Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Сущность финансов РФ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ РФ
1.2 Основы управления финансами в Российской Федерации.
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
2.1 Характеристика МУП «Управляющая компания ЖКХ»
2.2 Анализ управления финансами в МУП «Управляющая компания ЖКХ»
ВВЕДЕНИЕ
В функционировании государства финансовые органы занимают важнейшее место. Они обеспечивают разработку для его развития экономических программ. Надежная финансовая система - стержень в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, она является необходимой предпосылкой стабильности и роста в целом экономики. Эта система представляет собой основу, распределяющую и мобилизующую сбережения общества и облегчающую повседневные его операции. Финансовая система существенное воздействие оказывает на рост национального дохода и валового внутреннего, на развитие отраслей народного хозяйства и предприятий и материальное положение различных слоев населения.
Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Объектом исследования данной курсовой работы являются финансы РФ.
Предметом исследования данной курсовой работы является процесс управления финансами в МУП «Управляющая компания ЖКХ».
Изучение проблемы управления финансами носит фрагментарный характер. Среди ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой, следует отметить Ананенко С.А., Бабича A.M., Бараховского А.С., Лаврова А.М., Климанова В.В., Курляндскую Г.В., Максимову Н.С., Пронину Л.И., Родионову В.М., Сабанти Б.М., Сидоренко В.В., Старовойтова В.Г., Карчевскую С.А., Христенко В.Б., Чернявского А.В. и других.
Целью данной курсовой работы является исследование опыта и выявление проблем в управлении финансами РФ, а также разработка путей его совершенствования.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
- определение сущности финансов РФ,
- изучение основ управления финансами в Российской Федерации,
- проведение анализа управления финансами,
- разработка предложений по совершенствованию управления финансами.
При проведении данного исследования были использованы следующие приемы и методы:
- сравнительный анализ;
- метод группировки и статистической обработки информации;
- метод прогнозирования.
С целью написания данной курсовой работы использованы теоретическая база учебных пособий и учебников, статистические данные и законодательная база нормативно-правовых документов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ РФ
1.1 Сущность финансов РФ
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении (рис.1)[1].
Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах[2].
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
- концентрация на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ финансовых ресурсов;
- обеспечение устойчивости государственных финансов и активного их воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка[3];
- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
- разработка предложений по привлечению иностранных кредитов в экономику страны;
- осуществление финансового контроля за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов[4].
Рис. 1. Финансовая система РФ
В целом для финансовой системы имеют решающее значение следующие функции: организация, планирование, контроль, стимулирование:
- функция организации включает бюджетную классификацию, бюджетное устройство, предполагает необходимость исполнения и утверждения бюджета, определения порядка составления, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти в бюджетном процессе, выбор кредитных уполномоченных организаций, определения обязанностей и прав функциональных подразделений финансовых органов. Процесс контроля финансовых ресурсов и бюджетных потоков государства и организационного построения внутренней системы регулирования связан с этой функцией[5].
- функция планирования подразумевает формулирование целей и выбор способов их достижения на основании разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией, органами местного самоуправления и субъектами Федерации[6]. Обычно к функции планирования относят и распределение во временном аспекте ограниченного объема финансовых ресурсов исходя из целей и приоритетов развития, их перераспределение между бюджетами органов местного самоуправления и субъектов Федерации и федеральным бюджетом. Эта функция реализуется через составление бюджетов на перспективу и соответствующий финансовый год, порядка налогообложения, балансов финансовых ресурсов и т.п[7].
- функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. Относится к ним выработка нормативов и норм, являющихся критерием оценки результатов, эталоном, сравнение с установленными критериями и поставленными целями достижений, обеспечение внесения в факторы и условия финансовой деятельности необходимых изменений.
- функция стимулирования основана на деятельности, направленной на реализацию целей. За счет этой функции интерпретируются факторы, которые влияют на финансовую деятельность и учитывают ее потребность в денежных средствах. Решающими являются факторы, которые определяют поведение служащих при принятии ими решений по стратегическим и тактическим аспектам финансов[8].
1.2 Основы управления финансами в Российской Федерации.
Управления финансами в Российской Федерации происходит на двух уровнях одновременно, которые отделить друг от друга можно лишь теоретически:
- управление финансами - денежными потоками;
- управление человеческим поведением – людьми[9].
С целью регулирования доходов населения и финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, управления государственными финансами субъекты власти используют финансово-правовые акты, представляющие собой результат правотворчества местного самоуправления и органов государственной власти по входящим в их компетенцию вопросам финансовой деятельности, и содержат по рассматриваемому вопросу соответствующие правовые нормы[10].
Финансово-правовые акты, используемые в ходе управления финансами, весьма многообразны и классифицируются по разным признакам. Эти акты подразделяются[11]:
- по уровню власти — на правовые акты органов местного самоуправления и органов государственной власти;
- по юридической силе на подзаконные акты и законы;
- по степени регулирования звеньев и сфер финансовой системы — на финансово-правовые акты, применяемые для управления в каждой сфере финансовой системы финансовыми отношениями (Бюджетный кодекс РФ, Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ), и регулирующие в отдельном звене финансовой системы или сфере финансовые отношения правовые акты.
Основным законом, закладывающим основы управления в нашей стране финансами, является Конституция РФ, в которой определяются государственное федеративное устройство, что обусловливает выделение трех самостоятельных уровней в составе налоговой и бюджетной систем Российской Федерации и влияет на принципы их построения[12].
Непосредственно регулирующие финансовые отношения нормы содержатся также в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; право частной собственности -в ст. 35; ст. 71-73 определяют предметы ведения РФ и ее субъектов, и в сфере финансовых отношений в том числе. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности органов законодательной власти, Президента РФ, местного самоуправления и органов исполнительной власти в бюджетном процессе[13].
Нормами Бюджетного кодекса РФ регулируются финансовые отношения, которые возникают в процессе формирования доходов бюджетов всех ее уровней, функционирования бюджетной системы РФ и бюджетов внебюджетных государственных фондов и расходования их средств, при реализации межбюджетных отношения, осуществления на территории РФ бюджетного процесса и применения к нарушителям бюджетного законодательства РФ мер ответственности.
Нормами Налогового кодекса РФ регулируются отношения по взиманию, установлению на территории РФ сборов и налогов, отношения в области ответственности за совершение налоговых правонарушений и налогового контроля[14].
В 2013 г. рост российской экономики почти остановился. Замедление, начавшееся в середине 2012 г., перешло в резкое торможение. Министерство экономического развития РФ торопило с принятием стимулирующих мер, пугая угрозой технической рецессии, которая и произошла: в III квартале ВВП с сезонной корректировкой сократился на 0,2% (формально рецессию диагностируют при спаде в течение двух кварталов подряд)[15].
Рис.2. Темпы роста ВВП на российском и мировом уровне[16]
В сравнении с 11 месяцами прошлого года, по оценке Минэкономразвития, экономика выросла всего на 1,3%[17].
К концу года было официально признано: стагнация вызвана не только внешними факторами. Ускорение экономик развитых стран во втором полугодии никак не повлияло на динамику российской экономики.
Инвесторы рассчитывали на восстановление докризисных темпов в 6-7% к 2010-2011 гг. Но вскоре были вынуждены признать: докризисного максимума достигнет не рост экономики, а загруженность мощностей из-за низкого качества инвестиций, что ограничит рост 3-4% в год.
Рис. 3. Структура роста ВВП[18]
К 2013 г. стало очевидно, что рост сдерживают не только ограничения по капиталу, но и демография: безработица снизилась до исторического минимума, а ожидаемое сокращение экономически активного населения на 3% в ближайшие три года ограничит потенциальные темпы роста выпуска 1,5-2% в год[19].
Единственным источником роста экономики остается частное потребление, поддерживаемое повышением зарплат бюджетников и кредитованием. Но в 2014 г. темпы роста потребления замедлятся. В 2013 г. бюджетные секторы обеспечили половину из 6%-ого прироста зарплат в экономике в реальном выражении, посчитали в Центре развития ВШЭ, на 2014 г. такого сильного (10-11% в реальном выражении) роста зарплат бюджетников не запланировано (3%,по прогнозу Минэкономразвития)[20].
Темпы роста розничного кредитования, хотя и замедлились до двухлетнего минимума - 31% на 1 октября, - беспокоят ЦБ, обещающий дополнительные меры по сокращению этого роста до приемлемых 20-25% в год. Причина — высокая закредитованность населения и темпы роста просрочки, которые в этом году впервые превысили собственно рост кредитования. Замедление роста доходов в 2014 г. обострит эту проблему[21].
Став жертвой чрезмерно оптимистичного прогноза - бюджет на 2013 г. верстался исходя из роста экономики на 3,7%, - Минфин столкнулся с недополучением доходов, направив на «затыкание дыр» все подлежавшие к зачислению в резервный фонд нефтегазовые доходы - 900 млрд руб. Еще около 1 трлн руб. недополучили регионы: поступления налога на прибыль вместо планового роста на 12-15% упали на 15%. При этом в отличие от кризиса 2008-2009 гг. у регионов появились дополнительные обязательства по расходам.
Интересно рассмотреть данные Всемирного экономического форума[22], показывающие сравнение России с другими ведущими экономиками мира в зависимости от неэкономических факторов, таких как индикаторов доверия населения к полиции, защиты прав собственности и независимости судей. По сути, эксперты анализируют в сравнительном аспекте зависимость между конкурентоспособностью экономики страны в целом от состояния развития гражданских институтов общества. В приведенной диаграмме наглядно видно, что такая зависимость напрямую прослеживается.
В этом году в пенсионную систему внесены две существенные правки: участие в накопительной части стало необязательным (предоставлен выбор между ставками накопительного взноса — 6% либо 0%)[23], а взносы в накопительную систему заморожены вплоть до завершения процедуры проверки устойчивости НПФ и их акционирования (формально только на 2014 г.).
Рис. 4. Конкурентные показатели РФ на фоне мировых лидеров[24]
Россия имеет огромные возможности, но реализовать их можно лишь после серьезных реформ, лежащих в правовой и политической плоскости. Кроме того необходимо создать систему, которая позволит эти реформы довести до конца.