Файл: СПУСКОВОЙ МАКЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОЛИГРАФИИ (История создания книги).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1.1.23. Кодекс Ротундус

Рис. 1.1.24. Французский средневековый песенник,

около 1475 г.

Рис. 1.1.25. Песенник в форме сердца из Дании.

Датируется примерно 1550-ми годами и считается самым старым датским манускриптом баллад

Рис. 1.1.26. Поясная книга, датированная

1589 годом

Рис. 1.1.27. Круглая книга. Германия. Около 1590 г. 

Подарок для князя-епископа

Рис. 1.1.28. Поясная книга15 век

Рис. 1.1.29. Портативная рукописная

поясная книга

Средневековый складной альманах на латыни 5 дюймов на 1 ½ дюйм (см. рис. 1.1.30). Содержит календарь и астрологические таблицы и диаграммы, в том числе лунных и солнечных затмений. В ней семь листов, каждый из которых складывается в три раза.

Рис. 1.1.30. Средневековый складной

Альманах на латыни

Средневековый складной альманах на латыни 5 дюймов на 1 ½ дюйм (см. рис. 1.1.31). Содержит календарь и астрологические таблицы и диаграммы, в том числе лунных и солнечных затмений. В ней семь листов, каждый из которых складывается в три раза.

Такие Альманахи подвешивали к поясу, чтобы обеспечить портативными астрологическими календарными картами и вычислениями врачей-астрологов

Рис. 1.1.31. Двусторонняя книга 16 или 17 века

Двусторонние книги (см. рис. 1.1.32) использовались в 16-17 веках. Их необычный переплет называли «dos-a-dos» («дозадо»). Такой способ часто применялся при создании Ветхого и Нового Заветов.

Рис. 1.1.32. Двусторонняя БИБЛИЯ 17 века

В 17 веке книги весили намного больше, чем сейчас. Детская азбука представляла собой листок, вложенный в рамку на ножке. Таким образом, ребенок зажимал деревяшку между ног и поднимал азбуку (см. рис. 1.1.33) на необходимое расстояние перед глазами. 


Рис. 1.1.33. Детская азбука 17 века

Во время появления библиотек в Европе, книг, из-за их высокой себестоимости, приковывали цепями. В средневековых библиотеках стеллажи были оборудованы специальными кольцами для цепей, они были достаточно длинными, чтобы с книгой можно было работать, но в то же время вынести ее из помещения было невозможно (см. рис.1.1.34).

Рис. 1.1.34. Книга на цепи

Рис. 1.1.35. Тибетская книга молитв

1880 год

В древности писанием книг занимались образованные люди, которые занимались наукой. В Египте этим занимались жрецы. С развитием христианства производством книг занимались монастырские скриптории (мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях), где работало по 20-30 человек. Самый грамотный монах читал книгу вслух, а остальные переписывали под диктовку. Существовало разделение труда: одни занимались копированием текста, другие переписывали книги каллиграфическим почерком. Один переписчик обрабатывал 4 страницы в день.

Кроме переписчиков в процессе были задействованы художники. Их задача – рисовать красной краской в начале глав буквы-инициалы.

В книгах встречаются миниатюры, причудливые орнаменты, виньетки, листовые многоцветные иллюстрации. Книжные переплеты украшались тиснением, после чего творение декорировали в драгоценные оклады с самоцветами. Вовремя экспорта бумаги в Европу начали строить фабрики, где валиками раскатывали вываренную в большом чане тряпичную массу в тонкие бумажные листы. В тринадцатом веке произошла техническая революция — появилось книгопечатание, и книги стали доступны большей части населения.

Деревянные переплёты, оклады и чеканка.

Многие книги, изданные до восемнадцатого века, наряжали в деревянный переплет, обтянутый кожей. Для этого доски пропиливали, чтобы пропустить через них ремни из кожи. К ним подсоединяли блок книги. Внутренняя сторона переплета обклеивалась пергаменом. Она застегивалась или соединялась при помощи завязки. Самые дорогие экземпляры декорировались окладом из золота и серебра, меди. В качестве украшений использовались скань, зернь, чеканка, разноцветная краска, драгоценные и полудрагоценные камни. Под окладом в качестве фона подшивали бархатную или атласную ткань, парча. Обрез раскрашивали, покрывали золотом. Обрез мог быть также рельефным. Подобный переплет чаще использовали для литургических книг, а также в качестве подарка.


Повседневные экземпляры для чтения изготавливались с кожаными переплетами. В качестве материала могли применить и холст. Что бы сохранить книгу в целостности и сохранности использовали наугольники, средники, «жуки», выполненные из металла. Выпускались и экземпляры без дополнительных элементов.

  • Переплеты на Руси в XV - XVII веках.

Книжная продукция Руси пятнадцатого века отличается кожаными переплетами со слепым тиснением (это тиснение с помощью клише с целью получить оттиск с гладкой поверхностью, обычно используется для получения рельефного бескрасочного изображения) Но уже с шестнадцатого века применяют золотое тиснение, а также знак владельца издания – экслибрис.

В конце шестнадцатого века печатный двор Москвы начал выпускать издания для продажи. При дворе для этого создается переплетная мастерская. Ее работники создают кожаные переплеты без изысков со слепым тиснением. Старинные книги, которые были выпущены Московским печатным двором можно отличить по специальной чеканке в виде круга со львом и единорогом. Над ними располагалась императорская корона. Изображение занимает центр обложки.

В Московском печатном дворе выпускались также подносные издания, переплетенные особой обложкой. Подносные издания — это обычные экземпляры из тиража, предназначены для поднесения императору, членам его дома или влиятельным представителям власти. Могли отличаться переплётом, иллюстрациями-вклейками, бумагой. В девятнадцатом веке иногда изготовлялось около10 или более экземпляров, применяли для этого бумагу лучшего качества, экземпляры нумеровали. Известны подносные экземпляры с особыми вкладышами, с указанием даты, посвящением и т. п. В девятнадцатом веке прежде чем книга подносилась императору требовалось получить одобрение одного из министров, ведавших цензурой, или обер-прокурора Святейшего Синода, затем издатель лично представлял свой труд монарху. 

Подобные переплеты выпускали мастера Посольского приказа и Приказа тайных дел.

Печатные издания девятнадцатого века отличались бинтовым оформлением от ровных и плоских обложек литературных экземпляров одиннадцатых - шестнадцатых веков. Для этого переплет разделяют на несколько частей при помощи поперечных валиков, выполненных из кожи. В качестве крепежа блока книги под ними находилась дратва. В конце переплетная доска немного выступала над книжным блоком. В то же самое время на обложке начинают чеканить сокращенное заглавие издания.


В семнадцатом веке в Российской империи в качестве обложки для дорогих подарочных изданий применяли сафьян, специальный сорт кожи из козьих и овечьих шкурок. Впервые таким оригинальным способом обрабатывали в марокканском городке Сафи. Сафьян отличается прочной и красивой фактурой. Этот недешевый материал можно было окрашивать в любую цветовую гамму. Чаще всего переплет был красного и зеленого цвета. Вместо кожи для подносных книг и выполненных по индивидуальным заказам применяли парчу, атласные, бархатные, шелковые ткани.

  • Картонные, шелковые и бархатные переплеты.

При Петре I, в восемнадцатом веке, деревянные обложки сменили на картонные. Переплет с крышкой из темной кожи оформляли в строгом и простом стиле. Украшали украшения узорами с золотым тиснением. Так же обложку могли специальным образом обрызгать красками. На место кожаных ремней, при помощи которой скрепляли с обложкой книжный блок, приходит более тонкая тесьма.

На пике популярности при русской императрице Елизавете Петровне были книги в переплете, выполненные из мягкой кожи. А также в моде были шелковые, бархатные обложки, издания с обрезом из золота. Везде встречалось шикарное тиснение. Одна и та же книга могла издаваться как в подарочном, так и простом варианте. Самым дорогим и прекрасным экземпляром была книга из красной сафьяновой кожи с золотым тиснением Герба Российской империи, короны, державы и скипетра. Массовый вариант описаний издан без украшений.

Во вторая половине восемнадцатого века продолжают выпускать подносные книги с богатым переплетом из сафьяна, тисненные рамкой с орнаментами, с нанесением владельческого знака. Использовали мраморную бумагу для приклеивания форзацев. Были популярны золоченные обрезы книг.

Стали распространять новую форму недорого переплета: полу кожаный. Что бы книги были в сохранности корешки и углы продолжали выполнять из кожи. На картонную крышку клеили бумагу, стилизованную под «мрамор» либо «перо павлина». Остальную часть переплета клеили бумагой, но одного цвета. Начали указывать выходные данные, название печатного издания. Переплеты из плотной бумаги – картона – начали изготавливать на Руси в конце восемнадцатого века. Новшество были введены иностранными издателями.

Начало XIX века: появление печатных обложек.

Периодические издания и многотомники начали выпускаться с печатной издательской обложкой в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков. Книги переплетали ручным способом, поэтому каждый вариант переплета являлся единственным в своем роде. Также в эти годы было популярно выпускать книги без переплета. В дальнейшем заказчик переплетал их в зависимости от своего финансового положения и желания.


В Европе на переплете указывался автор произведения и исполнитель, а в России такой прием вводится лишь после 50-х годов XIX века. Самые простейшие обложки изготавливали из прочной и гладкой телячьей кожи коричневого цвета. Для недорогих переплетов с 50-х годов девятнадцатого века применяли непрочную, но хорошо окрашивающуюся кожу коня, козы, овцы. Для массовых изданий переплеты из цельной кожи изготавливали из свиной, тюленьей кожи и юфти.

  • Тиражирование и появление фабрик.

Девятнадцатый век известен большим тиражированием изданий, востребованностью книг среди широких слоев населения, поэтому издатели удешевляют продукцию.

Книги начала девятнадцатого века отличаются переплетом, выполненной из специальной кожи типа «фантази». Фантази – это прессованная или мрамированная телячья кожа, обладает разнообразными рельефами, имитирует дорогие переплетные материалы. Она встречается уже реже. Чаще использовали переплет из картона с литографией. Все шире практиковали новые материалы, в том числе и коленкор. Коленкор был изобретен в Англии. В России коленкор появился после 15 лет, в 1840 году. Популярным становится также материал ледерин.

В 1860 годах после появления фабрик переплет, практикуемый до 50-х годов девятнадцатого века, перестает быть востребованным. В 1869 году открывается первое переплетное предприятие: это московское Товарищество «И.Н. Кушнерев и К°».

  • Современное состояние книгоиздания

В настоящее время что бы изготовить книгу используют современные скоростные печатные машины (см. рис. 1.1.35 и 1.1.36), которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые сами, без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Авторы сами набирают текст на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). История книги очень длинная, поэтому книгу надо беречь и любить.

Рис. 1.1.35. Печатная машина

Рис. 1.1.36. Печатная машина

Конструктивные элементы книги

Конструктивные элементы книги – это элементы, с помощью которых строится книга. Это:

  • Книжный блок – состоит из тетрадей или отдельных листов, которые скреплены между собой в корешки;
  • Корешок – одна из торцевых сторон блока, по которой скрепляются тетради или листы. Корешок может быть скругленным, прямым, или грибообразным;
  • Форзацы – два четырехстраничных листка бумаги, один из которых приклеивается к первой странице книжного блока, а другой – к последней странице последней тетради. Форзац служит для скрепления книжного блока с переплетной крышкой;
  • Каптал – это тесьма из хлопчатобумажной ткани с утолщенным цветным краем. Приклеивают к верхнему и нижнему краям обрезанного книжного блока и предназначен для прочного скрепления тетрадей в блоки, а также служит для украшения книг среднего и большого объема;
  • Обрезы – торцевые стороны книжного блока;
  • Корешковый материал представляет собой нетканое полотно. Служит для прочного скрепления корешка и увеличивает его прочность;
  • Ленточка-закладка – ляссе – это тесьма, один конец которой прикрепляется к верхней части корешка блока, а второй вводится внутрь блока и выходит за края нижнего обреза;
  • Переплетная крышка – служит для предохранения книжного блока от повреждений и является элементом художественного оформления книги, а также выполняет определенную информационную функцию.