Файл: Учет поступления основных средств (Оценка и переоценка основных средств).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 896
Скачиваний: 12
На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к обшей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) — дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные корточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств. Для аналитического учета использования средств некоммерческих организаций в рабочем плане счетов можно открыть к счету 86-2 «Расходование средств целевого финансирования» следующие аналитические счета:
86-2.1 «Расходы на целевые мероприятия»,
86-2.2 «Расходы на содержание аппарата управления»,
86-2.3 «Расходы на приобретение основных средств, материалов»,
86-2.4 «Прочие расходы».
1.5 Учет амортизации основных средств
Согласно Положению по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Срок полезного использования - период, в течение которого объекты основных средств призваны приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для учета основных средств в соответствии с принятым порядком. Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя:
- из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово предупредительных видов ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).
Все основные средства предприятия подразделяются на однородные группы объектов, объединенных общими технологическими или иными характеристиками. В зависимости от того, стоимость какой группы необходимо погасить, организации могут выбрать способ начисления амортизации:
-
- линейный метод;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Некоммерческая организация не начисляет амортизацию по своим объектам основных средств (п. 17 ПБУ 06/01). При этом не имеет значения ни источник приобретения основных средств (средства целевого финансирования или прибыль от предпринимательской деятельности), ни назначение приобретенного объекта (осуществление уставной деятельности или предпринимательской деятельности).
Таким образом, затраты на приобретение объекта основных средств не включаются в состав текущих расходов и не влияют на формирование финансового результата в бухгалтерском учете некоммерческой организации.
В целях контроля использования имущества некоммерческих организаций и оценки его реального состояния по основным средствам некоммерческих организаций начисляется износ. Износ отражает процесс потери объектом своей потребительной стоимости. Он отражается в бухгалтерском учете внесистемно на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Амортизация не начисляется по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, а также по земельным участкам, объектам природопользования, мобилизационным мощностям, по объектам, находящимся на реконструкции и модернизации, продолжительность которых свыше 12 месяцев; по объектам, переданным (полученным) по договорам в безвозмездное пользование.
При линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования этого объекта.
Пример:
Первоначальная стоимость объекта - 150000 руб.
Срок полезного использования – 5 лет
Годовая норма амортизации – 20%
Годовая сумма амортизации – 30000 руб.
Расчет амортизации:
1-й год – 150000 руб. ∙ 20% = 30000 руб. и т.д. равномерно;
При способе уменьшаемого остатка — на основе остаточной стоимости объекта на начало отчетное года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с Законодательством РФ.
Пример:
Первоначальная стоимость объекта - 150000 руб.
Срок полезного использования – 5 лет
Годовая норма амортизации – 20%
Коэффициент ускорения - 2
Расчет амортизации:
1-й год – 150000 руб. ∙ 20% ∙ 2 = 60000 руб. (остаточная стоимость – 150000руб.-60000 руб.=90000 руб.);
2-й год – 90000 руб. ∙ 20% ∙ 2 = 36000 руб. (остаточная стоимость – 90000 руб.-36000 руб.=54000 руб.) и т.д.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовую сумму амортизации определяют исходя из первоначальной (или восстановительной) стоимости объекта, умноженной на коэффициент годового соотношения, где в числителе указывается число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.
Пример:
Первоначальная стоимость объекта - 150000 руб.
Срок полезного использования – 5 лет
Сумма чисел лет эксплуатации объекта – 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5).
Расчет амортизации:
1-й год – 5/15* 150000 руб. = 50000 руб. (ежемесячная сумма амортизации – 50000/12 = 4166,6 руб.);
2-й год – 4/15 *150000 руб. = 40000 руб. (ежемесячная сумма амортизации – 40000/12 = 3333,3 руб.) и т.д.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) амортизационные отчисления начисляются с учетом натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Пример:
Первоначальная стоимость объекта - 120000 руб.
Срок полезного использования – 5 лет
Предполагаемый объем выпуска продукции в течение срока полезного использования – 150000 ед.
Соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта равно 80%( т.е. 120000/150000*100%=80%)
Выпуск продукции в отчетном году – 30000 ед.
Сумма амортизационных отчислений в отчетном периоде составит 24000 (т.е. 30000*80%=24000).
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
На сумму амортизации по объектам основных средств, используемых в капитальном строительстве (кроме строительных организаций):
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кт 02 «Амортизация основных средств»
Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают издержки производства и обращения:
Дт 20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательные производства»,
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы»,
44 «Расходы на продажу»;
Кт 02 «Амортизация основных средств».
По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;
Кт 02 (если арендная плата формирует операционные доходы).
А по основным средствам непроизводственного назначения делают запись:
Дт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
Кт 02 «Амортизация основных средств».
По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного и дорожного хозяйства и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают и отражают записью:
Дт 02 «Амортизация основных средств»;
Кт 01 «Основные средства».
Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
Прекращается амортизационные отчисления с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения этого объекта или его списания с бухгалтерского учета.
1.6 Учет ремонта основных средств
В процессе эксплуатации объекты основных средств постепенно теряют свои первоначальные технические характеристики. Причем из-за неравномерности нагрузки отдельные части объекта требуют различных восстановительных работ. Восстановление основных средств производится в результате проведения ремонтов, модернизации или реконструкции. В зависимости от сложности и продолжительности работ различают капитальный, средний и текущий ремонт.
Под текущим и средним ремонтом понимаются работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.
Капитальный ремонт производится периодически и включает в себя работы по разборке агрегатов оборудования, замены изношенных деталей на более современные, испытание агрегата, смену изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений и др. работы.
Перед началом ремонта обязательно производится осмотр объекта специальной комиссией, которая составляет «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» (ф.№ОС-3). Этот акт состоит из двух разделов: в первом – сведения о состоянии основных средств на момент передачи их в ремонт, во втором – сведения о затратах связанных с ремонтом. Информация о ремонте вносится в инвентарные карточки объекта формы № ОС-6, №ОС-6а, № ОС-6б.
Бухгалтерский учет предусматривает несколько вариантов учета затрат на ремонт основных средств. Основными вариантами являются:
- полное включение фактически произведенных затрат в затраты отчетного периода;
- создание резерва на проведение ремонта.
Организация самостоятельно выбирает вариант учета исходя из особенностей своего производства, и отражает его в учетной политике организации.
При полном включении фактически произведенных затрат в затраты отчетного периода ремонтные работы могут быть организованы двумя способами:
- подрядным;
- хозяйственным.