Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие инноваций и инновационных проектов.
1.2. Основы инновационной деятельности государства.
2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Анализ реализуемых инновационных проектов.
2.2. Проблемы развития инновационных проектов в России.
ВВЕДЕНИЕ
Экономические реалии последних лет наглядно показали, что ориентация на инновационную стратегию развития является одним из необходимых условий обеспечения конкурентоспособности и долгосрочной устойчивости организации. Для того чтобы быть успешной в условиях современного рынка, компании необходимо уметь оперативно реагировать на изменения конъюнктуры, переориентировать производство на выпуск новой продукции
и перестраивать бизнес-процессы, утрачивающие эффективность.
Актуальность работы в первую очередь обуславливается тем, что,
в современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. В условиях глобализации и международной конкурентоспособности инновационный вариант развития российской экономики является фактически безальтернативным. Актуальность инновационного развития продиктована как внутренними проблемами, так
и внешними факторами, так как именно от инновационной активности
и инновационной восприимчивости региональных экономик и отраслей зависит стратегическая конкурентоспособность России в мировой экономике.
Объектом исследования выступает инновационная деятельность российских предприятий. Предметом исследования является реализация инновационных проектов в Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается
в анализе развития инновационных проектов в России. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия «инновации» и «инновационный проект»;
- изучить классификацию инноваций;
- рассмотреть основные инновационной деятельности государства;
- проанализировать существующий опыт реализации инновационных проектов в России;
- выделить основные проблемы развития инноваций в России;
- представить основные пункты программы по государственной поддержке инновационных проектов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие инноваций и инновационных проектов.
Эффективность работы различных предприятий и их конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или от качественного повышения эффективности производственных систем. Такие способы повышения конкурентоспособности предприятия называют нововведениями либо инновациями.
Термин «инновация» в дословном переводе с латинского означает
«в направлении изменений». Само понятие «инновация» получило развитие
в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера, который выделил пять характеристик инноваций[1]:
• изготовление продукции с новыми свойствами;
• внедрение нового метода (способа) производства;
• освоение новых рынков сбыта;
• использование нового источника сырья;
• проведение соответствующей реорганизации производства.
Таким образом, инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. При этом инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
С учетом сфер деятельности предприятия можно привести следующую классификацию инноваций:
- технологические инновации - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим;
- социальные инновации — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса);
- продуктовые инновации - включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов;
- организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок;
- маркетинговые инновации - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта.
Инновационный проект - это совокупность взаимоувязанных целей и программ их достижения, которые представляют собой комплекс научно - исследовательских, опытно - конструкторских, производственно - технических, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, организованных в соответствии с ресурсами, сроками и исполнителями, оформленных пакетом проектной документации и обеспечивающих достижения эффективного решения определенной научно - технической задачи, которая в свою очередь приводит к инновациям.
Среди основных признаков инновационного проекта выделяют:[2]
- уникальность и неповторимость целей и работ проекта;
- координированное выполнение взаимосвязанных работ;
- направленность на достижение конечных целей;
- ограниченность во времени (наличие начала и окончания);
- ограниченность по ресурсам.
Инновационный проект, являясь комплексным понятием, содержит следующие базовые элементы:
· работы представляют собой трудовые процессы, которые направлены на получение результатов и требуют необходимое количество ресурсов и времени. Например, производство, научно-исследовательские работы, поставки;
· ресурсы - это то количество объектов, которое необходимо для выполнения работ. Существуют человеческие, материальные и информационные ресурсы;
· результаты - это продукты деятельности, выполняющие цели проекта. Различают прямые и косвенные, промежуточные и окончательные, материальные и нематериальные результаты;
· риски - потенциальные последствия возмущений, вызванных влиянием внешней среды.
1.2. Основы инновационной деятельности государства.
В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии. Многие исследователи отмечают значительное повышение роли «технологического» фактора для экономического развития. Уровень развития инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний, участие в международной научно – технической кооперации – формируют основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы.
Инновационная деятельность - вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков.
К инновационной деятельности относятся:
- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;
- комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;
- технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
- проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;
- управление процессами коммерциализации технологий;
- деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
- создание и развитие инновационной инфраструктуры;
- передача либо приобретение прав Российской Федерацией или другими правообладателями на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот;
- экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта.
Инновационная деятельность на предприятии преследует разные цели
и обусловлена факторами технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного характера. В управлении инновационной деятельностью на предприятиях эти факторы играют первостепенную роль. Главная цель инновационной деятельности предприятия (организации) заключается в обеспечении конкурентоспособности и эффективности его функционирования на рынке. Помимо главной цели существуют функциональные (частные) цели:
- замена устаревших видов продукции (услуг);
- диверсификация производства, предусматривающая расширение номенклатуры реализуемых видов продукции (услуг);
- сокращение жизненного цикла (ЖЦ) товаров или услуг;
- повышение удельного веса инновационной продукции, технологии, менеджмента в общей структуре;
- завоевание предприятием новых ниш рынка;
- повышение производительности труда и эффективности производства; сохранение известного имиджа или завоевание имиджа инновационно-активной организации (предприятия), высокого места в рейтинге (иерархии в системе топ-менеджмента).
Государственная инновационная политика в основном направлена
на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.
Инновационная деятельность государства регулируется лишь отдельными направлениями, слабо связанными между собой. Анализ успешного опыта новых индустриальных стран позволяет выделить ряд направлений инновационной политики, которые обеспечат повышение конкурентоспособности экономики:
1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.
2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов.
3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.
4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность
и своевременную корректировку в соответствии с общественными
и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции
и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.
5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям.