Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие инноваций и инновационных проектов.
1.2. Основы инновационной деятельности государства.
2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Анализ реализуемых инновационных проектов.
2.2. Проблемы развития инновационных проектов в России.
- высокий риск (только 1-3% из всех проектов будут прибыльными);
- большие затраты (в 200-500 раз больше, чем на создание технологии);
- длительный период развития (5-7 лет).
2. В качестве второй проблемы можно выделить недостаточное финансирование науки государством. Россия тратит на науку в разы меньше, чем Евросоюз, Китай, Япония, США и другие инновационно развитые страны. Ежегодно в России на исследования и разработки выделяется около
700 млрд. руб. ($24 млрд.) – 1,1% от ВВП России. Это существенно меньше по сравнению с развитыми зарубежными странами как в абсолютном, так и в относительном выражении: Япония – 3,4% от ВВП ($156 млрд.), США – 2,9% от ВВП ($471 млрд.), Китай – 1,7% от ВВП ($208 млрд.).
По государственным расходам на НИОКР на душу населения ($86) Россия отстает от лидеров в 2-4 раза, а по частным расходам - в 10-20 раз. Даже Китай с его огромным населением по уровню подушевых расходов частного сектора на НИОКР уже почти в полтора раза опережает Россию.
3. Третьей проблемой является проблема сохранения человеческого капитала. В настоящее время продолжается отток высококвалифицированных кадров из России. В результате внешней миграции основными потребителями российских ученых на протяжении почти 20 лет являются США. На их долю приходится около 30% эмигрировавших специалистов. Германия принимает 20% российских ученых, в Израиле они составляют около 40% от общего числа ученых. Однако в последние годы география распределения научного потенциала России начала меняться. Большую заинтересованность в наших исследователях в связи с разработкой ядерных программ демонстрируют страны Востока.
4. К четвертой проблеме следует отнести так называемые административные проблемы. К данной группе относятся проблемы, касающиеся предоставления льгот, коррупционной составляющей, нормативно-правовой стороны и т.д.
В Российской Федерации на сегодняшний день правовая база по вопросам, касающиеся разработки и внедрения инноваций, несовершенна. Правительство производит недостаточный контроль деятельности государственных заказчиков, не обеспечивает массовой реализации рыночных механизмов для поддержки науки и ее развития, уделяет незначительное внимания практическому применению результатов НИОКР, которые финансируются из федерального бюджета.
Очередным минусом является то, что в законодательстве представлен незначительный набор льгот для предприятий, которые осуществляют инновационную деятельность, что сказывается отрицательно на темпах и масштабах научно-технического прогресса[3]. В результате при внушительном научном потенциале инновационная деятельность отмечается слабыми показателями инновационной активности. Также, проблема административных барьеров и коррупции, чаще всего числится в первой тройке опросов и рейтингов на тему минусов и трудностей ведения экономической деятельности в России, а в частности и инновационной деятельности.
Приведенный выше перечень проблем является основным, но неисчерпывающим. Однако с первого взгляда видно, что для их ликвидации необходима системная и тщательная работа в первую очередь органов власти. Государство должно создавать благоприятные условия для развития инноваций с целью внедрения собственных и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, поддерживать реализацию программ технологической модернизации производства, реструктуризацию предприятий, иметь программы поощрения инновационно-ориентированного предпринимательства, отслеживать, разрабатывать, и дополнять правовую базу и, что не менее важно, следить за ее исполнением.
2.3. Государственная поддержка инновационных проектов.
Государственная поддержка инновационных проектов в Российской Федерации предусмотрена Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.
Государственная поддержка инновационных проектов осуществляется
на основе следующих принципов:
• программный подход и измеримость целей при планировании
и реализации мер государственной поддержки;
• доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
• опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
• публичность оказания государственной поддержки инновационных проектов посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
• приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
• защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
• приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
• обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной проектов для целей социально- экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;
• целевой характер использования бюджетных средств па государственную поддержку инновационных проектов.
Формы государственной поддержки могут быть в виде:
• предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
• предоставления образовательных услуг;
• предоставления информационной поддержки;
• предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
• формирования спроса на инновационную продукцию;
• финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
• реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
• поддержки экспорта.
Меры государственной поддержки можно разделить на три группы:
1. Финансовая и организационная поддержка деятельности научно-исследовательских и образовательных учреждений в проведении НИОКР и развитии соответствующей ресурсной базы:
• прямое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научных университетов, связанных с инновационной деятельностью;
• создание федеральных фондов;
• проведение политики, направленной на развитие и моральную поддержку инноваций и инновационной деятельности. Это субвенции (гранты) для малых и средних инновационных предприятий, осуществляемые Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программам "Старт", "Старт-Наука", "Темп", "Развитие", "Умник", "Пуск" и др. Это субвенции региональных и муниципальных органов власти, инвестиции некоторых технопарков. Также это льготные кредиты, компенсация части процентов по кредитам.
2. Финансовая и организационная поддержка развития инновационной инфраструктуры:
• создание технопарков, инженерно-технологических центров, бизнес-инкубаторов. Наиболее известные технопарки и инновационно-технологические центры (ИТЦ) – это Технопарк "Зеленоград", Зеленоградский ИТЦ, ИТЦ Регионального фонда технологического развития Санкт-Петербурга, научный парк МГУ, ИПТ "Идея", технопарк в Москворечье, ИТЦ фонда "ТВН", ИТЦ "Инноваций ленинградских институтов и предприятий", Томский ИТЦ, Обнинский центр науки и технологий.
3. Финансовая и прочая поддержка инновационных проектов, связанных с коммерциализацией результатов НИОКР:
• финансирование инновационных программ и проектов организаций, намеренных внедрять инновации в свое производство. Сюда, несомненно, стоит отнести правовой аспект: защиту и поддержку инноваторов, малого бизнеса, учреждение налоговых и кредитных льгот, поддержку кооперации между вузами и производственными предприятиями;
• финансирование бизнес-образования для начинающих технологических предпринимателей и руководителей предприятий;
• государственная поддержка финансового лизинга;
• поддержка малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством и распределением нововведений.
Приоритетные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:
• прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;
• предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
• поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;
• совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий;
• усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;
• совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (услуг);
• определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом для распространения в экономике.
Предоставление финансовой поддержки технологических инноваций предусматривается по следующим основным направлениям:
• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, а также финансирование услуг по патентованию и сертификации выпускаемой продукции;
• внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов, лицензий и программного обеспечения, а также приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
• проведение технологического аудита, финансирование услуг технологического и инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг.
Наряду со стимулированием инновационной деятельности существующих компаний важное место в реализации Стратегии отводится поддержке создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях. Успешность мер в этом направлении принципиально зависит от общего улучшения условий для создания новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему), содействия динамичному расширению нового класса молодых, инновационно ориентированных предпринимателей и возможностей населения для реализации изобретательского потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель, стоящая перед российской экономикой, - обретение нового качества развития, обеспечивающего повышение эффективности и конкурентоспособности материального и интеллектуального производства, высокие и устойчивые темпы роста. Достижение этой масштабной, но реальной цели требует кардинальных перемен в социально-экономическом развитии на основе целеустремлённой национальной стратегии, опирающейся на программу технологической модернизации страны.
Немаловажную роль в инновационной сфере играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.
В России ежегодно создаются и инвестируются технопарки, инженерно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, осуществляется прямое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ научных университетов, связанных с инновационной деятельностью.
Однако, несмотря на все усилия в инновационной деятельности государства остается ряд проблем тесно взаимосвязанных
и взаимообусловленных:
• технологическое отставание от передовых стран (20-30 лет);
• низкое качество продукции, высокие производственные издержки, низкая рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития;
• острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем;