Файл: Групповые ценности и ценность личности: существуют ли противоречия?.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Групповое сознание - это отражение в умах людей, состояния социальной жизнедеятельности группы, к которой они относят себя. Групповое сознание проявляется в идеологии, в которой фиксируются групповые интересы, потребности, нормы, ценности.

На основании ценностей группа вырабатывает определенное отношение к событиям и явлениям. Поэтому в ценностях особенно важной становится их направляющая функция: то, в каком направлении будут разворачиваться проявления активности группы, определяется ценностями.  

Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека. 

Ценности бывают двух видов:

1.  ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым резуль­татам, исходу действия и т.д. Например: ценнос­ти, касающиеся удобства жизни, красоты, мира и т.п.

2.  ценности, относящиеся к средствам, используемым чело­веком для достижения целей: касаю­щиеся амбиций, открытости, честности и т.п.

Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что собой представляет данная личность. 

Ценностная система человека формируется в основном в процессе его воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей. Боль­шое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, кинематограф и т.п. Ценностная система подвер­гается развитию и изменению даже в зрелом возрасте. Боль­шую роль в этом играет организационное окружение.

Для успешного сочетания двух систем ценностей и созда­ния гармонии ценностей человека и ценностей организации необходимо проводить широкую разъяснительную работу по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым следует организация. Следует также уделять значительное внимание и уяснению того, какие ценностные ориентиры имеют члены организации.

Групповая атмосфера -это совокупность таких показателей как:

     групповое давление (степень жесткости и однозначности требований, предъявляемых группой к своим членам);

     социально-психологический климат (характер эмоциональных отношений в группе);

     групповая сплоченность (устойчивость группы в течение определенного время и верность группы определенным ценностям и нормам, т.е. некое уподобление индивидуального интеллекта групповому);

     совместимость (степень непротиворечивости индивидуальных характеристик членов группы);


     срабатываемость (возможность членов группы сохранять устойчивые отношения в процессе совместной работы);

     конформность (осознанная готовность членов группы корректировать свое поведение и взгляды в соответствии с мнением группы);

     внушаемость (неосознаваемая готовность перенимать взгляды и нормы поведения, принятые группой, основанная на доверии к лидеру или группе в целом). 

Группа более эффективна при благоприятном групповом климате.

Групповая атмосфера (групповой климат) – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. (В.М.Шепель).

Групповая атмосфера зависит от следующих показателей:

  • групповая сплоченность;
  • совместимость;
  • срабатываемость.

В группе человек ведет себя не так, как наедине с собой. Группа влияет на индивида, а индивид на группу, в процессе чего возникают групповые эффекты. Рассмотрим некоторые из них.

1.  Эффект социальной фасилитации (ингибации). Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

2.  Эффект «принадлежность к группе». Человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

3.  Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу

4.  Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2.

5.  Эффект «группомыслия». Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.

6.  Эффект «конформизма». - слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.

Выделяют несколько условий возникновения конформизма:


  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
  • численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия» среди людей;
  • сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  • наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

7.       Эффект «моды» (подражания). В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе

8.       Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

9.       Эффект «группового фаворитизма». Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

10.  Эффект «группового эгоизма». Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества.

11.  Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера.


12.  Эффект «волны» («снежного кома»). Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею.

13.  Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъем активности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности»

14. Эффект «бумеранга». действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.

15.  Эффект «мы — они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

16.  Психофизиологический - в присутствии других людей психофизиологические реакции и состояния человека изменяются (усиливается потоотделение, учащается дыхание и пр.), причем тем ярче, чем значимее ситуация группового взаимодействия.

1.3 Ценности личности

Замечено, что в группе человек всегда ведет себя иначе, чем сам по себе.

Этот феномен изучали многие исследователи (В.Меде, Ф.Оллпорт, В.М.Бехтерев и пр.) и сделали ряд выводов:

     в присутствии группы у некоторых людей продуктивность возрастает на 40%, а у некоторых - падает на 20%, но есть и та­кие, у кого продуктивность в группе не меняется;

     в присутствии значимых людей у человека изменяется мотивация, причем изменение мотивации человека в присутствии других людей зависит от их значимости, сложности решаемой задачи, под­готовленности к ее решению, его положения в группе, реакций других членов группы, ситуации, его ожидания поощрения или награды;

     степень влияния группы на индивида зависит от его образования, возраста, пола, статуса, от его отношения к присутствующим;

     группа влияет на индивида даже тогда, когда ее реально ря­дом с ним нет, но он ее себе ярко представляет, а также степень влияния группы на субъекта зависит от того, считает ли он других людей в этой группе своими соперниками либо наблюдателями за его деятельностью;

     присутствие группы облегчает выполнение простых видов деятельности и влияет преимущественно на количественные характеристики. И наоборот, решение сложных задач икачественные характеристики деятельности в группе зат­рудняются, что говорит о возможном отрицательном влиянии присутствия группы на деятельность индивида;


     в изолированных условиях люди более субъективныв суждениях, чем в групповой обстановке;

     в группах сильно изменяется эмоциональная сфераличности;

     восприимчивость к шумамв группе падает на 29%;

     способность переносить больповышается в условиях соревнования;

     группы способствуют усреднению результатов анализа, когда люди занимаются сравнением (в эксперименте люди сравнивали запахи, тяжести);

     примерно у 70% испытуемых, работающих в группе, при выполнении заданий возрастает внимание; кроме того, повышается эффективность восприятия, памяти, мышления, творческого воображения, смягчается отношение к проступкам.

Исследователи разделяют личностные ценности на базовые и инструментальные:

  • К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе. В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души.
  • К инструментальным ценностям относят то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкими и несомненными ценностями. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей: степени их ясности для человека и отсутствия противоречий между различными ценностями. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовности идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве. Критериями ясности личностных ценностей являются:

• регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;

• ясность смысла жизни;

• способность подвергнуть сомнению свои ценности;

• открытость сознания для нового опыта;

• стремление понять взгляды и позиции других;

• открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;

• последовательность поведения, соответствие слов и дела;

• серьезное отношение к вопросам ценностей;

• проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам;

• ответственность и активность.

Оказание помощи и поддержки работникам в прояснении их личностных ценностей и культивирование значимых для организации ценностей становятся повседневной задачей профессиональных менеджеров. Прояснение личностных ценностей включает: