Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие инноваций и инновационных проектов.
1.2. Основы инновационной деятельности государства.
2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Анализ реализуемых инновационных проектов.
2.2. Проблемы развития инновационных проектов в России.
6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.
7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций
и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения
в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование
и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций.
8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций, кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.
9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений
и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.
10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.).
11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.
2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Анализ реализуемых инновационных проектов.
В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило основной документ, определяющий траекторию развития инновационной системы на долгосрочную перспективу, – Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
За несколько лет реализации Стратегии создана инфраструктура национальной инновационной системы:
1. В области формирования компетенций инновационной деятельности:
- реализуются практико-ориентированные программы бакалавриата,
а также программы дуального образования, ориентированные на подготовку кадров в условиях реального производства с учётом современных профессиональных стандартов;
- осуществляются программы поддержки граждан, обучающихся
в ведущих иностранных образовательных организациях;
- реализуются программы поддержки 15 ведущих вузов России, целью которых является вхождение в число лучших мировых университетов;
- сформирована концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
2. В области формирования эффективной науки:
- ведётся реорганизация государственных академий наук, создано Федеральное агентство научных организаций;
- образованы Российский научный фонд и Фонд перспективных исследований;
- сформирован Национальный исследовательский центр
им. Е.Н.Жуковского (второй НИЦ, первый НИЦ – Курчатовский институт);
- утверждена Программа фундаментальных научных исследований
в Российской Федерации на долгосрочный период.
3. В области формирования инфраструктуры инноваций:
- утверждены ключевые государственные программы Российской Федерации, оказывающие влияние на развитие национальной инновационной системы;
- сформирована система институтов развития в сфере инноваций
(АО «РВК», ГК «Внешэкономбанк», АО «МСП Банк», Фонд «Сколково», Фонд «ВЭБ-Инновации», Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,
АО «Роснано», Фонд инфраструктурных и образовательных программ,
АО «Росинфокоминвест», АО «ЭКСАР»).
3. В области развития инновационного бизнеса:
- создано Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, сопровождающее разработку и реализацию Национальной предпринимательской инициативы и Национальной технологической инициативы;
- утверждены программы инновационного развития 60 крупнейших компаний с государственным участием;
- создано 35 технологических платформ по 13 направлениям научно-технологического развития;
- обеспечено развитие системы грантового и заёмного финансирования инновационных проектов бизнеса в рамках государственных программ Российской Федерации «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а также в деятельности Фонда развития промышленности и Фонда «ВЭБ-Инновации»;
- приняты отраслевые планы импортозамещения в промышленности.
4. В области развития территорий инноваций:
- утверждены стратегии инновационного развития в 10 субъектах Российской Федерации;
- приоритеты реализации инновационной политики регионов отражены в стратегиях социально-экономического развития более половины субъектов Российской Федерации;
- сформировано 26 пилотных инновационных территориальных кластеров;
- сформирован механизм возмещения затрат на создание технопарков и промышленных парков;
- реализуются пилотные программы стимулирования спроса на инновационные решения на региональном уровне;
- в рамках Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации поддержано создание организаций инфраструктуры в области инноваций и промышленного производства.
5. Инструменты поддержки развития исследований и разработок и высокотехнологичных отраслей экономики реализуется постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года №218, которое направлено на укрепление сотрудничества между вузами и предприятиями, развитие научной и образовательной деятельности в российских вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских вузов для развития наукоёмкого производства.
В соответствии с постановлением государственная поддержка в виде субсидий предоставляется производственным предприятиям (софинансирование организации – не менее 100% суммы субсидии) для компенсации их затрат, связанных с заказом НИОКТР, проводимых российскими вузами, государственными научными организациями. При этом компания – получатель субсидии с использованием результатов выполненных НИОКТР создаёт на территории Российской Федерации новое высокотехнологическое производство.
С начала реализации постановления в 2010–2015 годах осуществлена государственная поддержка проектов, выполняемых в рамках кооперации 172 российских производственных предприятий, 87 вузов и 5 государственных научных учреждений. За первые три года реализации постановления в вузах создано и усовершенствовано 40 научных центров и лабораторий, учебно-производственных комплексов, 62 проекта (т.е. практически каждый третий проект) рассчитаны на производство импортозамещающей продукции или технологии.
Ещё одним инструментом инновационного развития с 2013 года, реализуемым Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России, является создание и развитие на базе образовательных организаций высшего образования инжиниринговых центров. В рамках данного инструмента поддержано 30 инжиниринговых центров; создано свыше 500 высокопроизводительных рабочих мест; заключено более 250 договоров на оказание инжиниринговых услуг по заказам 140 организаций реального сектора экономики.
Ежегодно в стране реализуются проекты различных масштабов:
от крупных (наукограды, инновационный центр Сколково, технопарки)
до локальных (на базе уникальных производств, НИИ, вузов). С начала 90-х было создано по всей стране более 1000 объектов инновационной инфраструктуры, включая: 5 особых технико-внедренческих экономических зон; 16 испытательных лабораторий, центров сертификации и других профильных объектов; 10 наноцентров; 200 бизнес-инкубаторов; 29 центров информационно-консалтинговой инфраструктуры; 160 технопарков; 13 центров прототипирования; 9 территориальных инновационных кластеров; более 50 центров инжиниринга; 114 объектов трансфера технологий; 300 центров для коллективного пользования:
1. Фонд «Сколково». Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий реализует проект создания и развития инновационного центра «Сколково». За период с 2010 года было подано более 9000 заявок на присвоение статуса участника. В компаниях – участниках проекта создано 17,7 тыс. высокотехнологичных рабочих мест.
2. Группа «Роснано» – институт развития, созданный на базе государственной корпорации «Роснанотех». Группа включает в себя
АО «Роснано» (проинвестировало более 110 проектов), Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Управляющую компанию «Роснано» (работает над развитием инновационной инфраструктуры страны: от создания наноцентров («фабрик» по выращиванию технологических стартапов)
до внедрения современных образовательных программ).
3. АО «Российская венчурная компания» (РВК) образована в 2006 году как фонд фондов для привлечения частного капитала и соинвестирования
в высокотехнологичные бизнесы. Для стимулирования развития российского венчурного рынка и профессиональных компетенций её участников со временем РВК нарастила сеть нефинансовых сервисов и услуг. В настоящее время в общей сложности всеми фондами, созданными с участием капитала РВК, одобрено к инвестированию 176 портфельных компаний. Деятельность РВК концентрируется на формировании и развитии национальной инновационной экосистемы, позволяющей превращать перспективные технологические стартапы в зрелые, успешные бизнесы
4. ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» оказывает прямую финансовую и информационную помощь малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоёмкой продукции и технологий.
За время деятельности Фонд заключил более 13 тыс. контрактов на реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с компаниями из 77 субъектов Российской Федерации и поддержал более 12 тыс. молодых учёных. При поддержке Фонда создано более 5 тыс. стартапов.
5. ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности) С начала 2015 года ФРП реализуются программы финансирования российской промышленности, предусматривающие предоставление займов предприятиям на льготных условиях с целью реализации проектов импортозамещения и перехода на наилучшие доступные технологии.
2.2. Проблемы развития инновационных проектов в России.
Последние два десятилетия для России характеризуются попытками перейти в постиндустриальное общество. Это выражается в росте влияния науки на социально-экономическое развитие, интенсификации процессов создания и распространения знаний, а также активизации инновационной деятельности.
В настоящее время в России существует ряд проблем, объективно препятствующих развитию инновационной деятельности и внедрению инновационных проектов на предприятиях:
1. Первой и наиболее важной проблемой развития инновационных проектов в России на сегодняшний день является нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. При этом наиболее высока доля инноваторов среди крупных предприятий, интегрированных в холдинги, а также среди не очень больших по размеру высотехнологических компаний.
На крайне низком уровне остается финансирование НИОКР в России частным сектором. В стране отсутствует спрос на инновации. Удельный вес затрат на технологические инновации нашей промышленности составляет 1,2%, в том числе добывающей промышленности - всего 0,8%. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0, 3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах).
Что касается предприятий, занимающихся НИОКР, то в современной России среди них преобладают государственные унитарные предприятия (ГУП) и государственные учреждения, а их возможности в вопросах передачи результатов научно-технической деятельности и создания новых компаний ограничены. Это приводит к серьезным трудностям в коммерциализации полученных ими результатов исследований и разработок, усложняет учреждение новых технологических компаний и, соответственно, препятствует развитию государственно-частного партнерства.
Причиной такой низкой инновационной активности является то, что при доходности значительно большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочной перспективе каждая из технологий предполагает: