Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Процесс принятия решения).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
Вывод можно сделать следующий: любая организация должна иметь необходимый и научно расчитанный запас сырья, материалов, полуфабрикатов или готовой продукции, на случай сбоев в поставке или сбыте. Леюбые потери в этой сфере приводят к невосполнимым убыткам.
- Следующая модель, которую рассматриваем – это модель линейного программирования, которая применяется, когда необходимо распределение очень редких запасов на несколько направлений нужд. Однако такой тип программирования может быть использован при высоких трудностях распределения без вмешательства машинного разума. Приведем типичные управленческие ситуации, где применяется линейное программирование:
- планирование производства при помощи составления графиков, которые уменьшают тотальные издержки (ТС) и включают в себя расходы на обслуживание процента на кредит;
- планирование ассортимента, т.е. определение видов выпускаемой продукции, с определением индивидуальной потребности в ресурсах;
- определение оптимального технологического маршрута изготовления изделия, которое должно быть последовательно пропущено через несколько обрабатывающих центров, причем каждая операция центра характеризуется своими издержками и производительностью;
- управление технологическим процессом;
- определение оптимального сочетания продуктов на складе или в хранилище;
- составление календарных планов, минимизирующих издержки с учетом расходов на содержание запасов, оплата сверхурочной работы и заказов на стороне;
- составление оптимального графика отгрузки с учетом распределения продукции между производственными предприятиями и складами, складами и магазинами розничной торговли;
- определение наилучшего пункта местоположения путем оценки затрат на транспортировку между альтернативными местами размещения нового завода и местами его снабжения и сбыта готовой продукции;
- минимизация издержек подачи грузовиков под погрузку и транспортных судов к погрузочным причалам;
- минимизация издержек при распределении рабочих по станкам и рабочим местам;
- минимизация издержек при маршрутизации движения средств перегрузки материалов, например, автопогрузчиков, между отделениями завода и доставке материалов с открытого склада к местам их переработки на грузовых автомобилях разной грузоподъемности с разными ТЭХ).
- Один из распространенных вариантов моделирования – его иммитационный вид. Модели из предыдущих пунктов по сути заменяют реальность и в свою очередь тоже как бы являются иммитационными. Однако эта модель действительно иммитирует всю ситуацию от начала и до конца. Кроме того, она определяет критерии и возможности преобразований той или иной ситуации.
Таким образом, иммитационная модель изучает реальную ситуацию и помогает воссоздатьее возможные изменения в реальном режиме времени.
Где можно встретить иммитационные модели, максимально точно приближенные к реальной ситуации?
В сфере НИОКР. Например там, где испытываются новые автомобили (краш-тесты и т.д.), где тренируются авто-, авиа- и космические пилоты. Кроме того отметим, что иммитационные модели, создаваемые для испытания новейших моделей, с успехом применяются в разнообразных развлекательных аттакционах в различных луна и аквапарках.
Иммитация может быть использована в тех ситуациях, где остальные виды моделирования бессильны воссоздать реальную ситуацию во всей ее сложности и изменчивости, ведь реальные ситуации очень сложны и внезапно изменяются, то есть для математического моделирования тут слишком много неизвестных, которые не всегда можно подчинить регулированию извне.
Используя иммитационную систему можно создавать разнообразные модели, которые смогут имитировать изменение разнообразных событий, однако отметим тут же, что их создание довольно-таки дорогостоящее удовольствие и позволить себе приобретать или же создавать иммитационные модели могут далеко не все фирмы.
- Еще одна действенная и широко применяющаяся модель – экономический анализ. Возможно, визуализация при иммитации и более высока и наглядна, но экономический анализ на сегодняшний день самый научный метод, предполагающий анализ ситуации по всем направлениям. Экономический анализ – это метод, который вобрал в себя все возможные виды анализа. Пример экономического анализа – это определение точки безубыточности, например. Точкоа безубыточности это та точка, где общий фактический доход равен общим затратам (TR=TC), и таким образом прибыль в этой точке раняется нулю. В этой точке можно расчитать много полезных для производства единиц, таких, например, как предельная цена или предельный объем производства. Эти показатели могут обозначить ту грань, которая может являтся для производства «смертельной», то есть обозначить то необходимое количество производимой продукции, ниже которого приносит убытки; а так-же ту цену, продавая ниже которой, опять таки последуют убытки. Если учесть, что производная цены и количества дает такой показатель, как выручка от реализации (т.е. главный доход любого предприятия), то станет понятно, насколько важно найти точку безубыточности и соответствующие ей единицы.
Однако рассмотрим еще и те методы, которые посогают принять управленческое решение менеджерам и руководителям фирмы в случае, если необходимо сделать выбор между разными стратегическими планами преобразования.
- Платежная матрица. Это не экономический, а статистический способ, который поможет выбрать нужную именно конкретной фирме альтернативу или стратегический план развития. Кстати, именно при выборе будущей стратегии он наиболее действен. Те выгоды и бенефиты, который приносит та или иная стратегия, сводятся в общую математическую матрицу, которая включает в себя, так же и все возможные ситуации.
Платежная матрица с наибольшим успехом применяется, когда:
- У руководства намечено несколько (не более 5-6) альтернативных планов стратегического развития и необходимо сделать выбор одного из них;
- У руководства имеется приблизительное представление о событиях, могущих произойти;
- У руководства имеется четкое представление о том, что от выбранной ими стратегии напрямую зависит результат дальнейшей деятельности производства.
- Дерево решений. Это схематическое представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений. Дерево решений можно строить под сложные ситуации, когда результаты одного решения влияют на последующие решения. Таким образом, дерево решений – это полезный инструмент для принятия последовательных решений. Многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако такого рода допущения необходимы для многих операций планирования. Ясно, что чем лучше руководитель сможет предсказать внешние и внутренние условия применительно к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов.
- Прогнозирование. Это метод, в котором используются как накопленный опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения.
Разновидности прогнозов:
- экономические прогнозы (используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту);
- прогнозы развития технологии (позволят предсказать разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть);
- прогнозы развития конкуренции (позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов);
- прогнозы на основе опросов и исследований (дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знаний. Например, будущий рынок автомобилей можно оценить только с учетом надвигающегося изменения состояния экономики, общественных ценностей, политической обстановки, технологии и стандартов по защите окружающей среды от загрязнений);
- социальное прогнозирование (которым в настоящее время занимается всего несколько крупных организаций, используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества).
Методы прогнозирования:
- неформальные методы;
- количественные;
- качественные.
К неформальным методам относят:
- вербальная информация (информация получаемая из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров, финансовых ревизоров и консультантов. Такая информация затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организаций. Она имеет откровенно переменчивый характер, ее легко получить, и часто на нее вполне полагаются. Иногда, впрочем, данные могут оказаться неточными, устаревшими или страдающими расплывчатостью. Если такое происходит, и руководство использует некачественную информацию для формулирования целей организации, количество проблем при осуществлении целей может быть значительным);
- письменная информация (газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты. Хотя эта информация легко доступна, она страдает теми же недостатками, что и вербальная информация, а именно, она может быть не свежей и не особенно глубокой);
- промышленный шпионаж (иногда он оказывается успешным способом сбора данных о действиях конкурентов, и эти данные затем использовались для переформулирования целей организации. Поэтому руководители должны защищать данные, имеющие статус их интеллектуальной собственности).
Количественные методы можно использовать для прогнозирования, когда есть основание считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем, и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей. Кроме того, руководитель обязан знать, как использовать количественную модель, и помнить, что выгоды от принятия более эффективного решения должно перекрыть расходы на создание модели. Два типичных метода количественного прогнозирования – это анализ временных рядов и каузальное (причинно-следственное) моделирование.
- Анализ временных рядов. Иногда называемый проецированием тренда, анализ временных рядов основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее. Данный метод анализа часто используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, характеризующегося сезонными колебаниями, ил потребности в кадрах.
- Каузальное (причинно-следственное) моделирование. Каузальное моделирование – наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемы сегодня. Он используется в ситуациях с более чем одной переменной. Каузальное моделирование – это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемыми факторами и другими переменными.
Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных методов прогнозирования – это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных цен.
- Мнение жюри. Этот метод заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метода является “мозговой штурм”, во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Этот может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив.
- Метод экспертных оценок. Этот метод представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты заполняют подробные вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они также записывают свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.