Файл: Программно-целевое управление в организации (регионе) и его эффективность.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и особенности программно-целевого управления
1.1 Содержание программно-целевого управления
1.2 Эффективность программно-целевого управления
2. Анализ системы управления ООО «Диск»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Диск»
2.2 Анализ деятельности организации и системы управления
3. Перспективы и возможности использования программно-целевого управления в ООО «Диск»
Инспектор по кадрам
Бухгалтерия
2 чел.
Производственный участок 8 чел.
Программист
Рисунок 2. Система управления ООО «Диск»
Таблица 2. Функции и обязанности сотрудников ООО «Диск»
Должность |
Функции и обязанности |
1 |
2 |
Директор |
Управление фирмой, контроль за деятельностью и взаимодействием структурных подразделений, ведение переговоров с крупными поставщиками и клиентами |
Коммерческий директор |
Ведение переговоров, заключение договоров, контроль и анализ финансового состояния фирмы |
Секретарь-делопроизводитель |
Работа с документами, обеспечение и обслуживание работы руководителя |
Менеджер по продажам |
Изучение конъюнктуры рынка, разработка плана реализации продукции, разработка плана ценовой стратегии, подготовка и заключение договоров |
Бухгалтерия |
Ведение бухгалтерского учета и отчетности |
Технический директор |
Руководство техническими службами, координация подразделений по разработке технического развития предприятия, обеспечение систематического повышения эффективности производства, производительности труда, обеспечение производства конкурентоспособной продукции. |
Инспектор по кадрам |
Обеспечение подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов; организация системы учета кадров, анализ текучести кадров |
Миссия организации.
Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией фирмы, которая определяется руководством фирмы. Четко сформулированная миссия показывает отличие фирмы от других, подобных ей. Для этого должны быть сформулированы следующие характеристики фирмы: философия фирмы, выбранная администрацией компании для организации работы; сфера деятельности фирмы, учет которой необходим для выбора ресурсов и продукта; система целей фирмы, показывающая, к чему стремится организация; технологические возможности фирмы.
Миссия организации в известной степени влияет на прогноз действия фирмы, который определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования фирмы. Миссия - это совокупность стратегий, которые вырабатывает администрация компании для достижения глобальных целей.
При разработке миссии, то есть совокупности стратегий, исследуются не только внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), но и системные характеристики фирмы, совокупность ресурсов, производственных либо организационных процессов, продукции. При рассмотрении всех этих характеристик, важное значение приобретают разработка и определение долгосрочных и краткосрочных целей организации.
Миссию ООО «Диск» можно сформулировать как «максимальное удовлетворение покупательского спроса на качественные автозапчасти и индивидуальный подход к каждому клиенту».
В рамках данной миссии можно сформулировать цели, стоящие перед организацией и представить их графически в виде дерева целей (рисунок 3).
Цели организации.
Любая система управления - это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.
Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. В сущности, планирование - это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.
Рисунок 3. Дерево целей ООО «Диск»
Любая деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.
Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руководителя.
Ниже перечислены приоритетные цели ООО «Диск», которые предприятие хотело бы достичь до конца 2007 года:
1) увеличение объема продаж ассортимента продукции;
2) конкурентоспособность цен;
3) увеличение доли рынка;
4) повышение качества услуг;
5) продвижение на рынок новинок.
Основные бизнес процессы ООО «Диск».
В хозяйственной деятельности организации основными вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции; последняя подразумевает законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как товары. При наличии жесткой конкуренции, в которой работает ООО «Диск», главная задача системы управления сбытом - обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами. Сбыт продукции должен рассматриваться под принципиально иным углом зрения - через призму рыночного спроса и предложения. Для выживания в рыночных условиях предприятие должно производить то, что продается, а не продавать то, что оно производит.
Под сбытом следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта - реализация экономического интереса (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.
Хотя сбыт - завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию, а также в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации и контроля сбыта, способна обеспечить конкурентоспособность компании.
Сбытовая политика ООО «Диск» ориентирована на долговременную рыночную устойчивость организации, конкурентоспособность ее продукции. Разрабатывает сбытовую политику в ООО «Диск» коммерческий директор, он согласовывает текст (проект) «Положения о сбытовой политике» с техническим директором и главным бухгалтером. После необходимых согласований коммерческий директор представляет завизированный вышеуказанными должностными лицами текст «Положения о сбытовой политике» на утверждение директору организации. «Положение о сбытовой политике» вводится в действие приказом директора организации.
Документальное закрепление сбытовой политики целесообразно по следующим причинам:
1) формальное установление и документальное закрепление стандартов деятельности по сбыту снижает возможность злоупотреблений (сговор сбытовиков с покупателями и т.д.) и ошибок;
2) наглядно демонстрирует взаимосвязь различных аспектов сбытовой деятельности и формирует единое видение сбытовой работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками, что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но и других подразделений предприятия;
3) способствует более четкой координации предпринимаемых усилий по сбыту;
4) ведет к формальному установлению показателей сбытовой деятельности для контроля;
5) делает организацию более подготовленной к внезапным переменам;
6) на базе документально закрепленных положений сбытовой политики функциональные специалисты могут разрабатывать свои подробные планы - например, планы исследований различных аспектов рынка, планы рекламных мероприятий, сметы затрат на сбытовую деятельность, планы формирования портфеля заказов и т.д.;
Персонал, имеющий отношение к реализации готовой продукции, ознакамливается (обязательно наличие отметок об ознакомлении) с информацией в «Положении о сбытовой политике» и обязан четко придерживаться принятых решений в своей текущей деятельности. Осуществление контроля соблюдения утвержденного «Положения о сбытовой политике» всеми структурными подразделениями организации возложено на коммерческого директора. Сбытовая политика разрабатывается на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения) - оформляются соответствующим приказом. В условиях рыночной конкуренции информация, содержащаяся в «Положении о сбытовой политике», представляет определенный интерес для конкурентов организации и поэтому отнесена приказом руководителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации. Соответственно, документально закрепляется приказом руководителя круг должностных лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям для осуществления своих функциональных обязанностей.
Рассмотрим рынок сбыта ООО «Диск» (рисунок 4).
Рисунок 4. Распределение рынка сбыта ООО «Диск»
Как видно из рисунка 4, у ООО «Диск» очень слабо развит рынок сбыта в других регионах, необходимо активное воздействие на этот рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
Выбор стратегии фирмы зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Существуют общие подходы к формированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии. Одним из таких методов является SPACE метод.
Рассмотрим применение SPACE метода для формирования стратегии развития фирмы ООО «Диск». Вначале, оценим факторы, которые определяют конкурентные преимущества фирмы КП (таблица 3).
Таблица 3. Конкурентные преимущества ООО «Диск»
Показатели конкурентных преимуществ |
Оценка |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||
1. Доля бизнеса компании в отрасли |
Сильное сокращение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сильный рост |
||||||||||
2. Изменение уровня персонала |
Сильное сокращение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сильный рост |
||||||||||
3. Наполнение портфеля заказами |
Неудовлетворительное |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Удовлетворительное |
||||||||||
4. Приверженность потребителей к продукции компании |
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокая |
||||||||||
5. Финансовое положение компании |
Плохое |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Хорошее |
||||||||||
6. Состояние бизнеса у конкурентов |
Хорошее |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Плохое |
||||||||||
7. Уровень деловых связей |
Низкий |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокий |
Далее оценим факторы, определяющие стратегический потенциал фирмы СП (таблица 4).
Таблица 4. Стратегический потенциал ООО «Диск»
Показатели стратегического потенциала |
Оценка |
||||||||
1. Возожность выхода на новых клиентов |
Сильно ограниченные |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Неограниченные |
2. Возможности определения и диагностики проблем клиента |
Низкие |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокие |
3. Научно-исследовательский потенциал |
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокий |
4. Внедренческий потенциал, возможности поддержки и сопровождения |
Низкие |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокие |
5. Уровень исследования и экспертизы проблем клиента |
Неудовлетворит. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Превосходный |
6. Уровень новизны идей и рекомендаций |
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокий |
7. Эффективность внедрения разработок |
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокая |
8. Учебно-методический уровень |
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокий |
Оценим факторы, определяющие условия бизнеса УБ (таблица 5).
Таблица 5. Факторы, определяющие условия бизнеса ООО «Диск»
Показатели условий бизнеса |
Оценка |
||||||||
1. Условия для внедрения новых технологий |
Неудовлетворительные |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Очень хорошие |
2. Политические условия |
Неудовлетворительные |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Очень хорошие |
3. Макроэкономи-ческие условия |
Неудовлетворительные |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Очень хорошие |
4. Государственно-правовые условия |
Неудовлетворительные |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Очень хорошие |
5. Социальные условия |
Неудовлетворительные |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Очень хорошие |
6. Культурные и демографические условия |
Неудовлетворительные |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Очень хорошие |
7. Географические и климатические условия |
Неудовлетворительные |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Очень хорошие |