Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Ведение договоров по страхованию автотранспортных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях возрастает значение информационных систем, позволяющих обеспечить информационную поддержку процессов принятия решений. Базы данных являются одним из основных элементов большинства информационных систем. Рассматривая такую предметную область как деятельность страховой компании, несомненно, невозможно обойтись без структурирования информации в базу данных.

Страховые компании - это финансовые посредники, которые специализируются на предоставлении страховых услуг [4, c.15]. Их деятельность состоит в формировании на основании договоров с юридическими и физическими лицами (через продажу страховых полисов) специальных денежных фондов, из которых осуществляются выплаты страхователям денежных средств в обусловленных размерах в случае наступления определенных событий (страховых случаев).

Страховая компания работает с очень большим объемом информации, как о сотрудниках, так и о клиентах. Для этого нужна общая база данных, включающая всю необходимую информацию. Это является очень удобным для пользователя и необходимо для автоматизации процесса. Поэтому автоматизация страхового бизнеса в России весьма перспективна — во многих отечественных страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости развертывания комплексных корпоративных систем.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что большой объем информации, проходящей через отдел, является главной причиной применения вычислительной техники. Автоматизация деятельности страховщиков облегчает ведение базы договоров и ускоряет доступ к ней, упрощает составление отчетной документации, тем самым повышает производительность труда. Устраняются также такие недостатки, как сложность контроля достоверности информации (велика вероятность ошибок, пропусков при заполнении вручную), необходимость расчета некоторых показателей с помощью калькулятора и их недостаточная точность.

Цель данной курсовой работы - разработать регламент выполнения процесса «Ведение договоров по страхованию автотранспортных средств».

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:

- рассмотреть теоретические основы моделирования бизнес-процессов;

- проанализировать деятельность предприятия и разработать бизнес-процесс «AS-IS»;

- разработать регламент выполнения процесса «Ведение договоров по страхованию автотранспортных средств» при помощи разработки модели «TO-BE».


Предметом исследования данной курсовой работы является моделирование бизнес-процессов, а объектов исследования – ведение договоров по страхованию автотранспортных средств на предприятии ЗАО «Макс».

Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Теоретические основы моделирования бизнес-процессов на предприятии

1.1 Организация ключевых процессов предприятия

Моделирование бизнес-процессов – это отражение субъективного видения присутствующих на предприятии процессов в виде графических, табличных и текстовых форм представления [2, c.15]. Созданная модель дает возможность осуществить всесторонний анализ функционирования предприятия, выявить те ресурсы или процессы, которые не могут идентифицировать сотрудники, включая руководителей.

Моделирование бизнес-процессов начинается с установления границ и выделения бизнес-процессов.

Существует две ключевые модели построения бизнес-процессов: «как есть» и «как будет» («AS-IS» и «TO-BE»). Первая отражает текущее положение дел на предприятии, а вторая представляет процессы, которые должны быть разработаны для лучшего функционирования предприятия [6, c.45].

При описании бизнес-процессов на стадии «AS-IS» имеет место быть существенное количество работ. Для улучшения эффективности обработки большого количества данных целесообразно структурировать работы. Для этого бизнес-процессы на предприятии разделяют на 4 группы, каждая их которых отличается своей спецификой:

- основные – формируют доходы предприятия;

- обеспечивающие – поддерживают функционирование инфраструктуры предприятия;

- управляющие – управляют предприятием;

- развивающие – развивают и совершенствуют предприятие [4, c.22].

К основным процессам предприятия можно отнести процессы производства, реализации и снабжения. Ключевой особенностью подобных процессов является добавление ценности продукции для потребителя, а также формирование доходов предприятия. Процесс производства товара на заказ является ключевым на предприятии, поскольку именно в нем состоит функция организации.


Производственный процесс, представляя собой комплекс взаимозависимых технологических процесс, находится в зависимости от отраслевой принадлежности и специфики производимого товара. Потребность в анализе производственных процессов аргументирована важностью создания и интеграции современных систем менеджмента качества [8, c.55].

В ГОСТ Р ИСО 9000-2008 определено, что для эффективной работы предприятия необходимо реализовать менеджмент разнообразных взаимозависимых процессов. Нередко выход одного процесса является входом следующего [10, c.64]. Непрерывный менеджмент процессов, используемых на предприятии, а также их взаимодействие могут рассматриваться как «процессный подход».

Среди множества процессов, реализующих производство качественной продукции, производственным процессам отведена главенствующая роль.

Комплекс технологических процессов, формирующий производственный процесс изготовления продукцию, образует его технологическую направленность. Исходя из технологических особенностей и отраслевой принадлежности предприятия, производственные процессы бывают синтетическими, аналитическими и прямыми.

Организация трудового процесс состоит в формировании и интеграции эффективных методов и приемов труда, оптимизации организации, оснащения и обслуживания рабочих мест. По мере автоматизации процессов методы и приемы труда все сильнее зависят от конструкции оборудования, организационной и технологической оснастки [12, c.66].

Бизнес-функция – это особый тип операций или действий, реализуемый над продуктами или услугами в ходе их продвижения в бизнес-процессе. Чаще всего бизнес-функции определяются самой организационной структурой предприятия, начиная с функций высшего руководства через функции управления среднего и нижнего уровня, а заканчивая функциями, возложенными на производственный персонал.

Функциональный подход в моделировании бизнес-процессов заключается в построении схемы того или иного бизнес-процесса в форме последовательности бизнес-функций, с которыми связаны материальные и информационные объекты, применяемые ресурсы, организационные единицы и др. Достоинством функционального подхода является наглядность последовательности и логики операций в бизнес-процессах предприятия, а недостатком – определенная субъективность в детализации операций [14, c.22].

Объектами при моделировании бизнес-процессов предприятия могут быть определенные предметы или сущность – клиент, заказ, договор и т.д. Любому объекту свойственен набор атрибутов, значения которых отражают его состояние, а также набор операций для проверки и изменения данного состояния.


Объектно-ориентированный подход подразумевает сперва выделение объектов, а затем определений действий, относящихся к ним. В данном случае можно выделить пассивные и активные объекты, реализующие те или иные действия. Пассивные – это те, над которыми осуществляются действия (документы, оборудование и т.д.). Активные – это те, которые осуществляют действия (определенные исполнитель, программное обеспечение и т.д.). Подобный подход дает возможность более объективно определить производимые операции над объектами и выполнить задачу о целесообразности применения подобных объектов. Недостаток данного подхода заключается в меньшей наглядности конкретных бизнес-процессов [16, c.165].

Одним из ключевых понятий любого метода моделирования бизнес-процессов являются связи, которые чаще всего в графических нотациях отражают в виде стрелок. Они необходимы для описания взаимоотношений объектов или бизнес-функций между собой. К таким взаимоотношениям можно отнести следующие:

- последовательность реализации во времени;

- связи при помощи потока информации;

- использование какого-либо другого объекта и пр.

Модели бизнес-процессов используются предприятиями для разнообразных целей, что отражает тип создаваемой модели [18, c.54].

Графическая модель бизнес-процесса в форме наглядной диаграммы может служить для обучения новых работников их должностным обязанностям, корреляции действий между структурными подразделениями предприятия, подбора или создания элементов информационной системы и пр. Описание при помощи моделей подобного типа существующих и планируемых бизнес-процессов применяется для оптимизации и совершенствования деятельности организации при помощи устранения узких мест, дублирования функций и т.д.

Имитационные модели бизнес-процессов дают возможность оценить их эффективность и понять, как будет реализован процесс с входными данными, не встречавшимися до этого времени в реальной работе предприятия. Применяемые модели бизнес-процессов могут быть запущены на специальном программном обеспечении для автоматизации процесс напрямую по модели [20, c.71].

Т.к. модели бизнес-процессов созданы для разнообразных пользователей (бизнес-аналитиков, менеджеров первичного звена, руководства предприятия), а разрабатывают их нередко люди, несведующие в сфере информационных технологий, активно применяются модели графического типа, где по установленной методологии бизнес-процесс отражается в виде графического изображения – диаграммы, включающей прямоугольники и стрелки. Данное представление имеет высокую и многомерную информативность, выраженную в разных свойствах (цвет, начертание и пр.) и атрибутах (вес, размер, стоимость и пр.) каждого объекта и связи.


В настоящее время разработчики программных средств моделирования бизнес-процессов делают акцент на преобразовании графических моделей в модели прочих видов, например, в исполняемые, цель которых состоит в реализации автоматизации бизнес-процесса и интеграции работы задействованных в его исполнении информационных систем [1, c.15].

1.2 Основные языки описания бизнес-процессов

Сейчас в век научно-технического прогресса есть немало языков и методологий описания бизнес-процессов. Нередко это ведет к определенному замешательству среди конечных пользователей, использующих технологии на практике своего предприятия. Ввиду этого появляется кажущаяся трудность использования процессных технологий.

Методология (нотация) создания модели (описания) бизнес-процесса – комплекс способов, благодаря которым объекты реального мира и их взаимосвязи выражаются в виде модели [3, c.71].

Любая методология состоит из трех ключевых компонентов:

- теоретическая база;

- описание алгоритма, необходимого для получения определенного результата;

- рекомендации по использованию [5, c.54].

Важным фактом в методологии является необходимость задать пользователю алгоритм, ведущий к необходимому результату. Способность получать результат с определенными параметрами и характеризует эффективность модели.

Ключевыми понятиями любого метода моделирования бизнес-процессов являются понятия объекта и связи. Каждый объект модели отражает определенный реальный объект предметной области: сотрудников, документацию, оборудование и пр. Чаще всего в рамках одного метода объекты модели, отражающие разные сущности действительности, также являются разными.

Связи необходимы для описания взаимоотношений объектов между собой. К таким взаимоотношениям относятся следующие:

- последовательность выполнения во времени;

- связи с помощью потока информации;

- применение другим объектом [7, c.94].

Каждому объекту и связям свойственны определенные параметры, т.е. атрибуты, отражающие некоторые характеристики реального объекта. Состав атрибутов находится в зависимости от типа отображаемого при помощи модели реального объекта организации. Атрибутами могут являться такие характеристики, как номер объекта, наименование, описание, цена и т.д. На практике при разработке моделей предприятия описание атрибутов объектов модели реализуется с помощью специальных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов. Это дает возможность сделать из простейшего описания бизнес-процесса более сложную модель, на основе которой осуществляют некоторые вычисления, а также анализ и оценку процесса.