Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Сущность финансов РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень платежеспособности предприятия оценивается обычно с помощью финансовых коэффициентов ликвидности:

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение краткосрочных быстрореализуемых ценных бумаг и денежных средств к краткосрочной текущей задолженности:

(1)

В мировой практике считается достаточным равное 0,2 - 0,3 значение коэффициента абсолютной ликвидности, то есть предприятие способно погасить немедленно 20 - 30 % текущих обязательств. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что данный показатель в начале исследуемого периода составлял всего 0,1 и достиг нормы только к концу исследуемого периода (20 - 30%), т.е. использовать краткосрочные займы предприятие стало более эффективно.

Коэффициент ликвидности рассчитывается как отношение к текущим обязательствам краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и дебиторской задолженности:

(2)

Согласно принятым в международной практике оценкам значение данного коэффициента должно находиться в пределах 0,8 - 1.

В МУП «Управляющая компания ЖКХ» за последние три года наблюдается значительное превышение данного показателя, хотя, следует отметить, что к 2013 году он постепенно снижается, так в 2012 году он снизился на 0,1 пункта по сравнению с 2012 годом, а в 2013 – на 0,6, или на 25%, по сравнению с 2012 годом. Связано это со снижением в общей структуре обязательств доли краткосрочных обязательств предприятия.

Общий коэффициент покрытия позволяет оценить платежеспособность предприятия. Коэффициент покрытия интересен для держателей облигаций и акций предприятия и покупателей. Вычисляют его по следующей формуле:

(3)

Нормальным значением этого коэффициента является 2,0 - 2,5. Значения данного показателя превышают норму на протяжении всего исследуемого периода, так в 2011 году превышение составило 2,2, в 2012 году – 0,6, а в 2013 году данный показатель максимально приблизился к нормальному значению и превысил его лишь на 0,4, что составляет 20%. На основании анализа данного и предыдущего показателя можем сделать вывод, что у предприятия существует возможность увеличить, без опасения ухудшить финансовую стабильность, сумму краткосрочных займов предприятия.


Далее проведен анализ показателей рентабельности предприятия. Коэффициент рентабельности работ показывает долю чистой прибыли предприятия в объеме работ и определяется по формуле:

(4)

В 2012 году наблюдается значительное повышение данного показателя на 0,1, или на 50%, по сравнению с предыдущим годом, а в 2013 году можно отметить, что он остался неизменным на уровне с 2012 годом. Динамика положительная, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия.

Коэффициент рентабельности собственного капитала дает возможность определить эффективность использования инвестированного собственниками предприятия капитала. Этот показатель обычно сравнивают с альтернативным возможным вложением средств в иные ценные бумаги. Показывает рентабельность собственного капитала, сколько заработала денежных единиц чистой прибыли каждая единица, которая была вложена учредителями предприятия:

(5)

По данному показателю наблюдается наиболее значительный рост, так по сравнению с 2011 годом данный показатель вырос в 2012 году на 2,7, а в 2013 году по сравнению с 2011 годом – на 1,1, однако, это не является признаком положительных изменений, но скорее напротив, так как связано это со сначительным снижением размера собственного капитала, а не с ростом чистой прибыли.

Чем значение коэффициент рентабельности оборотных активов выше, тем оборотные средства используются более эффективно:

(6)

Данный показатель неизменно растет, так в 2012 году рост весьма незначителен и составляет всего 4-5% по сравнению с 2011 годом, однако в 2013 году рассчитанный показатель вырос на 0,1, что составляет 17% по сравнению с 2012 годом. Наблюдающаяся динамика говорит о росте эффективности использования предприятием оборотных средств.

Анализ коэффициента рентабельности внеоборотных активов позволяет проследить способность предприятия обеспечивать по отношению к основным средствам достаточный объем прибыли. Чем значение данного коэффициента выше, тем основные средства используются более эффективно: 


(7)

Динамика данного показателя за последние три года деятельности предприятия изменчива, однако данное изменение, как эффективность использования основных средств в 2013 году повысилась.

Коэффициент рентабельности инвестиций является одним из самых важных индикаторов конкурентоспособности предприятия и показывает, сколько предприятию потребовалось денежных единиц для получения одной денежной единицы прибыли. Определяется данный показатель по следующей формуле:

(8)

В течение исследуемого периода рентабельность инвестиций изменялась незначительно, так снижение в 2012 году по сравнению с 2011 годом, рост в 2013 году по сравнению с 2012 годом, сотавило 0,1, или 17%.

Проведенный анализ основных показателей повзоляет сделать следующие выводы. В целом динамика предприятия положительная. За исследуемый период наблюдается динамика выручки в связи с изменением объема работ, который в 2012 году снизился, а в 2013 вырос, что, соответственно, повлияло на выручку, поскольку динамика данных показателей прямо пропорциональна. За этот период изменение выручки составило 19% снижения в 2012 году по сравнению с 2011 годом, а в 2013 наблюдается рост данного показателя на 29% по сравнению с 2012 годом. При этом в этот период чистая прибыль росла за счет уменьшения себестоимости работ.

Показатели рентабельности и ликвидности предприятия находятся в рамках норматива и превышают ее, при этом в данных группах по всем показазателям наблюдается положительная динамика.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ РФ

Экономическое развитие страны на современном этапе характеризуется значительным замедлением оборота платежей, вызывающим на предприятиях рост дебиторской задолженности. Потому важной задачей является эффективное управление дебиторской задолженностью, которое должно быть направлено на обеспечение своевременной инкассации долга и оптимизацию ее общего размера.

Перед МУП «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖКХ» стоит задача по ускорению срока инкассации дебиторской задолженности, что является возможным при использовании различных форм рефинансирования данной задолженности.


1) В экономически развитых странах в качестве метода рефинансирования дебиторской задолженности давно используется спонтанное финансирование, которое заключается в предоставлении покупателям скидок за сокращение сроков расчетов. Спонтанное финансирование является относительно дешевым способом получения средств; данное кредитование привлекает достаточно длительным льготным периодом и обеспечения от клиента не требует.

Размер и возможность предоставления за более быструю оплату скидок анализируется при различных размерах скидок в плане соотношения выгод и затрат. Применение дисконта позволяет привлечь новых потребителей, рассматривающих скидки в качестве снижения цены товара, и повышения оборачиваемости дебиторской задолженности, поскольку некоторые платежеспособные потребители будут осуществлять с предприятием досрочные расчеты. Однако следует внимательно рассчитывать размер скидок, а не произвольно назначать их. При установлении стоимости коммерческого кредита за счет предоставления за сокращение срока расчетов скидки, следует иметь в виду, что превышение над уровнем процентной ставки стоимости коммерческого кредита по финансовому краткосрочному кредиту будет стимулировать ускорение с предприятием расчетов, поскольку его покупателю взять в банке краткосрочный кредит будет выгоднее и воспользоваться скидкой. И напротив, превышение над коммерческим кредитом стоимости банковского кредита будет стимулировать увеличение услуг в кредит.

2) Очевидно, что для повышения рентабельности предприятия и увеличения в дальнейшем притока денежных средств, следует снизить расходы. Сокращение издержек является одним из наиболее результативных инструментов, которым может воспользоваться предприятие с целью стабилизации своего финансового положения.

Основными инструментами являются жесткий контроль выполнения установленных нормативов и нормирование статей затрат. Такой подход назвать революционным нельзя, но он приводит к ощутимым результатам и позволяет на заданном уровне удержать затраты предприятия.

3) Своевременные и правильные расчеты с дебиторами и кредиторами имеют для предприятия большое значение. При этом особая роль отводится управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, что входит в обязанности аппарата финансовой службы и бухгалтерии предприятия. 

Факторинг за последнее десятилетие получил определенное развитие в нашей стране. Основным проводником факторинга в силу проблем экономического характера в российскую реальность стали коммерческие банки, а не организации, специализированные в этой области. В России известный опыт использования факторинга уже накоплен.


Факторинг во внешних связях – это метод перевода на покупателя с экспортера рисков, в рамках которого осуществляется ряд комиссионно-посреднических операций, которые связаны с переуступкой клиентом-поставщиком банку требований (счетов-фактур) за выполненные работы, поставленные товары и оказанные услуги, неоплаченных платежей и, соответственно, по ним права получения платежа, т.е. инкассированием дебиторской задолженности клиента – получением по платежным документам средств. Цель факторингового обслуживания заключается в своевременном инкассировании долгов для предотвращения появления сомнительных долгов (долгов, своевременная оплата которых является сомнительной) и сокращения потерь в результате задержки платежа, предоставление в форме предварительной оплаты кредитора (по желанию поставщика), помощь предприятиям в увеличении их прибыли и оборота и в ведении бухгалтерского учета.

Банк принимает риск их неоплаты на себя и становится собственником платежных неоплаченных требований, хотя предварительно проверяется кредитоспособность должников. Банк обязуется в соответствии с договором заплатить сумму платежных требований, переуступленных ему, вне зависимости от того, оплатили ли контрагенты-поставщики свои долги. Поставщик вследствие этого имеет возможность планировать свой платежный календарь и знает точную дату оплаты платежных требований.

Использование факторинговых услуг банка предприятиями позволяет достичь устранения риска неплатежей и, вследствие этого, укрепления финансового состояния предприятий, ускорения оборачиваемости в расчетах средств, создания для их работы при рыночных отношениях необходимых условий.

Факторинговые продукты непосредственно финансовые посредники не создают, а получают от их услуги или иные виды посреднической прибыли. Финансовыми посредниками являются специализированные факторинговые и кредитные агенты, брокеры, продающие факторинговые продукты.

Если рассмотреть, с одной стороны, банки и, с другой, специализированные факторинговые компании то незначительно различается стоимость факторинга. Банки, конечно, имеют хорошую ресурсную дешевую базу. Не аффелированные с банками факторинговые компании, однако, должны использовать в своей деятельности заемные средства, являющиеся в основном кредитами тех же банков, в связи с чем стоимость для потребителей факторинговых услуг будет больше на 2-3%.

Банк обязан при проведении факторинговых операций определять, исходя из внутренних методик, категорию надежности клиента и осуществлять оценку его финансового состояния. Этот механизм приводит к необходимости создания резервов.