Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Процесс принятия решения).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Любое предприятие или организация в процессе управления сталкивается с важнейшей проблемой принятия управленческих решений. Эта проблема решается на любом уровне – начиная от каждодневных нужд предприятия и заканчивая стратегическими решениями. Таким образом, искусство принятия управленческого решения важнейшая способность менеджера высокого звена, который ежедневно демонстрирует способность быстро и, главное, правильно принять решение, способное улучшить как текущее, так и будущее положение своей организации.
Однако, принятие управленческого решения является не только искусством и не зависит только от талантов и дарования того или иного управляющего. Трудно надеяться на то, что мире найдется столько же талантливых менеджеров, сколько необходимо принять решений. Таким образом, становится понятно, что принятие управленческого решения – это еще и наука, которую необходимо изучать.
Процесс принятия управленческих решений неотъмлемая часть функии управления любой организации, а если ситуация особенно сложная, то тут менеджер действует не «по наитию», а строго с использованием научных мтодов управления, т.е. используя изученные разнообразные количественные и качественные методы управления.
Каждому менеджеру, получившему образование, известно, что любая проблема имеет много вариантов разрешения, т.к. каждая проблема возникает из целого набора причин. Найти лучшее решение проблемы возможно только применяя методы моделирования. Однако вопросы, в которых применимы эти методы, скорее касаются технических и технологических параметров развития предприятия и организации, как например:
- Выбор оптимального пути развития и стратегии для предприятия;
- Выбор оптимального режима загрузки производственных мощностей;
- Выбор оптимального режима функционирования новой технологии;
- Выбор оптимального логистического пути реализации произведенной продукции и многое доугое.
Курсовая работа состоит из двух глав, в которых мы постарались передать трудности и закономерности, которые встречают менеджера на пути принятия управленческого решения.
В первой главе мы описали управленческое решение, как процесс и классифицировали виды управленческих решений.
Во второй главе мы рассмотрели все те научные методы, которые применяются при принятии тех или иных управленческих решений.
Глава 1. Сущность управленческих решений и их классификация
1.1 Процесс принятия решения
Управленческая деятельность любого менеджера – это приянте управленческого решения. Можно сказать с уверенностью, что именно принятие управленческого решения и есть суть деятельности менеджера того или иного звена управленческой цепочки. Однако, несмотря на то, что в основе принятия любого управленческого решения лежит научных подход, сам процесс принятия решения все таки является процессом творческим а потому индивидуальным.
Рассмотрим процесс принятия управленческого решения. Он включает в себя следующие этапы:
- Формулирование цели,
- Сбор и изучение всей информации, которая касается решаемой проблемы,
- Построение ранжира вероятных управленческих решений по их результативности,
- Консультация с коллегами,
- Выбор оптимального управленческого решения,
- Построение алгоритма его исполнения, включающий персоналии.
Сам процесс принятия управленческого решения это - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Все вышесказанное о процессе принятия управленческого решения мы ссвели в одну схему, где наиболе наглядно визуализировали весь алгоритм этого процесса:
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Схема 1. Последовательность процесса принятия управленческого решения
Необходимо пояснить, что эта схема идеальна. То есть она действует не всегда в именно этой последовательности. Причина заключается в различии тех предприятий и организаций, в оторыхконкретно принимаются управленческие решения. Следовательно, процесс и его конкретные элементы зависят от структуры предприятия, структуры управления, отраслевой принадлежности, временного режима приянтия менеджером решения и т.д. Кроме того, процесс принятия управленческого решения во многом зависит от ситуации, в которой его необходимо принять.
Однако, если рассматривать идеальный вариант процесса принятия управленческого решения, то в теории менеджмента он рассмотрен, как состоящий из следующих основных стадий:
- Подготовка,
- Принятие,
- Исполнение.
Этап подготовки. На этом этапе менеджер производит анализ ситуации на всех уровнях – это и микро- и макроуровень, кроме того, финансовый и общий экономический анализ. Что делает менеджер на этой стадии? Он собирает статистические данные вокруг создавшейся проблемы, ищет и собирает все, что ее касается проблемы, затем обрабатывает собранный материал и таким образом, получает наглядную карту проблемы, которую необходимо решить.
Этап принятия решения. На этой стадии по собранному и проанализированному материалу оценивается проблема и намечаются пути ее решения. В результате оцеки появляется несколько альтернатив решения задачи, котрорые имеют многовариантную основу.
Этап реализации решения. На этой стадии создается конкретный алгоритм решения проблемы, включающий в себя как действия, так и персонификацию, т.е. тут этапы решения расписаны по участникам процесса и определяется конкретное лицо, несущее ответственность за выполнение принятого решения.
Необходимо отметить, что любое управленческое решение выходит на конкретный результат. Отсюда делаем вывод, что любое управленческое решение - это совокупность тех методов и инструментов, которые ищет и находит менеджер, для достижения оптимального результата в конкретной ситуации.
Необходимо отметить, что менеджер может принимать управленческое решение как длительно – собирая данные, обрабатывая и анализируя их, составляя вариации и выбирая оптимальную альтернативу, так и «по наитию», т.е. интуитивно, мгновенно. Разумеется, это зависит как от самой проблемы, ее важности и сроков, отпущенных на ее решение, так и от валификации и опыта самого менеджера. Опытный менеджер, принимая решения изо дня в день, ежедневно на протяжении многих лет, в некоторых ситуациях ориентируется, как бы, по интуиции, однако в основе эиой интуитивности лежат огромные знания и опыт принятия упраленческих решений.
Качество принятых управленческих решений и в особенности их результат во многомзависят от достоверности той информации, основываясь на которую их принимают менеджеры. Однако достоверность информации должна сочетаться с ее прогнозируемостью. Добавим, что факты, которые рассматривают менеджеры при принятии управленческих решений, должны быть прогнозируемыми для того, чтобы менеджер имел возможность сравнить последствия того или иного своего решения. Кроме того, информация должна быть доступной для понимания, т.к. менеджер на определенной стадии согласовывает свое решение со специалистами в разных областях и на разных иерархических ступенях.
Принятие грамотного управленческого решения это центральная проблема науки управления. Тут необходим анализ всех сторон проблемы, которые связаны как с кэономическими, так и финансовыми, технологическими, техническими и оперативными вопросами производства. Таким образом, процесс управления обязательно должен быть последовательным и логически целенаправленным. Однако же необходимо учитывать и следующее обстоятельство: не смотря на то, что цель у управленцев одна – принятие максимально точного и эффективного управленческого решения, на начальном этапе таких решений должно быть несколько и чем больше, тем – лучше. Анализируя все возможные альтернативы и их возможные последствия, у менеджеров есть больше шансов, выбрать самое эффективное и самое оптимальное, из существующих решений поставленной перед ними проблемы.
1.2. Виды управленческих решений
При принятии управленческих решений любой менеджер опирается на те теоретические знания, которые приобрел ранее. Теории менеджмента создавались и создаются для всех, основываясь на том опыте, который был накоплен менеджерами – практиками в области управления. Таким образом, как и в любой другой науке, в управлении так же дейстует приемственность. Разумеется, передавать знания и опыт без их предворительной систематизации – невозможно. Поэтому рассмотрим те общие классификации, по которым распределены те или иные управленческие решения. Тут важен принцип, по которым они классифицированы, поэтому приводим общие принципы классификации управленческих решений:
- по функциональному содержанию:
- решения плановые;
- организационные;
- контролирующие;
- прогнозирующие.
- по характеру решаемых задач (сфере действия):
- экономических;
- организационных;
- технологических;
- технических;
- экологических и прочих.
- по иерархии управления:
- решения на уровне базовой системы;
- на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы.
- по характеру организации разработки:
- единоличные;
- коллегиальные;
- коллективные.
- по характеру целей:
- текущие (оперативные);
- тактические;
- стратегические.
- по причинам возникновения:
- ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
- по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
- программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
- инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;
- эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).
- по исходным методам разработки:
- графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевыхмоделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
- математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
- эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.
- по организационному оформлению:
- жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
- ориентирующие, определяющие направление развития системы;
- гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
- нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Хотелось бы обратить внимание на следующий факт. Менеджеры, принимающие решения – люди, а не машины. Таким образом, даже оперируя одними и теми же фактами и цифрами, два разных менеджера могут принять два различных по сути решения. От чего это может зависить? От личности и индивида, от психологии и характера самой личности, принимающей то или иное управленческое решение. В зависимости от этого управленческие решения можно классифицировать еще и по этому признаку, а именно:
- решение может быть уравновешанным, если его принимает личность, которая изначально формирует конечную идею решения и всесторонне ее рассматривают на гипотетическом уровне,
- решение может быть импульсивным, если его принимает личность достаточно творческая, генерирующая самые разнообразные идеи не только в этом конкретном случае. Такие решения достаточно зыбки, не имеют под собой твердого фундамента из аргументов,
- решения могут быть инертными, если их принимает личность, привыкшая к осторожности в своих действиях, т.е. такой тип решений не отличается эксклюзивностью и оригинальностью, оно обыденно и не выходит за рамки существующийх прецендентов и теорий,
- решения могут быть рискованными, если их принимает личность, уверенная в себе беспредельно. Такая личность не нуждается в консультации и согласовании своего решения, она достаточно склонна к риску и не принимает во внимание опасности,
- Решение может быть осторожным, если его принимает личность, привыкшая взвешивать все «за» и «против», оно безлико и по своей сути очень походит на инертное решение. Однако ответим, что в осторожном решении еще менее оригинальности и новаторского решения, чем в инертном.
Сведем имеющиеся сведения в одну таблицу и попытаемся дать общую картину процесса принятия управленческих решений, для разных ситуаций и разных типов личности, принимающей то или иное решение:
Схема 2. Классификация управленческих решений
Управленческие решения |
|
По функциональному содержанию |
- плановые |
По характеру задач |
- экономические |
По уровням иерархии |
- на уровне базовых систем - на уровне подсистем - на элементарном уровне |
По характеру организации разработки |
- единоличные |
По характеру целей |
- текущие |
По причинам возникновения |
- ситуационные |
По исходным методам разработки |
- графические |
По организационному оформлению |
- жесткие |