Файл: Программно-целевое управление в организации (регионе) и его эффективность.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и особенности программно-целевого управления
1.1 Содержание программно-целевого управления
1.2 Эффективность программно-целевого управления
2. Анализ системы управления ООО «Диск»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Диск»
2.2 Анализ деятельности организации и системы управления
3. Перспективы и возможности использования программно-целевого управления в ООО «Диск»
Возможности – это потенциал организации. Как правило, угрозы для компании состоят из внешних факторов, но нельзя забывать и о внутренних угрозах, которые можно предотвратить в первую очередь.
Перечислим основные угрозы и возможности ООО «Диск» (таблица 11).
Таблица 11. Список основных угроз и возможностей
Угроза |
Возможность |
Последствия для фирмы |
Возможные меры для избежания угрозы или не использования возможностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Потеря клиента |
Финансовые потери, а в случае потери крупного клиента, значительные; возможно, уменьшение з/платы сотрудников или сокращение штата. Падение репутации фирмы |
Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с клиентом |
|
Появление клиента |
Дополнительный рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств |
Скидки, рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок. |
|
Преимущества конкурентов |
Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка |
Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами. |
|
Слабость конкурентов |
Увеличение занимаемой доли рынка, появление |
Постараться упрочить свои позиции на данной нише |
|
новых клиентов |
рынка. При очень бедственном положении конкурента, предложить ему объединиться для устранения других конкурентов |
||
Потеря поставщика |
Срыв поставок, финансовые убытки, потеря клиентов, падение авторитета фирмы, поиск нового поставщика |
Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы |
|
Появление нового поставщика |
Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов |
Перезаключение договоров имеет смысл делать только тогда, когда новый поставщик имеет хорошую репутацию или значительно более выгодные условия для сотрудничества. |
|
Введение дополнительных налогов |
Повышение стоимости продукции |
Попытка получения налоговых льгот |
|
Предоставление государством субсидий |
Снижение стоимости продукции, расширение предприятия и увеличение объемов производства |
Попытка получения новых субсидий |
Вывод: практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации фирмы. И наоборот, любая возможность дает фирме шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.
Таким образом, изучив работу ООО «Диск», его миссию и цели, а так же действующую систему управления и проведя анализ, который помог изучить сильные и слабые стороны предприятия, я пришел к выводу, что организация имеет слишком малый ассортимент продукции, а также, слабо развит рынок сбыта на периферии, в связи, с чем система управления нуждается в переработке.
3. Перспективы и возможности использования программно-целевого управления в ООО «Диск»
Учитывая что, ООО «Диск» в финансовом положении ограничено, необходимо начать с действий, которые не требуют значительных затрат. Обычно это меры организационно-управленческого характера, которые при целенаправленной реализации позволят предприятию значительно повысить эффективность службы маркетинга и сбыта.
Основываясь на анализе системы управления ООО «Диск», следует заметить, что она не удовлетворяет потребностям и целям организации (слишком малый ассортимент продукции, слабый охват возможных рынков сбыта, а также, малый рост объема продаж), вследствие чего структура подлежит усовершенствованию.
Для решения этих проблем предлагаем внести в штатное расписание одного менеджера по развитию территории и подчинить обоих менеджеров коммерческому директору, то есть создать в организации коммерческий отдел. Это позволит фирме быстрее реагировать на изменения рынка, увеличить долю занимаемого рынка в других регионах и решить проблему с недостатком ассортимента продукции.
Также, для уменьшения штата сотрудников, необходимо сократить должность инспектора кадров, и перепоручить полномочия секретарю-делопроизводителю.
Для этих изменений должно быть утверждено новое штатное расписание (таблица 12), в котором на секретаря-делопроизводителя дополнительно будут возложены обязанности инспектора по кадрам, в связи с чем, будет увеличен должностной оклад, а так же разработано положение о вновь созданном коммерческом отделе (приложение Б) и должностная инструкция менеджера по развитию территории (приложение В).
Таблица 12. Штат сотрудников ООО «Диск» с 01.01.2007 г.
№ |
Наименование должностей |
Количество штатных единиц |
Заработная плата, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Директор |
1 |
935 |
2 |
Технический директор |
1 |
807,5 |
3 |
Коммерческий директор |
1 |
739,5 |
4 |
Главный бухгалтер |
1 |
722,5 |
5 |
Менеджер по продажам |
1 |
510 |
6 |
Производственные рабочие |
8 |
327,5 |
7 |
Инженер-программист |
1 |
493 |
8 |
Бухгалтер |
1 |
467,5 |
9 |
Бухгалтер-кассир |
1 |
425 |
10 |
Инспектор по кадрам |
1 |
340 |
11 |
Секретарь-делопроизводитель |
1 |
323 |
Итого: |
8383 |
Таблица 13. Дополнение к штату с 01.01.2007 г.
Наименование должностей |
Количество штатных единиц |
Заработная плата, тыс. руб. |
ИСКЛЮЧАЮТСЯ: |
||
Инспектор по кадрам |
1 |
340 |
ДОБАВЛЯЮТСЯ: |
||
Менеджер по развитию территории |
1 |
510 |
Таблица 14. Предлагаемый штат предприятия ООО «Диск»
Наименование должностей |
Количество штатных единиц |
Заработная плата, тыс. руб. |
Директор |
1 |
935 |
Технический директор |
1 |
807,5 |
Коммерческий директор |
1 |
739,5 |
Главный бухгалтер |
1 |
722,5 |
Менеджер по продажам |
1 |
510 |
Менеджер по развитию территории |
1 |
510 |
Производственные рабочие |
8 |
327,5 |
Инженер-программист |
1 |
493 |
Бухгалтер |
1 |
467,5 |
Бухгалтер-кассир |
1 |
425 |
Секретарь-делопроизводитель |
1 |
408 |
Итого |
8638 |
Как видно из штатного расписания, введение новой должности менеджера и повышение заработной платы сотруднику (секретарю-делопроизводителю) приведет к снижению расходов для организации на заработную плату в размере 255 тыс. руб. (8638 тыс. руб. - 8383 тыс. руб.). таким образом, расходы на реорганизацию оправданны, так как данное решение поможет фирме решить существующие проблемы с ассортиментом продукции, а более высокая оплата труда является мотивацией для более эффективной работы сотрудников, что сказывается на повышении качества оказываемых услуг, и вследствие этого, у предприятия будут более эффективные продажи и удовлетворение покупательского спроса. Тем самым данное решение поможет организации достичь поставленных целей
Введя новое штатное расписание, перестроим организационную структуру следующим образом (рисунок 6).
Директор
Секретарь
Коммерческий директор
Менеджер по продажам
Главный бухгалтер
Технический директор
Бухгалтерия
2 чел.
Производственный участок 8 чел.
Программист
Менеджер по развитию территории
Рисунок 6. Предлагаемая организационная структура ООО «Диск»
После реорганизации существующей системы управления необходимо провести повторное обследование системы, то есть провести анализ факторов внутренней среды предприятия (таблица 15) и убедиться в эффективности системы управления предприятием.
Таблица 15. Анализ факторов внутренней среды предприятия (после изменений)
Факторы внутренней среды |
Оценка качества |
Важность |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. МАРКЕТИНГ: |
||||||
1.1. Известность компании на рынке |
+ |
0,04 |
||||
1.2. Доля рынка |
+ |
0,04 |
||||
1.3. Репутация в отношении качества |
+ |
0,05 |
||||
1.4. Репутация в отношении обслуживания |
+ |
0,05 |
||||
1.5. Реклама |
+ |
0,06 |
||||
1.6. Эффективность продаж |
+ |
0,04 |
||||
1.7. Эффективность НИОКР |
+ |
0,03 |
||||
1.8. Месторасположение |
+ |
0,02 |
||||
2. ФИНАНСЫ: |
||||||
2.1. Стоимость капитала |
+ |
0,05 |
||||
2.2. Доступность капитальных ресурсов |
+ |
0,02 |
||||
2.3. Доходность капитала |
+ |
0,03 |
||||
2.4. Финансовая стабильность |
+ |
0,05 |
||||
3. ПРОИЗВОДСТВО: |
||||||
3.1. Современное оборудование |
+ |
0,04 |
||||
3.2.Удовлетворение покупательского спроса |
+ |
0,05 |
||||
3.3. Соблюдение сроков поставок |
+ |
0,04 |
||||
3.4. Ассортимент продукции |
+ |
0,05 |
||||
3.5. Затраты на производство |
+ |
0,02 |
||||
3.6. Технический уровень производства |
+ |
0,03 |
||||
4. ОРГАНИЗАЦИЯ: |
||||||
4.1. Квалификация руководства |
+ |
0,04 |
||||
4.2. Малый штат сотрудников |
+ |
0,04 |
||||
4.3. Квалификация и способности менеджеров |
+ |
0,05 |
||||
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации |
+ |
0,04 |
||||
4.5. Преданность работе сотрудников |
+ |
0,03 |
||||
4.6. Инициативность руководства |
+ |
0,04 |
||||
4.7. Оперативность принятия решений |
+ |
0,05 |
Как видно из таблицы 15, изменения в фирме сказались положительным образом на таких факторах внутренней среды предприятия как удовлетворение покупательского спроса, расширение ассортимента продукции, квалификации руководства и менеджеров.
Из реорганизованной структуры видно, что новая введенная должность менеджера будет ориентирована на определенную продукцию, что, в свою очередь, должно привести к решению проблемы - устранению дефицита ассортимента и расширению рынка сбыта. Также, был организован коммерческий отдел, что позволит оперативнее решать все вопросы, связанные со сбытовой и закупочной деятельностью. Данные преобразования позволяют фирме достичь поставленных целей, таких как увеличение объёма продаж, повышение качества оказываемых услуг и продвижения на рынок новинок и увеличение доли рынка.
Для расчёта эффективности совершенствования организационной структуры произведем оценку абсолютного показателя качества организации P исходя из условия:
,
где k - число показателей, входящих в интегральную оценку;
Аi - значение коэффициента важности показателя;
Xi - числовое значение i-ой характеристики качества организации.
Найденная таким образом интегральная оценка абсолютного качества организации будет представлять собой комбинированный показатель, включающий в себя формальные и неформальные показатели.
1. Используя таблицу 7, проведем оценку абсолютного показателя качества организации P исходя из факторов внутренней среды предприятия до изменений в предприятии:
Получаем, что P = 2,4.
2. Используя таблицу 15, проведем оценку абсолютного показателя качества организации P исходя из факторов внутренней среды предприятия после изменений в предприятии:
Получаем, что P = 2,79.
3. Используя таблицу 10, проведем оценку абсолютного показателя качества организации P исходя из факторов внешней среды предприятия:
Получаем, что P = 3,33.
Изменения в фирме в итоге коснулись таких факторов внутренней среды предприятия, как: ассортимент продукции, удовлетворение покупательского спроса, а также квалификация и способности менеджеров. Соответственно увеличилась и оценка абсолютного показателя качества организации. Она увеличилась с 2,4 до 2,79.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие обобщения и выводы: