Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические подходы к изучению корпоративной культуры
1.1 Понятие и содержание корпоративной культуры
1.2. Классификация корпоративной культуры
1.3. Методология изучения корпоративной культуры
Глава 2. Анализ корпоративной культуры в ПАО БАНКЕ «СИАБ»
2.1. Характеристика ПАО Банка «СИАБ»
2.2 Характеристика корпоративной культуры ПАО Банка «СИАБ»
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ПАО Банка «СИАБ»
Первый олицетворяет собой использование качественных методов исследования корпоративной культуры организации. В нем используются как традиционный анализ документов, а также включенное монографическое наблюдение и экспертное интервью. С помощью данных методов, можно изучить такие элементы корпоративной культуры, как сложившиеся в организации правила, имеющиеся традиции, историю организации и практику управления.
Практика проведенных исследований показывает, что с помощью качественных методов в обследуемой организации можно изучить следующие элементы ее корпоративной культуры:
-
- сложившиеся в организации правила;
Б) имеющиеся традиции, церемонии и ритуалы;
-
- историю и мифологию организации;
Г) сложившуюся практику управления;
Д) устный фольклор;
Е) проблемы и скрытые конфликты, имеющиеся в организации и, возможно, ряд других.
Второй же представляет из себя использование количественных методов социологического исследования организационной культуры предприятия, в первую очередь, анкетирования. Сюда, относятся известные методики Г.Ховштеде, Э Штейна; модели исследования организационной культуры С.Ханди и Денисона.
Одним из распространенных и эффективных методов исследования организационной культуры предприятия является экспертное (глубинное) интервью. Экспертное интервью представляет собой индивидуальное собеседование, проводимое исследователем в форме закрытой дискуссии по заранее разработанному сценарию. Средняя продолжительность интервью варьируется от 40 минут до 2 часов, что зависит от количества и глубины проработки вопросов. Интервью проходит в комфортной для респондента обстановке, располагающей к продолжительной беседе на заданную тему (в офисе, дома, в кафе, ресторане и т.п.). Интервью сопровождает аудиозапись, которая затем расшифровывается и анализируется. Количество экспертных интервью в рамках одного исследование не определено. Существует правило, что в рамках одного исследования экспертные интервью проводятся до тех пор, пока в ответах респондентов не начнутся повторы. Глубинное интервью используется обычно как средство установления контакта с персоналом организации и сбора качественной информации, которую практически невозможно получить ни из документов, ни методом анкетирования. Это мнение сотрудников о компании, ее ресу В) Обсуждение деликатных тем (не только в частной сфере, но и в бизнесе) предполагает создание доверительной атмосферы при общении опытного интервьюера с респондентом один на один. Экспертное интервью как качественный метод исследования организационной культуры предприятия имеет и определенные недостатки:
А) Полученная в ходе интервью информация имеет субъективный характер.
Б) Ограниченное число участников исследования не позволяет абстрагироваться от субъективных особенностей восприятия каждого из них, как это происходит в случае репрезентативного количественного опроса.
В) Как и любой качественный метод, экспертное интервью не может решить количественных задач, например, определить объем рынка, протестировать цену или вероятность покупки, выдать средние оценки по группе и т.п.
Г) Длительность, но этот недостаток компенсируется достоинствами данного метода.
Д) Сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов- психологов. Метод монографического исследования позволяет изучить историю организационной культуры предприятия, ее события, рассказы о ней, узнать о личностях, олицетворяющей культуру организации, и т.д.
Метод монографического исследования представляет собой ретроспективный анализ организационной культуры через ее артефакты. Артефакты, согласно известному исследователю организационной культуры Э.Штейну, являются наиболее видимым уровнем культуры. Артефакты - это внешний, материальный уровень организационной культуры предприятия, что можно увидеть, услышать или почувствовать при наблюдении за группой, имеющей незнакомую культуру: офисная среда, внутренний дизайн и использование рабочих мест, логотип фирмы, архитектура зданий, используемые технологии, продукты и услуги, типичная и ожидаемая одежда сотрудников, стиль общения, язык, обряды, мифы и истории, рассказываемые об организации, корпоративные праздники, ритуалы и церемонии. В любой организации есть свой фольклор, который нигде не записан и передается из уст в уста.
Именно в нем находят отражение основные черты сложившейся организационной культуры. Ценности, установки, которые оказывают решающее влияние на поведение работников организации, не передаются путем письменных инструкций, приказов или распоряжений. Преимущественно они передаются и проявляются в неформальном общении. В качестве героев историй выступают те из членов организации (работающие сейчас или работавшие раньше), образцы поведения которых лучше всего пропагандируют ценности и приоритеты сложившейся организационной культуры. Герой - это человек, подающий пример для успешной работы, характера и человеческих качеств, присущих сильной культуре. Герои - примеры для подражания, иногда они реальны, иногда они лишь символы референтной группы, не существующие реально. Профессиональные достижения героев символизируют то, как нужно поступать, работая в той или иной компании.
Компании с прочной корпоративной культурой всегда используют примеры героев, которые своими действиями и поступками подтверждают ценности и нормы принятой корпоративной культуры. Отметим, что корпоративную культуру, сложившуюся в организации, часто характеризует использование профессионального сленга, словечки и выражения, употребляемые большей частью коллектива. К примеру, для неспециалиста, пришедшего в компанию, занимающуюся разработкой программных продуктов, язык, на котором разговаривают между собой программисты, может показаться малопонятным, почти иностранным [13,С. 59].
Допустимость или недопустимость использования ненормативной лексики в неформальном общении также является одной из характеристик культуры организации. Метод монографического исследования предполагает изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов. Жизнь любой организации подчиняется некоторой системе формальных и неформальных правил. Примером установленных формальных правил являются правила внутреннего трудового распорядка. Неформальные правила касаются сферы общения с коллегами, отношений «подчиненный-руководитель», одежды, профессионального жаргона и т. п. Нормы и ценности, культивируемые руководством, могут передаваться и закрепляться через определенные церемонии, процедуры, ритуалы. Ритуалы представляют собой «совокупность действий и этикетных форм поведения, которые закреплены традицией и являются общезначимыми и общепринятыми у членов определенной социальной или профессиональной группы.
Важной функцией ритуалов является то, что с их помощью группа подчеркивает свое особое положение, свои отличия от других социальных или профессиональных групп. Другую важную функцию ритуалов выделил Конфуций: ритуалы позволяют людям укрепить свою социальную или профессиональную солидарность, выразить взаимное признание и уважение». Исследователи отмечают, что ритуалы и церемонии с большой пользой применяются во многих организациях, чтобы напомнить персоналу об огромной важности фирменных ценностей и чтобы помочь каждому сотруднику в усвоении и принятии этих ценностей. Ритуалы и церемонии, используемые в российских организациях, подразделяются на следующие основные виды: - ритуалы при поступлении на работу; - организационные ритуалы и церемонии или ритуалы открытия; - интегрирующие ритуалы; - ритуалы, связанные с отдыхом и восстановлением; - праздничные ритуалы и церемонии [25, С 90].
К достоинствам метода монографического исследования относится:
- Детальное изучение истории организации как исток и часть ее корпоративной культуры.
Б) Изучение не всегда явных базовых ценностей организации.
- Системное изучение разнообразных элементов организационной культуры как единого целого.
Недостатки метода монографического исследования организационной культуры предприятий заключаются в следующем:
-
- Отсутствие четких методик проведения монографического исследования элементов корпоративной культуры предприятия.
Б) Размытость монографического исследования во времени (он может быть сколь угодно долгим).
-
- Трудоемкость исследований организационной культуры с применением монографического метода.
Анализ документов организации. Культура организации находит свое отражение в документах, регулирующих жизнедеятельность организации. В качестве таких документов выступают уставы, декларации, различные планы, программы, приказы, распоряжения, должностные инструкции, положения и т.д. Живая организационная культура больше отражается в представлениях и ценностях работников и руководителей, в нормах профессиональной морали чем в официальных документах, но игнорировать этот источник информации не следует.
Анализ документов позволяет изучить многие грани организационной культуры. Например, анализ таких документов, как приказы и распоряжения, может показать соответствие поощрений и наказаний работников, помочь определить стиль руководства организацией, имеющуюся систему мотивации сотрудников. Повторяемость приказов по одному и тому же поводу позволяет выявить проблемные зоны и людей, которые упоминаются в связи с данной проблемой. Анализ информации, содержащейся в документах организации, может помочь выявить основные представления руководства относительно процесса управления. причем реальные, а не декларируемые.
Анализ документов организации позволяет выявит основные ценности руководства и рядовых сотрудников, отношение к людям, сложившееся в организации, степень осознанности и целенаправленности работы по формированию и поддержанию организационной культуры. Подчеркнем, что выделение и анализ подобных вопросов является первым шагом на пути создания такой организационной культуры, которая будет способствовать достижению стратегических целей организации и воплощать ценности как руководителей, так и рядовых сотрудников организации [25].
Итогом изучения сложившейся в организации культурной среды должно стать решение трех задач:
Первая задача - ясно осознать (прописать, сформулировать) ведущие ценности, приоритеты, установки, призванные поддержать перспективную организационную стратегию.
Вторая задача - прояснить, какие культурные ценности будут помогать (или мешать) реализации стратегических целей организации.
Третья задача - оценка имеющегося разрыва, то есть степени соответствия сложившейся корпоративной культуры стратегии развития организации, выработанной руководством.
Далеко не всегда сложившаяся организационная культура способствует эффективной работе персонала. Причина может состоять в том, что организационную культуру характеризует невысокий уровень доверия между работниками и руководством, в отсутствии у работников стремления брать на себя ответственность, проявлять инициативу, придерживаясь пассивной, выжидательной позиции [31].
Достоинства анализа документов организации как качественного метода изучения корпоративной культуры заключаются в следующем:
-
-
- Объективность получаемой таким образом информации.
-
Б) Выявление взаимосвязи изучаемых сторон и проблем организационной культуры со стратегией организации.
-
-
- Изучение нормативно-правовой основы организационной культуры.
-
Недостатков анализа документов как качественного метода изучения
корпоративной культуры немного:
А) Получение информации в основном официального характера.
Б) Неполнота информации, полученной путем анализа документов организации.
Например, руководитель может морально или материально поощрять сотрудников компании за какие-либо достижения, но в документах (приказах, распоряжениях) это может никак не отражаться.
Вывод можно сформулировать очень просто. В арсенале исследователей организационной культуры предприятий сегодня имеются такие надежные качественные методы, как экспертное (глубинное) интервью, метод монографического исследования и анализ документов. Каждый из рассмотренных методов имеет свою сферу применения, свои достоинства и недостатки.