Файл: СПУСКОВОЙ МАКЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОЛИГРАФИИ (История создания книги).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Издания по гигиенической значимости подразделяются на две категории:

  • первая          – литературно-художественные;
  • научно      – популярные;

– профессионального образования;               

– научные;

– научно-популярные и популярные.

  • вторая          – справочные (энциклопедии, словари, каталоги, категория         разговорники и т.п.);               

– официальные;               

– массово-политические;               

– производственно-практические;               

– нормативные производственно-практические;               

– учебно-методические пособия;               

  • для досуга.

Гигиеническая значимость издания определяется реальной зрительной нагрузкой при чтении.

Издания первой категории характеризует большими объемами текста, это означает непрерывный длительный процесс чтения и выраженную зрительную нагрузку.

Издания второй категории характеризует небольшие объемы текста единовременного прочтения, это эпизодический процесс чтения и незначительная зрительная нагрузка.

Если книга предназначена для детей, то ее подразделяют на следующие группы:

  • для первой возрастной группы - издания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно;
  • для второй возрастной группы - издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;
  • для третьей возрастной группы - издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;

У каждой возрастной группы свои требования в оформлении.

Продуманные пропорции страницы и полосы набора

Формат книги зависит от назначения, к примеру, детские книжки не должны печататься форматом ин-фолио, потому что детям неудобно держать их в руках.

«Книга должна быть очень удобной или хотя бы достаточно удобной.» – Ян Чихольд.

Книги можно поделить на две основные группы книг: те, что мы кладем на стол, чтобы их изучать, и те, которые мы читаем сидя, откинувшись на стуле, в кресле или поезде, то есть которые удобно читать, держа в руках. Такие книги бывают всех видов формата ин-октаво. Они узкие, и их без усилий можно часами держать в руках.

Существует множество пропорций страницы, то есть соотношений ее ширины и высоты. Каждый знает хотя бы понаслышке о пропорции “золотого сечения”: ровно 1:1,618. Пропорция 5:8 приближается к «золотому сечению».

Чуть дальше от него стоит пропорция 2:3. Кроме пропорций 1:1, 618, 5:8, 2:3, для книг чаще всего используют 1:1732 (1: √3) и 1:1, 414 (1: √2). (см. рис. 63).


Рис. 2.5. 49. . Сравнительная ширина различных прямоугольников: A 1: 2,236 (1: √5), B 1:2 (1: √4), C5:9, D 1: 1,732 (1: √3), E 3:5, F 1: 1,618 (21:34) — «золотое сечение», G 1: 1,538 — см. рис. 2, H 2:3, I 1: 1,414 (1: √2), K 3:4

Геометрически определяемые иррациональные пропорции сторон 1:1,618 (“золотое сечение”), 1: √2, 1: √ 3, 1: √5, 1:1538 и простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 5:8, 5:9 или ясные, продуманные, определенные. Все остальное — произвольные, случайные соотношения. Разница между ясной и случайной пропорцией заметна, хотя часто незначительна. Человеку кажется красивей геометрически ясные, продуманные пропорции, а не произвольные, непродуманные соотношения.

«Уродливый формат делает книгу уродливой» – Ян Чихольд.

Маленькие книги должны быть узкими, а большие могут быть широкими; маленькие удобно держать в руках, большие лежат на столе.

Однако важен не только формат, но и полоса набора. Гармония между форматом страницы и полосой набора создается совпадением пропорций.

Существует три простых способа для проектирования гармоничных, логически выстроенных полос набора.

При необходимости высоту страницы делят на любое количество частей. Можно сделать даже более узкие поля, чем на рисунке 75. Но полоса набора должна быть связана с диагоналями каждой страницы и разворота, поскольку только так ее расположение будет гармоничным.

  • Кегль шрифта и интерлиньяж

Выбор кегля шрифта и интерлиньяжа также важен для красоты книги. В строке должно быть от восьми до двенадцати слов, больше не надо. Широкие поля, которые получаются при делении на девять частей, позволяют взять шрифт большего кегля, чем при делении на двенадцать частей. Строки, где больше двенадцати слов, требуют большего интерлиньяжа.

Важна связь между пропорциями шрифта и пропорциями страницы. Для книги не самый лучший квадратный формат, он требует шрифта с широким очком, тогда форма букв o и n будет в какой-то мере ему соответствовать. Для обычных вытянутых форматов подходят шрифты обычных пропорций, в них форма o и n по пропорциям вполне соответствует странице книги.

  • Колонцифра

Колонцифра не относится к полосе набора, она стоит отдельно. Наилучшая и самая простая композиция — это ставить колонцифру по центру в нижнем поле. Но при необходимости можно расположить колонцифру внизу под внешним краем текста с отступом в одну круглую или больше, потому что иначе она будет мешать последней строке.


  • Типографика традиционного титульного листа

Титульный лист по своей типографической форме — часть книги и должен соответствовать остальному оформлению книги.

Хороший титул можно создать, только основываясь на параметрах книжной страницы. Поэтому для него очень важны пропорции полей книжной страницы и расположение полосы набора: нельзя располагать титул посередине ширины книжной страницы, как это, к сожалению, часто делают. В этом случае он теряет связь с книгой. Строки титула нигде не должны выходить за пределы полосы набора. Почти всегда лучше, если главная строка титула будет заметно короче ширины полосы. Многие титулы не заполняют и всю высоту набора; особенно часто это бывает, когда у книги очень узкие поля.

Даже короткий титул должен заполнить книжную страницу. Это значит, что он должен быть достаточной величины. Но оформители часто опасаются использовать шрифты крупных кеглей. Главная строка должна быть по крайней мере на два кегля больше основного шрифта книги. Однако строгих правил тут нет, потому что главное в наборе титула — это чувство формы. Даже короткий титул, набранный не очень крупным шрифтом, может заполнить лист, если его хорошо скомпоновать.

Чтобы получился хороший титул, важно понимать взаимоотношения между буквами. Строки прописных букв обязательно нужно набирать вразрядку и тщательно выравнивать меж буквенные пробелы.

Чем меньше кеглей шрифта на титуле, тем лучше. Трудно правильно расположить четыре-пять кеглей. Больше трех кеглей нужно использовать только в исключительных случаях, иногда даже двух кеглей бывает достаточно

Хороший титул, даже если он меньше полосы набора по вертикали и горизонтали, по композиции должен соответствовать пропорциям книжной страницы. Иначе он не будет гармонировать со всей книгой.

Расстояние между строками должно не только соответствовать смыслу, но и участвовать в общей композиции — так же, как и сами строки.

ЗАКЮЧЕНИЕ

Производство книги является непростым процессом, оно требует кропотливой работы многих специалистов.

Дизайн книги — это особое где забывать об общих правилах дизайна, которые соблюдают при оформлении любого издания.

Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем и предметом искусства, та как она является родоначальницей полиграфической продукции.