Файл: СПУСКОВОЙ МАКЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОЛИГРАФИИ (История создания книги).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы называется «Создание внешнего и внутреннего оформления будущего издания: от замысла до воплощения», то есть речь пойдет именно о многополосных изданиях. Обсудим виды многополосной продукции, однако, особенное внимание будет уделена книге. Рассмотрим историю создания и развития книги, как оформляли книги в старину (внутренне и внешне), чем украшали, а также, правила создания, оформления в наши дни.
Актуальность выбранной темы курсовой работы в том, что книга является традиционным носителем информации и выполняет в социуме много функций (идеологическую, воспитательную, познавательную, коммуникативную, этическую и другие). Книга выступает как объект изучения, распространения, хранения информации и рассматривается как товар. Книги помогают человеку посмотреть на разные жизненные ситуации по-другому, затронуть темы, о которых он никогда возможно и не задумывался, узнать новые слова и их значение, а быть может очередная книга знакомит его с обычаями другой культуры. Хорошая книга обогащает знания, мировоззрение и внутренний мир человека, развивает память.
А многополосные издания являются для предприятий и компаний важной частью для внутреннего документооборота, и для различных презентаций, которые служат для позиционирования компании (товаров и услуг) и привлекают потенциальных клиентов.
Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать процесс оформления внешнего и внутреннего оформления книги, форматы книг.
Объект исследования: процесс работы над будущим изданием.
Предмет исследования: основные составляющие данного процесса.
Глава 1. ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ИЗДАНИЯ
1.1. История создания книги
В этом разделе будет описано какие функции выполняет книга, а также, процесс создания книги от древних наскальных надписей и средневековых шедевров, до современных книг.
В жизни человека книга играет огромное значение. Книга считалась самым древним способом передачи знаний и бесценным источником информации еще в давние времена.
Книга выполняет идеологическую функцию, эта функция поддерживает книгу в общественном обиходе, и формирует и трансформирует книгу как произведения письменности и печати. У книги различные социальные функции: коммуникативная (то есть познавательная функция, книга передает информацию), в большей степени относится к учебной, справочной, научной, производственной книге. Кумулятивная функция — накопление, сохранение, организация в определенную систему духовных ценностей. Репродукционная — то есть воспроизведение, воссоздание накопленной информации. А также этическая и эстетическая функции.
Эстетическая функция книги как материальная и духовная ценность воздействует своей внешней и внутренней формой на читателя. Этическая функция книги воздействует на чувства читателя, влияет на ее поведение, то есть воспитывает в человеке моральные ценности.
- Надписи на камнях, костях и шелка.
История создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер (см. рис. 1.1.1 и 1.1.3).
Древние люди запечатлели на них то что видели, окружающий мир и чем занимались, сцены бытовой жизни, охоты, рыбалки.
Однако, такие надписи было трудно наносить и это потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Например, жители северных стран оставляли послание другим поколением на костях животных (см. рис. 1.1. 2), а китайцы – на шелке (см. рис. 1.1.4, 1.1.5).
Рис. 1.1.1. Надписи на камнях
Рис. 1.1.2. Надписи на кости
Рис. 1.1.3. Каменная китайская книга Шицзин «Книга песен».
В ней 305 народных песен и стихотворений различных жанров, созданных в XI—VI вв. до н. э.
Рис. 1.1.4. Надписи на шелке
Рис. 1.1.5. Надписи на шелке
- Папирус
Древние египтяне фиксировали свои надписи на папирусах, это прообраз бумаги (см. рис. 1.1.6 и 1.1.7). Жрецы организовывали процесс изготовления, и они держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века не могли узнать, как древние египтяне создавали прообраз бумаги. Нашел процесс изготовления папируса — Хасан Рагаб (египетский военный, дипломат и общественный деятель) в 1967 году.
Египтяне изготовляли этот материал из стебля растения – папируса. Это растение произрастало в больших количествах на берегах реки Нил. Стебель растения хорошо подходило для создания бумаги, ведь было гибким и прочным.
Египтяне использовали только ту часть стебля, которая находилась под водой, она была гибкой и мягкой. Использовали только серединку, а оболочку выбрасывали, вымачивали несколько дней так, чтобы образовались широкие пласты волокон.
А затем волокна укладывали слоями: один слой параллельно другому, и ставили на некоторое время под прессом. После этого, материал пропитывали специальным раствором, который уменьшал растекание чернил.
В результате получали достаточно прочное и тонкое полотно, на котором можно было писать. Если правильно его сшить, то можно было получить полотно большей площади, которое сматывали в рулон. В Египте эту технологию настолько отшлифовали, что страна начала массово торговать папирусами, продавать в другие страны. В Римской Империи папирус долгое время популярным. Только здесь, книга имела вид свертки, на концах которого были утолщения. Хранили в кожаном футляре.
Рис. 1.1.6. Папирус
Рис. 1.1.7. Папирус
- Восковые и глиняные таблички
В античные времена, среди высших чинов и духовенства, в школах и университетах использовали восковые таблички (см. рис. 1.1.8 и 1.1.9). На табличке наносили слой воска, на котором оставляли надписи. Преимуществом было в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова.
Жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. Буквы были клиновидными, потому его назвали «клинопись». Такие таблички хранили в специальных коробках.
Рис. 1.1.8. Восковые и
глиняные таблички
Рис. 1.1.9. Восковые и
глиняные таблички
- Береста
Для фиксации информации на Руси использовали бересту (см. рис. 1.1.10, и 1.1.11), береста была дешевой и легкой как материал. Бересту изготавливали с верхней части коры березы. После этого, ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась мягкой и гибкой.
Рис. 1.1.10. Восковые и глиняные таблички
Рис. 1.1.11. Восковые и глиняные таблички
- Пергамент
Новым этапом развития книги стал пергамент (см. рис. 1.1.12 и 1.1.13). Пергамент – это обработанная специальным образом кожа скота. По сравнению с берестой и папирусом он был прочным, мягким и удобным.
Дороговизна была недостатком этого материала, что бы создать одну большую книгу приходилось забить целое стадо животных. Поэтому книги были дорогими в прямом и переносном смысле.
Пергамент хранили свитками, но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, которые были обтянутыми кожей животных. Сверху обложки украшали дорогими запонками и драгоценными камнями.
На пергаменте писали ручками из гусиного пера и часто этим занимались монахи. Написание текста было сложным процессом, оно требовало терпения, точности и мастерства. Монах вырисовывал первые буквы страницы, иллюстрации и узоры. Процесс написания одной книги могла занимать несколько лет. Книги хранили в монастырских библиотеках.
Рис. 1.1.12. Пергамент
Рис. 1.1.13. Пергамент
- Изготовление бумаги
Историки уверяют, что первую бумагу изобрели китайцы. Изготавливали они его из шелка, тряпок, волокон из дерева (см. рис. 1.1.14). Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни.
Долгие годы благодаря этому многие народы покупали бумагу у китайцев. В дальнейшем рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев.
Рис. 1.1.14. Изготовление бумаги в Китае
- Изобретение Иоганна Гутенберга
Для общества был не удобным такой трудоемкий процесс создания книги и в результате длительной трудоемкой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок (см. рис. 1.1.15 и 1.1.16). Текст в нем набирали с помощью металлических букв. В дальнейшем изобретение Иоганна Гутенберга позволило во много раз ускорить процесс создания книг.
«Библия» была первой печатной книгой, книга вышла в свет в 1455 году. А за следующий год Иоганн Гутенберг изготовил около 300 экземпляров.
За несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение из деревянных плит, на которых были вырезаны буквы.
Рис. 1.1.15. Печатный станок
Иоганна Гутенберга
Рис. 1.1.16. Печатный станок
Иоганна Гутенберга
1.2. Письменность на Руси
На Руси «первым русским книгопечатником» был Иоанн Федорович Москвитин (см. рис. 1.1.17), основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой. Иоанн был духовным лицом, служил в храме, и хотел создать способ увеличения количества религиозных книг. Он был образованным человеком, знал несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.
Иоанн в 1563 году открыл первую типографию в Москве, и была она под контролем государства. Уже через год после этого Федоров выпустил книгу «Апостол», где рассказывалось о деяниях учеников Христа. Книга была печатной, однако ее иллюстрации и шрифт напоминали ручную работу. Следующей работой Ивана Федорова был «Часослов». После этого у печатника и его напарника начались проблемы, и они вынуждены были бежать из Московии. И поселились в Украине, где издали «Псалтырь» и «Азбуку».
Рис. 1.1.17. Иван Федорович Москвитин
Книга на дравидийском языке, одном из самых старых сохранившихся классических языков (см. рис. 1.1.18). Книга написана на пальмовых листьях. Возраст около 2000 лет. Писали тростниковыми палочками. Чернила делали из сажи и сока сахарного тростника. Перед вами древние книги:
Рис. 1.1.18. Книга на дравидийском
языке
Рис. 1.1.19. Древняя индийская
Книга
Рис. 1.1. 20. Древняя тамильская
книга
Рис. 1.1.21. Книга-цера. Новгородская псалтырь. Первая восковая страница смонтирована на копию створки. И первая деревянная створка. Начало 11 века
Рис. 1.1.22. Девимахатма Непал. 11 век
Кодекс Ротундус - Миниатюрный шедевр (см. рис. 1.1.23) издание 15 века, датируется 1480 годом. Это часослов, написанный на французском языке латыни. Выполнен в нестандартной округлой форме. Диаметр книжицы составляет всего 9 см, а длина корешка – 3 см. На 266 страницах неизвестный автор изобразил 30 уникальных заглавных букв. Находится в городской библиотеке немецкого города Хильдесхайм.