Файл: Программно-целевое управление в организации (регионе) и его эффективность.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и особенности программно-целевого управления
1.1 Содержание программно-целевого управления
1.2 Эффективность программно-целевого управления
2. Анализ системы управления ООО «Диск»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Диск»
2.2 Анализ деятельности организации и системы управления
3. Перспективы и возможности использования программно-целевого управления в ООО «Диск»
Оценим факторы, определяющие привлекательность отрасли ПО (таблица 6).
Таблица 6. Факторы, определяющие привлекательность отрасли ООО «Диск»
Таблица 6. Факторы, определяющие привлекательность отрасли ООО «Диск»
Показатели привлекательности отрасли |
Оценка |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
1. Вероятность вытеснения продукта компании продуктом-заменителем |
Высокая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Низкая |
2. Уровень покупательной способности в данной отрасли |
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокий |
3. Способность покупателей |
Высокая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Низкая |
ориентироваться в продуктах, выпускаемых в отрасли |
|||||||||
4. Уровень спроса на данный продукт на рынке |
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокий |
5. Вероятность появления в отрасли новых копаний-конкурентов |
Высокая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Низкая |
6. Требования предъявляемые потребителями к качеству продукта |
Высокие |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Низкие |
7. Степень соперничества между основными конкурентами |
Высокая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Низкая |
Полученные результаты со средними оценками воздействия факторов, определяющих конкурентное преимущество фирмы, стратегический потенциал фирмы, условия бизнеса и привлекательность отрасли, наносятся на график SPACE метода. Координаты X и Y определяются следующим способом:
X = (ПО + КП) - 6
Y = (СП +УБ) - 6
Х = (3,14 + 3,43) – 6 = 0,57
Y = (3,13 + 3,71) – 6 = 0,84
Полученные результаты наносятся на прямоугольную систему координат, в которой каждая из полуосей служит представлением общего критерия по группе. В координатах, характеризующих привлекательность отрасли и конкурентную позицию предприятия (рисунок 5), находят точку, которая соответствует позиции фирмы.
Позиция ООО «Диск» соответствует стратегии концентрированного роста, которая направлена на изменение продукта и (или) позиции в отрасли. Необходимо улучшить существующий продукт или начать производить новый, не меняя при этом рынка, пытаясь, усилить своё положение в отрасли или перейти на другой рынок. К данному виду стратегий относятся: стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке и стратегия развития рынка.
СП
1.Развитие сопутствующих товаров
2.Поиск нового товара на существующем рынке
3.Поиск дополнительных качеств продукта
1.Развитие продукта
2.Развитие рынка
3.Поглощение конкурентов
УБ
1.Развитие рынка
2.Поглощение дилеров, продавцов
3.Поглощение поставщиков
1.Развитие сопутствующих товаров
2.Поиск новых товаров на существующем рынке
1.Организация совместных предприятий
1.Поиск дополнительных качеств продукта
1.Захват рынка
2.Развитие продукта
по
1.Захват рынка
Широкая
комбинированная стратегия
Узкая
комбинированная стратегия
1.Сокращение
2.Ликвидация
1.Реорганизация
1.Сокращение
2.Ликвидация
+5
+4
+3
+2
+1
-1
-2
-3
-4
-5
-6
УБ
КП
1.Поглощение конкурентов, партнеров
2.Поиск дополнительных качеств продукта
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6
Рисунок 5. Возможные варианты стратегии бизнеса ООО «Диск»
Стратегия развития продукта предполагает рост за счет улучшения существующего или освоения нового продукта (прочей продукции). При реализации стратегии усиления позиции на рынке необходимо завоевать лучшие позиции, не изменяя ни рынка, ни продукта. Стратегия развития рынка заключается в поиске новых лучших рынков и их развитии.
Позиция фирмы определяется как агрессивная. Агрессивная позиция характерна для привлекательных отраслей в стабильном окружении. Анализируемая фирма имеет несомненное конкурентное преимущество и может сохранить его с использованием имеющегося финансового потенциала. Критическим фактором здесь является способность противостоять появлению новых конкурентов. Рекомендуемые стратегии: поиск кандидатов на поглощение в собственной и смежной отраслях, увеличение доли рынка, концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих наибольшее преимущество над конкурентами, поиск дополнительных качеств продукта.
Изучение сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз со стороны окружения.
Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Таблица 7. Анализ факторов внутренней среды предприятия
Факторы внутренней среды |
Оценка качества |
Важность |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1. МАРКЕТИНГ: |
||||||
1.1. Известность компании на рынке |
+ |
0,04 |
||||
1.2. Доля рынка |
+ |
0,04 |
||||
1.3. Репутация в отношении качества |
+ |
0,05 |
||||
1.4. Репутация в отношении обслуживания |
+ |
0,05 |
||||
1.5. Реклама |
+ |
0,06 |
||||
1.6. Эффективность продаж |
+ |
0,04 |
||||
1.7. Эффективность НИОКР |
+ |
0,03 |
||||
1.8. Месторасположение |
+ |
0,02 |
||||
2. ФИНАНСЫ: |
||||||
2.1. Стоимость капитала |
+ |
0,05 |
||||
2.2. Доступность капитальных ресурсов |
+ |
0,02 |
||||
2.3. Доходность капитала |
+ |
0,03 |
||||
2.4. Финансовая стабильность |
+ |
0,05 |
||||
3. ПРОИЗВОДСТВО: |
||||||
3.1. Современное оборудование |
+ |
0,04 |
||||
3.2.Удовлетворение покупательского спроса |
+ |
0,05 |
||||
3.3. Соблюдение сроков поставок |
+ |
0,04 |
||||
3.4. Ассортимент продукции |
+ |
0,05 |
||||
3.5. Затраты на производство |
+ |
0,02 |
||||
3.6. Технический уровень производства |
+ |
0,03 |
||||
4. ОРГАНИЗАЦИЯ: |
||||||
4.1. Квалификация руководства |
+ |
0,04 |
||||
4.2. Малый штат сотрудников |
+ |
0,04 |
||||
4.3. Квалификация и способности менеджеров |
+ |
0,05 |
||||
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации |
+ |
0,04 |
||||
4.5. Преданность работе сотрудников |
+ |
0,03 |
||||
4.6. Инициативность руководства |
+ |
0,04 |
||||
4.7. Оперативность принятия решений |
+ |
0,05 |
Таблица 8. Матрица анализа сильных и слабых сторон ООО «Диск»
Оценка качества |
||||||
Очень слабое |
Слабое |
Нейтральное |
Сильное |
Очень сильное |
||
Важность |
Высшая |
1.4., 2.1., 3.2., 3.4. |
1.5., 4.3 |
1.3., 4.7. |
2.4. |
|
Средняя |
4.2. |
1.6., 4.1., 4.4. |
1.2. |
3.1.,3.3, 4.6. |
1.1. |
|
Низшая |
1.7, 1.8 |
2.2., 3.5. |
2.3.,3.6., 4.5. |
Вывод: как видно из матрицы анализа слабых и сильных сторон (таблица 8), слабые стороны предприятия преобладают над сильными. Надо отметить, что самыми проблемными факторами являются те, которые расположены в верхнем левом углу матрицы – проблемной области, это – 1.4., 2.1., 3.2., 3.4., 4.2., 1.5., 4.3., 1.6., 4.1., 4.4.
Таблица 9. Итог анализа деятельности ООО «Диск»
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Последствия |
МАРКЕТИНГ |
Известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка |
Низкий уровень обслуживания, низкая эффективность НИОКР, невысокая репутация в отношении качества, средняя эффективность продаж, имеет неудобное месторасположение, недостаточная реклама |
Падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов |
ФИНАНСЫ |
Высокая доходность капитала, финансовая стабильность |
Невысокая стоимость капитала доступность капитальных ресурсов |
Благополучное финансовое состояние фирмы |
ПРОИЗВОДСТВО |
Высокотехнологичное современное оборудование, своевременная поставка продукции |
Очень «скудный» ассортимент продукции, большие затраты на производство, невысокая степень удовлетворения покупательского спроса |
Потеря клиентов, увеличение стоимости продукции |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Инициативное руководство, достаточно преданные организации работники |
Недостаточная квалификация руководства и менеджеров низкая реакция на изменение рыночной ситуации, больше необходимого число сотрудников |
Нескоординированная работа фирмы |
Выводы: показатели в сфере маркетинга выявили угрозы, которые могут стать критическими для организации, необходимо скорейшее изменение сложившейся ситуации.
Необходимо отметить, что к сильным сторонам относится финансовая стабильность предприятия. Существенный минус в производственном факторе - недостаточный ассортимент продукции, большие затраты на производство, это приводит к тому, что компания не может полностью удовлетворить покупательского спроса. Минусом организационного фактора является недостаточная квалификация руководства и менеджеров фирмы.
Анализ факторов внешней среды, основных угроз и возможностей.
При анализе внешней среды изучают: изменения, которые могут воздействовать на текущую стратегию, факторы угроз и возможностей для выбранной стратегии. При этом ищут ответы на следующие вопросы: Где находится организация сегодня? Где она должна находиться в будущем? Что для этого надо сделать? Проведем анализ внешней среды ООО «Диск» (таблица 10).
Таблица 10. Анализ факторов внешней среды предприятия
Факторы внешней среды |
Оценка качества |
Важность |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: |
||||||
1. ПОКУПАТЕЛИ: |
||||||
1.1. Крупные клиенты |
+ |
0,05 |
||||
1.2. Мелкие клиенты |
+ |
0,04 |
||||
1.3. Угроза неплатежа со стороны покупателя |
+ |
0,04 |
||||
1.4. Угроза потери покупателя |
+ |
0,05 |
||||
1.5. Важность появления нового покупателя |
+ |
0,04 |
||||
1.6. Возраст покупателя |
+ |
0,03 |
||||
1.6.1. от 16 до 25 лет |
+ |
0,05 |
||||
1.6.2. от 26 до 45 лет |
+ |
0,04 |
||||
1.6.3. от 46 до 55 лет |
+ |
0,04 |
||||
1.6.4. от 56 и старше |
+ |
0,03 |
||||
2. КОНКУРЕНТЫ: |
||||||
2.1. Преимущества |
+ |
0,05 |
||||
2.2. Слабость |
+ |
0,04 |
||||
2.3. Борьба с конкурентами |
+ |
0,04 |
||||
3. ПОСТАВЩИКИ: |
||||||
3.1. Надежность |
+ |
0,05 |
||||
3.2. Необходимость поиска нового поставщика |
+ |
0,03 |
||||
3.3. Репутация |
+ |
0,04 |
||||
3.4. Цены поставок |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА: |
+ |
0,05 |
||||
4.1. Устойчивость законов, по которым работает фирма |
||||||
4.2. Возможность появления новых законов |
+ |
0,05 |
||||
4.3. Субсидии |
+ |
0,03 |
||||
4.4. Налоги |
+ |
0,05 |
||||
ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: |
+ |
0,04 |
||||
5. Уровень социально-экономического развития |
+ |
0,02 |
||||
6. Уровень научно-технического развития экономики |
+ |
0,03 |
||||
7. Уровень научно-технической развития отрасли |
+ |
0,04 |
||||
8. Экономические кризисы внутри страны |
+ |
0,03 |