Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникаций
1.1 Подходы к определению понятия «коммуникация»
1.2 Этапы и элементы процесса коммуникаций
1.3 Виды коммуникационных технологий
Глава 2. Анализ коммуникативных барьеров на предприятии
2.1 Направления коммуникативной стратегии предприятия
2.2 Коммуникативные барьеры на предприятии ООО Ветер
2.3 Способы преодоления коммуникативных барьеров на предприятии
Введение
Значение коммуникации переоценить трудно. Коммуникация выступает самой сложной формой проявления организационного поведения. Современное общество и темп жизни диктуют свои правила. Современный человек проводит в общении, то есть в коммуникациях, около 75% времени.
Коммуникации позволяют людям развиваться, а значит, и развиваться всей человеческой цивилизации. В ходе коммуникаций происходит накопление жизненного опыта, запаса знаний. Именно на коммуникациях и построена вся система образования в мире.
Современные руководители для того, чтобы эффективно управлять организацией и добиваться значительных показателей результативности должны в совершенстве владеть технологией и искусством коммуникации.
Современный руководитель находится в постоянном общении. То есть его время – это практически время для коммуникаций.
Цель коммуникации состоит в том, чтобы сторона, которая принимает передаваемое сообщение, поняла его в точности и без неоднозначности. От того, насколько достоверно и эффективно были переданы необходимые сведения, зависит эффективность управления, скорость и точность выполнения принимаемых решений и результативность контроля исполнения.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Барьеры на пути эффективных коммуникаций».
Объектом курсового исследования является коммуникация и барьеры, которые встречаются в коммуникационном процессе.
Предметом курсового исследования это теоретическая сущность коммуникации и барьеров на пути коммуникаций, а также способов их преодоления.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов коммуникаций.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть теоретическую сущность и характеристику коммуникаций. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть различные подходы к определению понятия коммуникаций;
- рассмотреть этапы и элементы коммуникационного процесса;
- изучить виды коммуникационных технологий.
Во второй главе планируется дать анализ коммуникативных барьеров на предприятии ООО Ветер. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- проанализировать направления коммуникативной стратегии предприятии ООО Ветер;
- проанализировать коммуникативные барьеры на предприятии ООО Ветер;
- проанализировать способы преодоления коммуникативных барьеров на предприятии ООО Ветер.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2018 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.
Проблеме конфликтов на предприятии посвящено множество работ. Это работы Лебедева, Урсул, Зайцева.
Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая сущность и характеристика коммуникаций», «Анализ коммуникативных барьеров на предприятии ООО Ветер»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникаций
1.1 Подходы к определению понятия «коммуникация»
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Вы, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена информацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.
Выражение, которое подразумевает обмен мыслями, является метафорой и используется в переносном смысле. Информация – это такой специфический ресурс, который имеет важнейшую особенность[1]. В процессе коммуникации происходит обмен мыслями, однако каждый из собеседников не только остается со своими мыслями, но и приобретает мысли собеседника или человека, с которым реализуется процесс коммуникации. То есть, благодаря коммуникации происходит обогащение опытом, мыслями, идеями, эмоциями и прочей информацией.
В связи с этим коммуникацию можно рассматривать с точки зрения различных подходов. Подход к анализу коммуникации разделяют на две парадигмы: механистическую и деятельную. Под парадигмой здесь подразумевается система близких взглядов ряда ученых, совпадающих по своим основополагающим принципам.
В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.
Так как дословный перевод коммуникации обозначает «общий», то можно говорить о том, что личность, которая передает сообщение, стремится к установлению общения с другой личностью или с группой личностей.
Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.
Также коммуникацию можно рассматривать и с другой точки зрения. Согласно данной точке зрения, коммуникация – это форма взаимодействия личностей и людей в процессе общения в информационном плане.
Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации[2].
Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми» [3]. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме».
Есть ученые, которые подразумевают под коммуникацией процесс трансформации информации в вербальную и невербальную информацию.
Однако, может показаться, что информация и коммуникация отождествляются. Это в корне неверно. Информация – это одностороннее сообщение. А коммуникация – это двустороннее сообщение, посредством которого возникает общение и обмен информацией друг с другом.
Другими словами, коммуникация, благодаря подразумеваемому наличию в ней обратной связи, позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде бутылка с запиской, брошенная в море[4]. Существуют разные коммуникации, более или менее согласующиеся между собой, в которых для достижения разных целей используются разные стратегии и языки. А разговор на нескольких языках одновременно, даже если говорят об одном и том же, отнюдь не способствует облегчению понимания».
Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:
- коммуникация представляет собой процесс строгой целенаправленности, который происходит в результате того, что информация обменивается и происходит ее обратная передача.
- коммуникация имеет важнейшую особенность, которая отличает ее. Данная особенность состоит в том, что происходит обмен мыслями, в результате которого каждый из участников коммуникации не только остается при своих мыслях, но и обогащается мыслями другого участника коммуникации.
- то есть в результате коммуникации происходит обмен опытом, мыслями, чувствами и эмоциями.
- существуют множество подходов к определению коммуникации, которые и были рассмотрены.
1.2 Этапы и элементы процесса коммуникаций
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
1. Отправитель,лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение,собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал,средство передачи информации.
4. Получатель,лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы[5]:
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Эти этапы проиллюстрированы на рис. _. в виде простой модели процесса коммуникаций.
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Кит Дэвис подчеркивает важность данного этапа: «Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Лейтмотив этапа — «не начинайте говорить, не начав думать».
Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных[6].
Этот пример показывает также связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.
Еще один пример потенциальных проблем на этапе зарождения идеи дает нам начальник цеха, только что принявший сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно на 6 % увеличить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы. Если же руководитель в самом деле продумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям[7]: