Файл: Управление оборотными активами организаций индустрии гостеприимства (на примере ресторана «Марадона»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления оборотными активами на предприятии общественного питания

1.1. Понятие и классификация оборотных активов предприятия как объекта финансового менеджмента

1.2. Методы анализа состояния и эффективности использования оборотных активов

Глава 2. Анализ эффективности управления активами на предприятии общественного питания (на примере ресторана «Марадона»)

2.1. Общая характеристика ресторана «Марадона»

2.2.Анализ состава и динамики изменения оборотных активов ресторана

2.3. Оценка эффективности использования активов и способов управления активами

Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности использования оборотных активов предприятия общественного питания (на примере ресторана «Марадона»)

Заключение

Список литературы

Список литературы

Введение

Актуальность. В современных экономических условиях России многие предприятия общественного питания сталкиваются с проблемой платежеспособности и дефицитом ликвидности. Оборотные активы – это наиболее ликвидная часть активов предприятия общественного питания, что обуславливает высокую значимость управления ими. Задача предприятия общественного питания – найти тот оптимальный баланс, когда, с одной стороны, образование оборотных активов исключает неэффективные затраты на их приобретение, а, с другой, - их величина достаточна для непрерывного функционирования. Решение этой задачи зависит от всего комплекса функций и методов управления оборотными активами – планирования, нормирования, анализа.

Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты управления оборотными активами на предприятии общественного питания (на примере ресторана «Марадона») и определить пути его совершенствования.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  • исследовать понятие и рассмотреть классификацию оборотных активов как объекта управления;
  • рассмотреть методы анализа состояния и эффективности использования оборотных активов;
  • представить организационную и экономическую характеристику ресторана;
  • провести анализ состава и динамики изменения оборотных активов ресторана;
  • дать оценку эффективности использования активов и способов управления активами;
  • разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования оборотных активов;
  • дать оценку эффективности предложений.

Предметом исследования послужила совокупность теоретических и научно-методических положений управления оборотными активами предприятия.

Объектом исследования является ресторан «Марадона».

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды А. В. Барчукова, А. А. Володина, В. В. Ковалева, Вит. В. Ковалева, В. Г. Когденко, А. С. Кокина, С.А. Сироткина.

Методами аналитического исследования являются сбор и обработка экономической информации, сравнение абсолютных и относительных величин, графический метод, факторный анализ и др.


Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы управления оборотными активами на предприятии общественного питания

1.1. Понятие и классификация оборотных активов предприятия как объекта финансового менеджмента

Деятельность любого предприятия основана на использовании имущества, которое, по своему участию в хозяйственном процессе делится на внеоборотные активы, участвующие в производственном процессе длительное время, и оборотные, то есть те, что потребляются в процессе одного хозяйственного цикла. Таким образом, по своей экономической сущности оборотные активы непосредственно участвуют в процессе производства продукции (работ, услуг) и продажи. Особенности оборотных активов состоит в их быстрой, по сравнению с внеоборотными активами, оборачиваемостью – они могут обращаться в денежные средства в течение одного хозяйственного цикла. Обеспечивая основную деятельность предприятия, оборотные активы полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию (работы, услуги).

Несмотря на то, что оборотные активы – важнейшая часть имущества предприятия, а для многих предприятий общественного питания – основная, в экономической науке не сложилось окончательное определение этого понятия.


Рассмотрим позиции различных авторов на сущность оборотных активов.

А. В. Барчуков определяет оборотные активы как совокупность денежных средств, авансированных для формирования оборотных производственных фондов и фондов обращения в размерах, необходимых для выполнения производственных планов[1]. Таким образом, позиция А. В. Барчукова состоит в том, что он характеризует оборотные активы как совокупность оборотных фондов – производственных и обращения. Отметим, что такая трактовка близка к позиции автором, стоящих у истока формирования научных взглядов на категорию оборотных активов. Действительно, в одном из первых определений оборотных активов, данным советским экономистом В. П. Дьяченко мы видим аналогичную позицию: «Стоимость оборотных фондов и фондов обращения составляет в совокупности оборотные средства предприятия». Такой же подход просматривается у А. М. Бирмана, который считал, что оборотные активы – это совокупность оборотных фондов и фондов обращения.

В рассмотренном подходе оборотные средства – этот функционирующий в процессе производства и обращения капитал. Однако, этот подход не делает акцент на денежной стоимости, вложенной в него. На наш взгляд, это является его принципиальным недостатком. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее полное определение оборотных активов должно учитывать аспект авансирования денежных средств в их формирование, то есть оборотные активы – это авансированные денежные средств в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Причем, оптимальность величины оборотных активов определяется их достаточностью на хозяйственной деятельности предприятия и минимальностью авансированной величины, что позволяет не выводить излишние денежные средства из оборота.

А. А. Володин считает, что оборотные активы – это денежная категория; они представляют собой средства, авансированные в сферу производства и обращения[2]. Оборотные активы проходят в своем обращении через три стадии: денежную, производственную и товарную (рис. 1). Денежная стадия – начало оборота оборотных активов. На этой стадии денежные ресурсы вкладываются в запасы, позволяющие осуществлять производственный процесс. На производственной стадии запасы переходят в товарную форму.

В свою очередь продажа товаров завершает кругооборот, вновь преобразуясь в денежные средства. Отметим, что для непрерывного процесса производства и продажи оборотные активы должны одновременно присутствовать на всех стадиях кругооборота. Отметим, что важным условием такого кругооборота является прирост денежной стоимости, то есть хозяйственный процесс должен обеспечить увеличение авансированных денежных средств и получение прибыли.


Денежная стадия: денежных средств и эквиваленты в обороте предприятия

Дебиторская задолженность

Товарная стадия: готовая продукция на складе, товары отгруженные

Краткосрочные финансовые вложения

Производственная стадия: производственные запасы, незавершенное производство

Рисунок 1 - Кругооборот оборотных средств предприятия[3]

Итак, А. А. Володин, разделяет понятия оборотных средств и оборотных активов по стадиям хозяйственного цикла, что, на наш взгляд, является совершенно верным.

Отметим, что наряду с понятием оборотных активов, используется понятие оборотных средств. По этому поводу С. А. Сироткин и Н. Р. Кельчевская считают, что важнейшее отличие оборотных средств и оборотных активов состоит в том, что оборотные активы потребляются и расходуются в процессе производства, а оборотные средства – авансированы в производство[4]. По мнению этих авторов, если бы оборотные средства потреблялись и расходовались, то предприятию по завершению каждого производственного цикла необходимо было бы пополнять их как минимум на всю величину, использованную в процессе производства и продажи продукции. Фактически же этого не происходит, напротив, как указывалось выше, непременное условие обращения оборотных средств – это приращение денежных ресурсов. Таким образом, по мнению С. А. Сироткина и Н. Р. Кельчевской, оборотные средства представляют собой средства, авансированные в производство и обращение и включаемые в состав оборотных активов.

В то же время ряд автором понятия оборотных средств и оборотных активов отождествляют. Так, В. В. Ковалев прямо указывает, что оборотные средства, оборотные активы и оборотный капитал – синонимы[5]. Ковалев определяет оборотные средства как активы, вложения в которые обеспечивают производственный процесс, и оборачивающиеся как минимум однократно в течение года или одного производственного цикла. А. С. Кокин также считает оборотные средства и оборотные активы, по сути, синонимами, отмечая их денежный характер и краткосрочность обращения (в течение года или одного производственного цикла)[6]. Эту позицию разделяет и В. Г. Когденко, который, давая определение оборотным активам, отмечает их подвижность, а также использование в рамках одного операционного цикла[7].


Таким образом, можно сделать вывод, что в современной отечественной экономической науке имеет место два подхода к проблеме оборотных средств и оборотных активов. Первый подход заключается в том, что эти понятия разграничиваются, второй – считаются синонимами. На наш взгляд, первый подход наиболее верный, он подразумевает, что оборотные средства вкладываются в образование оборотных активов. В свою очередь, оборотные активы – это, по сути своей, результат авансирования оборотных средств в процесс производства и обращения; они расходуются в этом процессе, образуя добавочную стоимость. Обобщенно различия между оборотными средствами и оборотными активами представлены в таблице 1.

Таблица 1

Различия оборотных средств и оборотных активов[8]

Критерий сравнения

Оборотные средства

Оборотные активы

Характер участия в процессе производства и обращения

Авансируются

Потребляются

Присутствие на стадии процесса производства и обращения

Обслуживают весь процесс производства и обращения, начиная от денежной стадии вложения средств в запасы и незавершенное производство и заканчивая обращение товаров, готовой продукции в денежные средств

Полностью потребляются на определенной стадии процесса производства и обращения

Характер движения по стадиям производства и обращения

Находятся в непрерывном движении, переходя от одной стадии к другой

Находятся на определенной стадии процесса производства или обращения

Обобщая результаты проведенного исследования, отметим, что оборотные средства не расходуются, не потребляются, а авансируются с тем, чтобы возвратиться после одного кругооборота и вступить в другой. Оборотные же активы непосредственно участвуют в процессе производства и обращения, потребляются, образуя, в результате, прибавочную стоимость.

Перейдем к вопросу классификации оборотных активов. Можно выделить три классификационных признака оборотных активов: 1) экономическое содержание; 2) особенности планирования и организации; 3) источники формирования (рис. 2).

По своему экономическому содержанию оборотные активы делят на две группы: средства в сфере производства и средства в сфере обращения. В свою очередь в составе средств в сфере производства выделяют оборотные активы в запасах (основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части, инвентарь, тара) и оборотные средства непосредственно в производстве. К оборотным средствам в сфере производства относят незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства. К этой же группе относят расходы будущих периодов, которые в отличие от незавершенного производства, списываются по себестоимости продукции в последующие периоды.