Файл: Групповые ценности и ценность личности: существуют ли противоречия?.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, и то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Свои личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей есть уникальные, характерные только для данного индивида, и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности — характерны для творческих людей. Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение, например: мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать и оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Поэтому современная теория и практика менеджмента уделяет серьезное внимание вопросам управления ценностями.

Приверженность работника компании проявляется в отношении к стратегическим целям и политике, ценностям и стилям управления, а также менеджерам компании. Представители психологии управления выявили, что отношения людей к чему-либо различаются по степени понимания, признания и реализации в поведении. Личностное отношение к чему-либо непосредственно связано с возможностью удовлетворения интересов. Если цели и политика компании противоречат интересам работника, он будет склонен сопротивляться и уклоняться от активного участия. Если цели и политика компании не противоречат интересам работника, он будет лоялен. Если работник понимает, что цели и политика компании соответствуют его интересам, можно рассчитывать на его преданность компании.

Современная организация представляет собой открытую систему, залогом выживания и развития которой является способность успешно адаптироваться к постоянным изменениям политико-правовых, социально-экономических и технических условий. Умения менеджмента вычленять и использовать те общечеловеческие ценности, которые повышают адаптивные способности и создают конкурентные преимущества компании при взаимодействии с клиентами и потребителями, заказчиками и поставщиками, партнерами и инвесторами. Это позволяет менеджменту в условиях диалога апеллировать к общим ценностям, что определяет создание благоприятной атмосферы сотрудничества на основе общности интересов.


Еще больше преимуществ получает менеджмент при использовании общих, организационных ценностей в управлении персоналом. Культивирование и использование общих ценностей в кадровой политике способствует интеграции всех категорий работников на основе приверженности стратегии, правил и норм компании.

Поскольку людям свойственно объединяться с теми, кто им близок и понятен, каждая компания характеризуется процессом интеграции персонала на основе схожих ожиданий, жизненных принципов, привычных норм поведения. Эта интеграция может быть спонтанным процессом, неведомо куда направленным, или управляемым процессом. В последнем случае менеджмент помогает персоналу связывать реализацию стратегии компании с утверждением ценностей, которые разделяют работники. В некоторых случаях эти общие ценности надо только выявить и напоминать работникам об их значимости. В других случаях менеджменту приходится проводить серьезную работу по повышению значимости того, что является неотъемлемым фактором успеха стратегии, но не присуще внутренней культуре работников.

Глава 1. Принципы работы в группе

1.1 Структура группы и роли индивидов в группе

Одним из наиболее важных параметров группы является ее структура. Рассмотрим это понятие более подробно.

Структура группы — упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности, элементом которой является статус отдельного члена группы в отношении остальных.

Выделяют несколько видов структуры группы (рис. 1). 

Рис. 1. Структура группы

Формальная структура группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Формальная структура представляет собой довольно устойчивое образование и составляет иерархическую систему, расположенную по принципу «руководитель—подчиненные». Причем количество иерархических ступеней зависит от размера группы и ее социального статуса.

Функциональная структура группы определяется распределением между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения).


Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния

Неформальная структура группы определяется психологическими особенностями личности участников совместной деятельности, такими, как профессиональные и коммуникативные знания и способности, жизненный опыт, особенности индивидуальности и пр. Неформальная структура группы также представляет собой иерархическую систему, но не жесткую.

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между людьми, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения.

Выделяют 2 типа коммуникативной структуры: централизованные и децентрализованные. В централизованных структурах вся информация проходит через ключевую позицию, некое звено, которое имеет преимущества в доступе к информации и ее распределении. В свою очередь общение между членами структуры ограничено несколькими каналами.

В децентрализованных структурах доступ к информации имеют все участники, и нет звена, имеющего преимущественный доступ к информации.

Эффективность того или иного типа распределения коммуникаций зависит в большей мере от характера задач. Централизованные структуры обеспечивают быстрый обмен сообщениями с меньшим количеством ошибок в простых, структурированных задачах, имеющих однозначное решение. В ситуациях со сложными неструктурированными задачами и множеством возможных решений более эффективными бывают децентрализованные схемы. 

Теперь остановимся на ролевой структуре. Она присутствует как в формальных, так и в неформальных группах. Ученые выделяют различные ролевые структуры.

Например, статусная структура группы:

Лидер – член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т. е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач

Принятые – члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу

Изолированные – члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии, причинами такого поведения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе)


Отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем

Другую классификацию групповых ролей предлагает А.А. Урбанович (табл. 1).

Таблица 1.

Основные характеристики ролей в группе

Условное название роли

Характерные черты личности

Положительные качества

Приемлемые недостатки

Лидер

Способен, уверен в себе, с развитым самообладанием

Способность относиться ко всем предложениям соответственно их объективной ценности без предвзятого мнения. Сильно развитое стремление к достижению цели

Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности

Реализатор

Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других, общителен

Напористость, готовность бороться с инертностью, благодушием и самообманом

Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпение

Генератор идей

Индивидуалистичен, с серьезным складом ума

Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность

Склонность витать в облаках, невнимание к практическим делам и протоколу

Объективный критик

Трезвость, осторожность, малая эмоциональность

Осмотрительность, рассудительность, здравый ум, практичность, настойчивость

Неспособность увлечься самому и увлечь других

Организатор, или начальник штаба

Консерватор с развитым чувством долга и предсказуемым поведением

Организационные способности и практический здравый ум, работоспособность, дисциплинированность

Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям

Снабженец

Склонность к энтузиазму, любознательность и коммуникабельность

Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом, легко разрешает возникающие трудности

Склонен быстро терять интерес к делу после того, как остынет первоначальная увлеченность

Душа группы

Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми

С готовностью отвечает на нужды людей и требования ситуации, создает атмосферу дружной работы

Нерешительность в критические моменты

Отделочник, или контролер

Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться

Способность доводить дело до конца, педантичность, взыскательность

Тревожность по пустякам, может ограничивать свободу действий коллег


Данная классификация основана на определенных личностных характеристиках, помогающих выполнять те или иные задачи.

Существует еще один подход к ролевой структуре. В ней выделяют роли связанные с решением задач, и роли связанные с оказанием поддержки:

Роли, связанные с решением задач:

  • Инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач
  • Разработчик – детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы
  • Координатор - комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы
  • Контролер - направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса
  • Оценщик- -критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи
  • Погонщик - стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного

Роли, связанные с оказанием поддержки:

  • Вдохновитель – поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идеи и мнений
  • Гармонизатор – служит = посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию
  • Примиритель – поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию
  • Диспетчер – создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения
  • Нормировщик – формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов
  • Ведомый – пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений

В каждой группе индивид играет свою роль. Это больше зависит от типа личностей. Но каждый человек дополняет группу своей индивидуальностью и действует в соответствии со своими ценностями и ценностями группы, без этого взаимодействия не будет.

1.2 Групповые ценности

Ценности групповые - это обозначение объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон, на основании которого группа вырабатывает определенное отношение к событиям и явлениям.