Файл: Учет поступления основных средств (Оценка и переоценка основных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 895

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При подрядном способе привлекаются специализированные ремонтные организации, с которыми заключается договор подряда, а в организации составляется акт по форме № ОС-3 в двух экземплярах (1-й у нанимателя, 2-й у подрядной организации).

Предъявленные к оплате и акцептованные заказчиком суммы расходов по счетам за выполненные ремонтные работы в бухгалтерском учете включаются в фактические затраты отчетного периода записью:

Дт 20«Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу» и др.- в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта основных средств;

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При хозяйственном способе ремонт объектов основных средств, производит организация самостоятельно. Для этих целей в составе хозяйствующего субъекта есть самостоятельное структурное ремонтное подразделение. Перед началом ремонта составляется смета, в которой указывается перечень работ, стоимость заменяемых деталей, необходимых материалов, затрат на оплату труда ремонтных работников и других затрат.

Все текущие затраты на ремонт на основании первичных расходных документов накапливаются на счете 23 «Вспомогательное производство» и отражаются записями:

Дт 23 «Вспомогательное производство»;

Кт 10 «Материалы»,

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

После завершения ремонта фактические затраты списываются на основании утвержденного руководителем организации акта о приеме-передаче отремонтированных объектов основных средств в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта на счета учета затрат:

Дт 20«Основное производство»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу» и др;

Кт 23 «Вспомогательное производство».

Создание резерва на проведение ремонта. Этот резерв создается для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты отчетного периода. В резерв включается сумма ежемесячных отчислений, исчисленная исходя из 1/12 годовой сметной стоимости ремонта.

В бухгалтерском учете образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается:

Дт 20«Основное производство»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,


44 «Расходы на продажу» и др;

Кт 96 «Резервы предстоящих расходов»/03 «Резерв на ремонт основных средств».

По мере выполнения ремонта его затраты, независимо от способа выполнения работ (хозяйственным или подрядным), списываются за счет сформированного резерва:

Дт 96/03 «Резерв на ремонт основных средств»;

Кт 23 «Вспомогательное производство»,

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При определении норматива отчислений в резерв следует исчислить предельную сумму отчислений на основе периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены узлов, деталей, конструкций и сметной стоимости ремонта. При этом предельная сумма не может превышать среднюю величину фактических затрат на ремонт за последние три года. Если организация накапливает средства для проведения особо сложных и дорогих работ по капитальному ремонту объекта в течение более одного отчетного (налогового) периода, то предельный размер может быть увеличен на сумму отчислений в соответствии с графиком проведения ремонта.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств списываются на расходы равными долями в течение отчетного периода.

По окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается как внереализационный доход:

Дт 96 «Резервы предстоящих расходов / субсчет «Резерв на ремонт основных средств»;

Кт 91 «Прочие доходы и расходы» / субсчет «Прочие доходы».

В некоммерческих организациях ремонт основных средств используемых в основной уставной деятельности, производится в соответствии со сметой доходов и расходов. Восстановление основных средств, в результате которого их первоначальная стоимость должна увеличиваться(модеонизация, реконструкция и т. п), является отдельным целевым мероприятием и должно финансироваться так же отдельно.

1.7 Учет аренды основных средств

Аренда основных средств – предоставление имущества во временное пользование за определенную (арендную) плату на основании договора. Сторона, передающая имущество во временное пользование, является арендодателем, сторона, принимающая его, – арендатором.

Передача основных средств в аренду осуществляется по договору аренды либо в лизинг. Имущество, переданное по договору аренды (текущая аренда), по окончании срока действия договора аренды подлежит возврату арендодателю. Арендатор за текущую аренду основных средств уплачивает арендодателю арендную плату и ведет учет основных средств на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".


Как правило, в состав арендной платы включают: амортизацию объекта аренды, затраты арендодателя по его эксплуатации (коммунальные платежи, техническое обслуживание и т. д.) и расчетную (плановую) прибыль от использования объектов основных средств.

Арендодатель ведет бухгалтерский учет на балансовом счете 01 "Основные средства", открыв соответствующие субсчета 01/1 "Собственные основные средства, сданные в текущую аренду" и 01/2 "Собственные основные средства".

Как правило, все операции по учету затрат на сданное имущество в текущую аренду арендодатель ведет по дебету 91 счета, а на сумму начисленной арендной платы арендатора – по кредиту 91 счета.

По договору текущей аренды.

Бухгалтерский учет у арендодателя. При сдаче в аренду основных средств на условиях сохранения права собственности:

Дт 01/1 «Собственные основные средства, сданные в текущую аренду»;

Кт 01/2 «Собственные основные средства».

На сумму начисленной амортизации по объектам, сданным в аренду :

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кт 02 «Амортизация основных средств».

(Здесь предполагается, что амортизация возмещается арендодателю из арендной платы, и поэтому она не включается в затраты, а покрывается за счет дохода.)

На сумму расходов арендодателя по эксплуатации арендованного имущества (когда возмещение затрат не возложено на арендодателя):

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кт 20 «Основное производство»,

44 «Расходы на продажу» и др.

На сумму начисленной арендной платы арендатору:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кт 91 "Прочие доходы и расходы".

Если предусмотрено получение арендной платы, авансом дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами» и кредитуется счет 98 «Доходы будущих периодов». В дальнейшем эта сумма списывается на доходы соответствующего отчетного периода проводкой:

Дт 98 «Доходы будущих периодов» ;

Кт 91 "Прочие доходы и расходы".

На сумму НДС по арендной плате за сданные в аренду основные средства, причитающегося к уплате в бюджет:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На сумму фактически полученной арендной платы :

Дт 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»;

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На сумму погашения задолженности по расчетам с бюджетом по ранее начисленной сумме НДС по арендной плате:

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кт 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета».

Бухгалтерский учет у арендатора. На сумму стоимости основных средств, поступивших в аренду, учитывается на забалансовом счете и делается запись – Дт 001 «Арендованные основные средства».


На сумму начисленной арендной платы арендодателю дебетуются счета 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и другие и кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если арендная плата начисляется авансом, то она относится на счет 97 "Расходы будущих периодов" проводкой :

Дт 97 «Расходы будущих периодов»;

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В дальнейшем эти расходы списываются на затраты соответствующего отчетного периода проводкой:

Дт 20 «Основное производство»;

Кт 97 «Расходы будущих периодов».

На сумму НДС по арендной плате на основные средства, принятые в аренду на условиях возврата имущества арендодателю:

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На сумму фактически перечисленных средств по арендной плате :

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кт 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета».

В принятой к зачету задолженности перед бюджетом суммы НДС по арендной плате за взятые в текущем году в аренду основные средства:

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».

На сумму стоимости основных средств, возвращенных по окончании срока договора, арендатор делает записи

К-т 001 "Арендованные основные средства".

Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по ремонту относят на уменьшение арендной платы, т. е. записи проводятся:

Д-т 76, К-т 97 или 23, 60 и др.

Когда договором предусмотрено проведение арендодателем капитальных работ (вложения), то их учет ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», что оформляется следующими проводками:

  • на сумму осуществленных капвложений – Дт 08, Кт 10, 60, 51 и т.д.;
  • на сумму капвложений, включенных в состав собственных основных средств – Дт 01, Кт 08;
  • на сумму стоимости капвложений, передаваемых арендодателю по окончании срока договора – Дт 91, Кт 01;
  • на сумму уменьшения арендной платы на объем выполненных капитальных вложений – Дт 76, Кт 91.

Разновидностью договора аренды является финансовая аренда (лизинг).

Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Предметом лизинга являются организации и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в процессе предпринимательской деятельности. Субъектами лизинговых отношений могут быть резиденты и нерезиденты Российской Федерации.


Законом «О лизинге» предусмотрены долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный типы лизинга. Долгосрочный лизинг – это лизинг сроком на три года и более; среднесрочный – от полутора до трех лет; краткосрочный – менее полутора лет.

Затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности, включая и амортизационные отчисления, относятся на счет 20 «Основное производство» проводкой Дт 20; Кт 02, 10, 69, 70 и др. В конце месяца они списываются в дебет счета 90 "Продажа»:

Дт 90 «Продажи»;

Кт 20 «Основное производство».

На сумму причитающихся лизинговых платежей оформляется проводка:

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

Кт 90 «Продажа».

Финансовый результат от осуществления лизинговой деятельности отражается проводками:

Дт 90 «Продажи»;

К-т 99 "Прибыли и убытки " – на сумму дохода.

При возврате лизингового имущества и прекращения его использования для лизинга оформляется проводкой Дт 01, Кт 03/01.

1.8 Учет выбытия основных средств

В результате эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются и приходят в такое состояние, когда их дальнейшее использование становится невозможным или экономически нецелесообразным. Полностью износившиеся основные средства подлежат ликвидации и списанию с баланса.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях:

  • продажи;
  • списания в случае морального и физического износа;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных ситуациях;
  • передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;
  • безвозмездной передачи или мены;
  • по другим причинам.

При списании объекта ОС, приобретенного за счет средств целевого финансирования либо полученного некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений, по причине морального или физического износа его первоначальная стоимость списывается за счет средств добавочного капитала (если в учетной политике для целей бухгалтерского учета некоммерческой организацией выбран данный вариант), т.е. за счет тех средств, которые служили источником финансирования его приобретения.

Для определения непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на их списание приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия. Функции этой комиссии могут быть возложены на постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Действующие комиссии производят: