Файл: Семья и ее социальные функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Семья – традиционный и уважаемый социальный институт в нашей стране. Но в современном мире данный институт имеет ряд значимых проблем, которые отражаются в воспитании детей. Данные проблемы являются актуальными в настоящее время и с каждым годом этих проблем больше и они значительнее и более драматичны для детей. В следствии недавних социальных и экономических кризисов в России ухудшилась демографическая ситуация. Можно заявить, что социальный институт – семья – потерял свою ценность.

Важность семьи необходимо постепенно возобновлять, ведь семья имеет главную роль в развитии нового поколения. Ребенок формирует модель будущей жизни именно из семьи, от своих родителей и близких.

Многие ученые работали над проблемами воспитания детей. Проблемы семьи важны и актуальны для государства, общества и учебных учреждений. Чтобы помочь семье, государство разрабатывают различные программы («Российская семья», «Молодая семья», материнский капитал, «Дети в красивом мире» и многие другие), общество помогает различными социальными организациями и объединениями (социальная служба защиты детей, психологические службы и службы муниципалитета с детьми). Но самым главным и ярким помощником являются учебные учреждения – а именно школа –ведь школьная жизнь продолжается не менее 8-9 лет, и во время этой жизни идет влияние на детей наряду с воспитанием семьи. Именно поэтому необходимо объединять усилия школы и семьи в воспитании детей.

В данной работе рассмотрены такие темы как семья, ее типы и функции, проблемы современной семьи, а также роль семейного воспитания в развитии ребенка.

Целью данной работы является доказать, что семья является базисной основой первичной социализации личности и главным условием реализации способностей человека.

Задачами данной работы являются:

  • определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
  • выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе.

Глава 1. Семья – как фактор формирования личности

Каждый человек во время своей жизни от рождения и до смерти формирует в себе взгляды, потребности, интересы, характер. Основные условия для формирования своей личности – это семья, в которой вырос человек, окружение (родственники, друзья, одноклассники, коллеги), социальная жизнь, и теперь, в современном мире еще добавляется интернет.


Семья для человека является первой и важной ступенькой в развитии себя и своего начала. Зачастую в жизни каждого человека есть две и более семьи: та, в которой он родился и вырос и та, которую он создал. Рассматривая первую и главную семью, можно с уверенностью заявить, что семья для ребенка – это уют, любовь, тепло, уважение и понимание со стороны родителей. Но в современном обществе многие ценности семьи утрачивают свою значимость. Родители начинают меньше времени уделять воспитанию и развитию детей, меньше вкладывают свои силы в обучение и прививание детей к добру к окружающим и уважению к старшим. Современное общество все глубже принимает приоритет родителей, нацеленных на обеспечение семьи и собственной реализации в карьерной сфере. Тем самым давая детям полную самостоятельность и непонимание семьи и семейного очага.

Семья и ее социальные функции

Понятие семьи можно рассматривать с нескольких позиций, для кого-то семья – это малая социальная группа людей, которые связаны на кровном и брачном союзах, имеют моральную ответственность, взаимопомощь и уважение, общий быт; семья – сложная многофункциональная система, выполняющая ряд взаимосвязанных функций (рис. 1).

Социализация

Воспитательная

Репродуктивная

Функции семьи

Эмоционально - психологическая

Хозяйственно - бытовая

Рис. 1 Функции семьи

Репродуктивная функция – первая функция – воспроизводство себе подобных. Эта функция предотвращает вымирание человеческого рода, не дает обществу превратиться в интернат для престарелых. Для этого необходимо, чтобы в каждой российской семье было как минимум 2-3 детей, так как социально – демографическая обстановка в России вызывает огромное опасение за будущее страны. Наше население катастрофически стареет и быстро вымирает. Превышен процент смертности в России (по данным Росстата). Общество испытывает тяжелейший прессинг со стороны политических и экономических проблем. Народ обнищал, уровень жизни резко снизился, потеря заработка и уровня престижности профессий – эти и многие другие проблемы являются тяжелыми балластами в реальной жизни общества и большинства семей нашей страны.

Воспитательная функция – данная функция не может быть заменена другими социальными институтами. «Семья есть первый вид общения» - по мысли Аристотеля и важнейший элемент государственного устройства, где семейная жизнь должна строиться с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан. Однако воспитательная роль семьи снижается, так как в современной семье формально супруги равны, но большая часть забот лежит на женщине, в том числе воспитание детей. Часто встречаются семьи, где дети предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок, забывая про школу и учебу. Социологи называют несколько типов семейного воспитания:


  • детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;
  • профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
  • прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Социализация – семья – является носителем культурных образцов, которые передаются из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к традициям и культуре общества, получает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях добра, справедливости и чести. В семье формируется фундамент человека как личности, проявляются способности и интересы к выбору будущей профессии.

Эмоционально – психологическая – удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении. Специалисты социальных слоев жизнедеятельности свидетельствуют, что дети, лишенные ласки в семье, воспитанные в детских домах или не имеющие одного из родителей чаще других подвержены психическим расстройствам, заболеваниям, девиантному поведению. Ласка, забота и любовь близких, доверительные отношения с родителями, братьями и сестрами – жизненно необходимый элемент существования каждого, залог психического и душевного состояния, оптимистического настроя и уверенности в жизненных ситуациях. Значимой является поддержка в трудные моменты, когда кажется, что все окружение настроено против одного, семья является спасательным кругом в этом океане неудач. Именно семья может поднять на ноги человека, дать ему уверенности в завтрашнем дне и дать массу советов, как изменить ситуацию в лучшую сторону.

Хозяйственно – бытовая функция – функция семьи, которая удовлетворяет первичные потребности человека: питание, одежда, крыша над головой. Вследствие этого, все члены семьи ведут общее хозяйство. В семье складывается определенный быт, образ жизни, а также накапливаются материальные блага, которые получают дети от родителей в наследство, а после передают своим детям. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет судьбу человека.[1]


Семейное воспитание в развитии ребенка

Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и наши чувства к детям изменчивы, сложны и противоречивы. К тому же родители и дети не похожи друг на друга. Взаимоотношения с ребенком, так же, как и с каждым человеком индивидуальны и неповторимы. Родители представляют собой первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенные роли в жизни каждого человека. Некоторые дети в трудную минуту обращаются к матерям, некоторые к отцам, а кто-то решает переживать трудные моменты самостоятельно или обращаясь к братьям и сестрам. Чувства между детьми и родителями – это магическая эмоциональная связь, которые нельзя отличить от других чувств. Спецификой данных чувств является забота, необходимая для поддержания самой жизни ребенка. Также поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа – родительская любовь. Любовь ребенка к родителям безгранична и безусловна. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления данная любовь выполняет функции поддержания эмоционально – психологического мира человека.

Исходя из этого, главной задачей родителей является – обеспечение уверенности ребенка в том, что его любят и о нем заботятся.[2]

Некоторые родители убеждены, что показывать ребенку свою любовь не нужно, иначе это воспитает эгоизм, избалованность и себялюбие. Но стоит отметить, что данные личностные черты возникают именно от нехватки родительской любви и заботы. Любовь не меряется временем, проведенным родителями с детьми; материальными благами, которыми осыпаются дети. Постоянный психологический контакт с ребенком – универсальное требование к воспитанию. Именно данное ощущение дает возможность детям чувствовать привязанность, заботу и родительскую любовь.

Дети все чувствуют, особенно фальшь и ложь. Искренняя заинтересованность во всем, что есть в жизни ребенка, любопытство к его детским и наивным проблемам, желание понимать, наблюдать за его изменениями внешне и в душе – является основой для сохранения внутреннего контакта между ребенком и родителями.

Возникновение контакта происходит путем строения, в основном со стороны родителей. Для установления данного контакта, необходимо взаимопонимание и взаимодействие ребенка и взрослого путем некого диалога.

Главное в установке диалога – устремление к общим целям, совместное ведение ситуаций и общность направленных действий. Ребенок всегда должен понимать, какими именно целями руководствуется родитель в общении с ним. Дети с раннего возраста должны быть союзниками в общей семейной жизни, а не объектом воспитательных воздействий. Именно тогда, когда ребенок – участник общей жизни семьи, исчезает единогласие воспитания, разделяются общие планы и цели путем подлинного диалога.[3]


К сожалению, достичь данного диалога в повседневном семейном общении с детьми достаточно трудно. Так как зачастую в большинстве случаев, взрослые выбирают позицию быть «над» ребенком, исходя из своего опыта, физической силы и полной независимостью, беря во внимание, что ребенок слаб, неопытен и полностью зависим от родителей. Несмотря на это, родителям необходимо выбирать позицию равенства со своими детьми, это поможет признать активную роль ребенка в процессе его воспитания.

Дети в процессе воспитания оказывают воспитывающее воздействие на своих родителей. Под влиянием общения с ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир трансформируется, благодаря применению разнообразных форм общения с детьми, выполняя особые действия по уходу за ребенком.

Равенство позиций с ребенком не означает, что взрослому нужно снизойти до уровня своих детей, это означает, что необходимо подняться до понимания «тонких истин детства». Нужно каждому родителю научиться видеть мир глазами своего ребенка.[4]

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, необходимо строить на постоянном желании познавать особенности его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, заинтересованность в эмоциональном состоянии, внутреннем и душевном мире ребенка, в происходящих изменениях – все это дает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и их родителями в любом возрасте.

Кроме диалога для показания ребенку родительской любви необходимо принимать ребенка. Это значит, что необходимо принимать права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на остальных детей, особенно непохожесть на своих родителей.

Принимать ребенка – значит уверенно согласится с неповторимым существованием именно этого маленького человека со всеми наделенными свойственными только ему качествами. Категорически запрещено в диалоге использовать негативный настрой и употреблять отрицательные выражения, задевающие личность ребенка, в будущем, это может понести за собой ряд негативных последствий: низкая самооценка, неуверенность, замкнутость. Также стоит избегать сравнение своего ребенка с другими детьми, в будущем ребенок может быть завистником, что повлечет ощущение постоянной злобы и ненависти. Данный негативный настрой может пошатнуть уверенность ребенка в родительской любви.

Однако в воспитании нельзя обойтись без негативных моментов. Необходимо найти баланс между порицанием и хвалой ребенка. Чрезмерная похвала может остановить развитие ребенка, что повлечет за собой дисбаланс в понимании родительской любви. При воспитании нужно взаимодействовать различные формы действий: реализация любви, созидание правильной эмоциональной ступеньки, грамотной чувственной основы контакта между ребенком и родителями. Только истинная любовь может помочь родителям отказаться от фиксации слабостей, несовершенств и недостатков своих детей, а направит воспитательные усилия и энергию на укрепление всех положительных качеств личности их чада, на поддержку сильных сторон душевного мира и подготовит к борьбе со слабостями и несовершенствами.