Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
Выделяют ряд основных инструментов, позволяющих повысить роль семьи в выполнении ее основных обязанностей, одним из таких инструментов выступает социально – педагогическая работа.
Социально – педагогическая работа в теории – это работа по изменению, на практике – эта работа, способствующая нормализации отношений внутри семьи, снимает действие конфликтных структур, увеличивая воспитательный потенциал семьи.[11]
Семья и школа имеют общую ориентацию на решение единых задач – социализация личности ребенка и обогащение социального опыта школьников.
Влияние школы на социум и семью, она не ограничивает свободу их самореализации и саморазвития, а наоборот создает благоприятные условия. Очень важно их взаимодействие, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, получая внимание со стороны школы и общества, развивает в них веру в человеческие возможности и силы, положительный потенциал, необходимый развивать.[12]
Эффективность взаимодействия семьи с социумом в решающей степени зависит от школы и ее сотрудничества с другими социальными службами, которые ориентированы на помощь и поддержку семей. Социальная педагогика является одной из отраслей педагогической науки, имеет свою особенность, которая заключается в работе с людьми разных возрастов. Зачастую работа не с детьми, а со взрослыми для достижения общих целей детей и родителей.
Незаменимо в воспитании взрослых – совместная деятельность с детьми. Комплексное исследование социальной работы семьи со школой позволяет рассматривать эту работу как социально – педагогическую систему.[13]
В период педагогической практики в школе № 888 было рассмотрено взаимодействие школы и семей на примере 10 «А» класса (в классе 21 человек, из которых 14 девочек и 7 мальчиков).
Дети, в основном, независимы от родителей и многие решения принимают самостоятельно. Что касается их семей, основная часть – неполноценные: 75%. Родители, погружены в самореализацию и профессиональный рост. Взаимодействие со школой – менее активное, чем в младших классах. Родители не интересуются школьной жизнью детей, дают полную свободу выбора и самостоятельности, что влечет за собой неуспеваемость и не посещаемость занятий.
Более 50% семей этого класса нуждаются в материальной и психологической помощи, особенно в теме воспитания и взаимоотношений с детьми.
По мнению классного руководителя, для более осознанного взаимодействия школы и семьи необходимо организовать культурный досуг. Основным направлением данного процесса будет вовлеченность детей и взрослых в совместные виды деятельности культурно – досуговой направленности.
Основываясь на данные установки, передача социального опыта должна передаваться посредством организации в социуме совместной культурно – досуговой деятельности детей и взрослых. Виды организации этой деятельности разнообразны от семейных праздниках и фестивалей до выездных мероприятий на природу или посещений современных развлекательных программ (квесты, парки аттракционов, кинотеатры).
Также основным мероприятием совместной деятельности является организация дней рождений одноклассников.
Большую активность родителей и детей можно наблюдать под конец года, после сданных переводных экзаменов. Устраиваются вечеринки, выездные мероприятия (прогулка на теплоходе, аренда загородных домов и т.д.).
При проведении совместных мероприятий педагогов, родителей и учащихся можно наблюдать разную заинтересованность: 60% - педагог, 30% - учащиеся, 10% - родители. По мнению педагогов, родители данного класса полностью отстранены и вытеснены из жизни учащихся. Их дети берут с них пример и хотят реализовывать себя, не теряя времени и сил на школьные мероприятия. Дети считают, что современному обществу нужны мобильные люди, заинтересованные в заработке.
Одной из форм общения и взаимодействия родителей и педагогов является родительское собрание. Активность посещения родителями собрания очень низка, из 20 семей приходит не более 7 представителей семей. По мнению классного руководителя, собрания необходимы для:
- быстрого получения информации об успеваемости, посещаемости и поведения детей
- пояснений изменений в жизни классного коллектива, режима работы и требований к учащимся
- консультаций по профориентации, трудоустройству детей, получение знаний в высших учебных заведениях
- обсуждений конфликтных ситуаций, иногда с участием учащихся
- обсуждений принципиальных вопросов (школьная форма, сменная обувь, внешний вид и т.д.) совместно с учащимися
- проведения психологических тренингов, ролевых игр по различным темам, проблемам воспитания и обучения
Другие формы работы педагогов с родителями:
- консультации - индивидуальные и коллективные тематические.
- дни открытых дверей, открытые уроки
- практические занятия для небольших групп родителей
- телефон доверия
- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.
Заключение
Воспитание как функция семьи решает массу задач в процессе развития и формирования личности. Первичной основой социализации личности ребенка является семья как ячейка общества, необходимая для воспроизводства и сохранения структур и отношений, существующих в обществе.
Как показала практика, в настоящее время большее количество семей переживает не лучшие времена, что показывает невыполнение на должном уровне свои социальные функции.
Причинами проблем семей являются нестабильность – разводы, дезорганизация семей, что показывается в увеличении количества конфликтных семей, в которых нравственно – психологический климат не способствует эффективной социализации личности детей; также негативным аспектом является образ жизни родителей, бытовые условия и социальный статус семьи.
Данные негативные аспекты, происходящие в семье, заставляют общество искать пути и средства повышения ее роли в социализации личности.
Современная школа все чаще использует в своей деятельности социально – педагогическую работу, которая решает такие значимые задачи, как: помощь в создании нормальных условий для жизни человека и общества, выявление и решение общественных и личностных конфликтов, развитие коммуникации, самостоятельности и терпения.
Для решения данных задач, школа меняет формы и виды своей работы с семьей, в школе утверждается понятие, что воспитание ребенка происходит помимо школы, также и в семье. Необходимо направлять все усилия на психологическую поддержку стабильного состояния семьи и повышение заинтересованности родителей в педагогической культуре.
Нынешние школы объединяют семьи благодаря совместной деятельности: внешкольные, спортивные, творческие мероприятия, общественно-полезной, учебно-познавательной, культурно-досуговой. Это позитивно отражается на самом образе ее внутренней жизни, на развитии воспитания и обучения.
Список литературы
- Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании.-М.,1985
- Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. — Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., 1992
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
- Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. — В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Просвещение, 1982
- Российский статистический ежегодник - М.: Госкомстат, 1999
- Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России. — М., Педагогика, №6. 1993
- Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. — М., 1983
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М. - 1989
- Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990
- Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. — В кн.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М., 1992.
- Электронный ресурс: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/semya.html