Файл: Семья и ее социальные функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контакт с ребенком на основе его принятия становится более творческим моментом в общении с ним. Уходит стереотипность, шаблонность, оперирование заимствованными схемами. На первый план выходит созидательная, вдохновенная и непредсказуемая работа по созданию новых «портретов» своего ребенка. Это и является путем новых открытий.[5]

Связь родителей и детей является самой сильной человеческой связью. Чем сложнее живой организм, тем дольше он должен оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Человек относится к сложным биологическим организмам, соответственно он никогда не сможет стать полностью независимым. Без связи матери и ребенка невозможно развитие, а слишком раннее прерывание данной связи может повлечь за собой угрозу для жизни. Человек не может брать жизненный силы только из самого себя. Наряду с этим, связь между родителями достаточно конфликтна, так как взрослея, дети пытаются отдалится от родителей, а родители наоборот – пытаются сохранить связь как можно дольше. Родители пытаются огородить молодежь перед жизненными опасностями, хотят поделиться своим опытом, а молодые всячески пытаются получить свой опыт, несмотря на потери; им важно понять и узнать этот мир своим путем. Этот внутренний конфликт способен порождать многие проблемы, причем проблемы независимости с каждым годом появляются все раньше, чуть ли не с рождения.

Данная задача – предоставление родителями независимости ребенку – регулируется самостоятельно, исходя из полученных навыков, способностей и возможностями взаимодействия с миром в силу возраста. Но не стоит забывать, что многое зависит от личности самих родителей и от их стиля отношения к ребенку. Известно, что все семьи отличаются друг от друга по предоставлению степени свободы и самостоятельности своим детям. Некоторые родители разрешают и позволяют ребенку в возрасте 7-9 лет самостоятельно ходить в школу, передвигаться по городу, другие родители напрочь опекают свое чадо всеми возможными путями, вплоть до контроля в выборе друзей. [6]

Необходимо брать во внимание, что та дистанция, которая устанавливается, связана с более общими факторами, которые определяют процесс воспитания, прежде всего с мотивационными структурами личности родителей. Поведение взрослого человека определяется большим и сложным набором мотивов, которые выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого подвижную систему. Мотивы бывают доминирующие, те, которые становятся определяющими, главенствующими и наиболее значимыми для человека; и подчиняющими. Любая деятельность человека может быть определена через те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается сразу несколькими мотивами, иногда даже мотивы различны и противоположны по своему психологическому содержанию. Чтобы правильно построить процесс воспитания, необходимо родителям время от времени определять свои мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность. [7]


Отношения в семье родителей и детей, также зависит от развития семьи и функций всех членов семьи. Основными периодами развития являются:

  1. Формирование семьи – осознанные отношения партнёров, укрепление взаимоотношений между супругами, развитое взаимопонимание, позволяющее каждому свободно проявлять свои чувства; создание сексуальных отношений, которые удовлетворяют обе стороны; налаживание отношений со старшим поколением, ведение бесед о развитии и продолжении рода.
  2. Семья, ждущая ребенка/ семья с младенцем – мысли о беременности и рождении детей, подготовка к материнству и отцовству, понятие новой жизни, связанной с появлением ребенка, забота о детях, распределение обязанностей в быту. Овладение новых навыков ребенка: открытие и закрытие глаз и рта, движение ручек и ножек, первые звуки и слова.
  3. Семья с ребенком дошкольного возраста – развитие его интересов, потребностей, преодоление чувств переизбытка от материнства и отцовства, раздражение от нехватки времени на свои дела и нужды: поиск новой работы с хорошей зарплатой ля содержания семьи, поиск нового жилья, поддержка сексуальных отношений, сохранение прежнего круга друзей и знакомых, сохранение открытых бесед с супругом, формирование семейных традиций и обычаев.
  4. Семья с ребенком школьного возраста – воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям, поддержка его увлечений, развитие доверительных отношений, сотрудничество с родителями других школьников; получение навыков, которые необходимы для школьного образования, осознание себя как личности, требующая уважения и любви со стороны окружающих, и родителей, коллективная деятельность; развитие словарного запаса для более четкого изложения своих мыслей.
  5. Семья с ребенком старшего школьного возраста – получение свободы и ответственности от родителей в развитии своей самостоятельности, подготовка к новому периоду жизни семьи, распределение обязанностей и ответственности в семье; воспитание детей на достойных примерах, принятие индивидуальности ребенка, ощущение принадлежности к своему поколению, отход от родителей, выбор дальнейшей профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к построению своей семьи.
  6. Семья со взрослым ребенком – способность отказаться от власти над ним, создание условий и атмосферы для новых членов семьи: жена/ мужа, детей; вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки.
  7. Семья среднего возраста – обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным изменениям физиологии; радостное и творческое использование большого количества свободного времени, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями, вхождение в роль бабушки и дедушки.
  8. Постаревшая семья – осознание собственного отношения к смерти и одиночеству, изменение жилья с потребностями пожилых людей, приспособление к жизни на пенсии, моральное подготовка к неизбежному концу, обретение веры, помогающая спокойно дожить оставшееся время; проявление заботы к постаревшим родителям, помощь им в материальном и духовном отношении, подготовка к уходу родителей и подготовка своих детей к потере бабушки и дедушки.

Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии периодов и развития семьи функции ее членов изменяются.

Выводы к главе 1

  1. Семья – это особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной поддержкой и взаимопомощью. Семья выполняет ряд функций: воспитательная, репродуктивная, хозяйственно – бытовая, эмоционально – психологическая и функция социализации.
  2. Родительская любовь – самая яркая, искренняя и неповторимая любовь по отношению к человеку. Главная задача показывать и проявлять эту любовь к своему ребенку, чтобы он смог почувствовать, что его любят и принимают его и его индивидуальность.
  3. Одно из главных правил – умение видеть мир глазами ребенка, а не пытаться «вставить» свои глаза своим детям. Самостоятельно, ребенок получит опыт, навыки и увидит те возможности познания мира, которые не видит родитель в виду своего осознанного возраста.
  4. С рождения между родителями и детьми возникает магическая связь, которая развивается в процессе воспитания. Данная связь непрерывна, но конфликтна из-за разных возрастных изменений.
  5. В процессе воспитания, родителям необходимо учитывать свои личностные качества, определять побуждающие мотивы к действиям.

Глава 2. Современная семья и ее проблемы

2.1 Проблемы семьи и их влияние на воспитании детей

В современном мире все чаще в семьях происходят изменения в отношениях между супругами, детьми, родственниками и старшим поколением. Сейчас трудно выделять главу семей, так как меняется тип зависимости людей друг от друга в семье. Ученные отмечают тяготение женских и мужских ролей к симметрии. Сейчас меняются представления о том, как должны вести себя жена и муж.

Также ученные выделяют тот факт, что семьи особо чувствительны к реформаторским изменениям государственного масштаба – рост цен на продукты питания и услуги ЖКХ, безработица, платные медицинские услуги и т.д. Именно из-за таких факторов меняются психологические устои каждого члена семьи.


Неуверенность родителей в себе влечет потерю авторитета в глазах своих детей. Авторитет родителей также меняется в зависимости от сфыеры деятельности. Дети в подростковом возрасте, нацеленные на независимость в материальном отношении от родителей, выполняют неквалифицированную работу, но выгодную в материальном отношении и их заработок может приближаться к заработку их родителей, а иногда и превышать его. Это один из факторов, влияющих на падение авторитета родителей в глазах подростка. Из-за этого у детей происходят изменения в системе жизненных ценностей.

Одним из негативных факторов воспитания детей является увеличение разводов. Многие работы ученных, которые занимаются проблемой воспитания детей, посвящены отрицательным последствиям разводов – ухудшение воспитания детей, психические заболевания детей, наркозависимость и алкоголизм родителей, ухудшение материального положения.

А. Г. Анцыферова выявила, как влияет распад семьи на детей дошкольного возраста. При нарушении контактов с родителями у детей появляются более острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, а главное – конфликт привязанности к отцу и матери.

Распад семьи обозначает новые непосильные задачи для ребенка – принятие новых отношений с разведенными родителями, ориентация в новой структуре без ее прежней определенности. Из-за развода родителей страдает эмоциональное состояние детей, так как все дети реагируют по-разному, но зачастую агрессией, нарушением внимания и концентрации, плачем, бессонницей. Развод вселяет чувство одиночества и ощущение своей неполноценности ребенку.[8]

С каждым годом изменяется тип семей и отношение людей к формально – юридической стороне брака. В настоящее врем в России уместно говорить о «старение» брачности и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков.

Самым популярным становится «гражданский» брак, особенно у людей в возрасте 18-25 лет. Молодые браки сохраняют только основные ценности семейной жизни, а за основу берут комфорт, карьеру, материальное благополучие и саморазвитие, в отличие от более осознанных браков. Данные приоритеты дают трещины в понятии института семьи. Выбор в пользу заработка и карьерного роста вместо домашнего очага и уюта приводит к психологическим травмам всех членов семьи.[9] В нынешнее время процент развода увеличивается, большую часть разводов приходится на супружеские пары, прожившие менее 5 лет.


Распад семьи автоматически приводит семью в категорию неполных, проблемных и малообеспеченных («нетипичные»).[10]

Данные семьи в нынешней экономической ситуации фактически породнились с бедностью. Проблемы данных семей одни – скудость бюджета, потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Есть закономерность, что полноценные семьи живут лучше неполных семей, «средние» по численности членов семьи – лучше многодетных, семьи с здоровыми детьми – лучше, чем семьи с детьми – инвалидами.

Материальное состояние неполных семей остается одной из причин напряженности на протяжении многих лет. За несколько лет реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ближе к пункту – нищета. По мнению экономистов, наличие детей в семье и бедность связаны прямой, так как дети являются иждивенцами, исходя из этого, чем больше детей меньшего возраста в семье, тем больше вероятность бедности домохозяйства.

С условием нынешнего рынка, ценообразования и увеличения цен на продукты и вещи первой необходимости, можно с уверенностью говорить, что большее количество семей, даже полноценных скоро дойдут до категории – нищета. С каждым годом потребности детей возрастают как в количестве, так и в материальном отношении.

При неполучении желаемого, дети начинают всячески манипулировать родителями, не понимая семейную ситуацию в материальном обеспечении. Дети будут считать, что их родители просто их не понимают, не любят и не поддерживают, после чего появляются ссоры, проблемы в воспитании и понимании детей и взрослых.

2.2. Взаимодействие семейного и школьного воспитания детей.

Семья является социально – общественной группой и обладает огромными силами и возможностями для социализации и развития ребенка.

Выполняя первичные функции социализации личности, семья понимается в роли субъекта этого процесса и должна выступать как социально – сложная система, которая состоит из массы отдельных компонентов. Согласно исследованиям, если воспринимать семью как систему, то повышается ее воспитательный потенциал.

Из этого можно сделать вывод, что важнейшим условием для совершенствования работы семьи является совокупность основных компонентов всей системы семьи.