерации показывает объективное отличие предпринимательских отношений от общегражданских и доказывает наличие большого числа противоречий в предпринимательском законодательстве. Таким образом, несмотря на доминирование позиции сторонников монизма частного права, российская правовая наука и практика в целом содержат понимание комплексности предпринимательского законодательства, формирования на его основе подотрасли предпринимательского права и необходимости систематизации предпринимательского законодательства.
Достаточно дискуссионными представляются также вопросы торгового права. Необходимо уяснить, что следует понимать под торговым правом, каким должен быть его предмет регулирования. В европейских правопорядках с дуализмом частного права торговое право является синонимом права предпринимательского, то есть предметом его регулирования являются отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Поскольку российское частное право придерживается принципа монизма, о чем говорилось выше, торгового права как отрасли права в указанном смысле в России не существует.
Таблица 1.- Список проектов законодательных актов, подлежащих разработке и принятию:
N |
Наименование |
Состояние |
1. |
Свод законов "О финансах юридических лиц" |
требует разработки |
2. |
"О факторинге" |
требует разработки |
3. |
Свод законов о техническом регулировании |
требует разработки |
4. |
Страховой кодекс |
требует разработки |
5. |
Кодекс несостоятельности (банкротства) |
требует разработки |
6. |
N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" |
дата рассмотрения не определена |
7. |
Банковский кодекс |
требует разработки |
8. |
"О порядке ценообразования" |
требует разработки |
Основные положения Концепции модернизации законодательства в сфере экономики и предпринимательства были обсуждены на заседании секции предпринимательского права УМО по юридическому образованию и получили в целом поддержку.
Развитие законодательства о предпринимательской деятельности должно проходить на основе соблюдения определенных принципов, важнейшим из которых является принцип свободы предпринимательской деятельности и другие принципы рыночной экономики.
Важно определить взаимоотношения государства, права и свободы в рамках осуществления права на предпринимательскую деятельность.
Таким образом, следует подчеркнуть, что сам принцип участия государства в регулировании рыночной экономики следует отнести к принципам рыночной экономики, которые тесно взаимодействуют и составляют единую основу функционирования рынка. Проявление и содержание экономического принципа участия государства в регулировании предпринимательства и экономики, который, будучи закреплен в праве, становится и правовым принципом, раскрывается в средствах и методах государственного регулирования экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Риск сопутствует любой предпринимательской деятельности. Успешный бизнес без риска невозможен. Однако риски могут привести и к самым значительным потерям. Эти потери имеют отношение ко всем сторонам деятельности коммерческой организации, в частности, ее материальным и нематериальным активам, финансовым ресурсам, конкурентоспособности, текущим проектам, расходам на менеджмент.