Файл: Управление кадровой безопасностью (на конкретном примере) (Понятие и задачи обеспечения кадровой безопасности).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления кадровой безопасностью предприятия
1.1. Понятие и задачи обеспечения кадровой безопасности
1.2. Принципы обеспечения кадровой безопасности предприятия
1.3. Этапы обеспечения кадровой безопасности
2. Управление кадровой безопасностью в ООО «СРП»
2.1. Характеристика кадрового состава ООО «СРП»
2.2. Анализ состояния кадровой безопасности на предприятии ООО «СРП»
Функции:
- комплектование подразделений предприятия кадрами рабочих, специалистов и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации;
- разработка кадровой политики предприятия;
- разработка организационной структуры предприятия, штатного расписания по всем категориям работающих и др.
2. Порядок подбора персонала.
Процесс найма работников на ООО четко регламентируется нормативной документацией. Подбор персонала осуществляется на вновь вводимые в организационную структуру предприятия должности или при замене увольняющегося/увольняемого сотрудника.
Поиск кандидатов на вакантные должности (профессии).
Ответственный специалист по кадрам готовит информацию об открытых вакансиях.
Необходимость замещения вакансии согласовывается с директором предприятия.
После принятия решения о необходимости замещения вакансии осуществляется разработка требований, предьявляемых к кандидату на вакансию. Руководитель подает в отдел заявку на замещение вакантной должности (профессии), в которой отражает трудовые обязанности, существенные требования (профессиональные навыки, образование и др.), которым должен соответствовать кандидат на заявленную вакансию.
На основании заявки специалисты отдела определяют наиболее эффективные пути поиска кандидатов. Поиск может осуществляться как за счет внутренних ресурсов предприятия, так и за счет внешних. Источники привлечения кандидатов выбираются исходя из уровня вакансии, конкретной ситуации на рынке труда, финансовых возможностей. Основными источниками являются:
- Собственная автоматизированная база данных, составленная из информации соискателей... заполнить резюме с указанием необходимых о себе данных;
- Резюме соискателей вакансий, принесенных лично специалистам отдела или отправленных на официальные электронные адреса предприятия;
- Учебные заведения;
- Специализированные сайты Internet;
- Кадровые агенства;
- Специализированные рекламные издания;
- Средства массовой информации.
Работники предприятия, желающие участвовать в процедуре замещения вакансии, также направляют свое резюме специалистам по кадрам.
Отбор кандидатов.
Процедура отбора кандидатов на замещение вакантной должности (профессии) проводится в три этапа:
- Первичный отбор кандидатов на замещение вакантной должности (профессии) проводится специалистами отдела, которые анализируют и подбирают резюме, отвечающие формальным требованиям (образование, квалификация, опыт работы), указанным в заявке руководителя, и для уточнения недостающей информации при необходимости проводят телефонные собеседования.
- Отобранные специалистами отдела резюме кандидатов направляются руководителю, где есть данная вакансия. Руководитель выбирает наиболее подходящие кандидатуры для проведения собеседования. Специалисты отдела приглашают кандидатов на собеседование.
- Для проведения собеседования приглашаются: руководитель (соискателя вакансии), непосредственный руководитель (соискателя вакансии), ведущий специалист по кадрам и (пенсионным вопросам) отдела. В ходе собеседования кандидат знакомится с ДИ (ИР), локальными нормативными документами предприятия и другими документами, предусмотренными ТК РФ. Далее оцениваются деловые качества кандидата, его соответствие иным требованиям, а также способность адаптироваться на новом рабочем месте.
При соответствии всем требованиям нескольких кандидатов предпочтение отдается внутренним кандидатам.
Если по результатам оценки несколько кандидатов обладают равной квалификацией, опытом работы и т.п., то работодатель вправе устанавливать дополнительные критерии определения кандидата, достойного занять вакансию.
При положительном решении о приеме кандидата на вакансию ведущий специалист по кадрам (и пенсионным вопросам) направляет личный листок поступающего на работу на согласование в Управление безопасности, для проверки данных кандидатов, при условии личного согласия кандидата. Срок проверки не должен превышать 3 рабочих дней, а в случае необходимости получения дополнительной информации и по согласованию с заместителем генерального директора по управлению персоналом - 5 дней. Личный листок поступающего на работу визирует Заместитель генерального директора по безопасности.
После положительной проверки личного листа Управлением безопасности ведущий специалист по кадрам (и пенсионным вопросам) отдела выдает направление для прохождения медицинского осмотра на профпригодность в МСЧ №81 который проводится в соответствии с Перечнем вредных, опасных веществ и производственных факторов, оказывающих воздействие на работника (предоставляется и передается во Врачебный здравпункт руководителями структурных подразделений).
После прохождения медицинского осмотра ведущий специалист по кадрам (и пенсионным вопросам) выдает направление для прохождения вводного инструктажа по охране труда.
Согласованный пакет документов кандидата передается ведущему специалисту отдела для подготовки трудового договора и приказа о приеме на работу в соответствии с ТК РФ в течение трех рабочих дней.
Подводя промежуточный итог, видно, что на этапе отбора кандидатов, идет тщательная проверка претендентов, прямых и косвенных факторов, которые могут служить причиной возникновения непредвиденных ситуаций, впоследствии выливающихся в материальный ущерб. Идет тщательная проверка не только квалификации работника, но и его личные качества, особенности, увлечения, достижения, неудачи (возможно даже и случайные). Все это помогает работодателю наиболее полно представлять картину о работниках предприятия, и впоследствии минимизировать, а в некоторых случаях и исключить возможность возникновения рисков и угроз, связанных с собственным персоналом.
3. Адаптация персонала.
На этапе адаптации, человек вливается в профессиональную среду. Идет усвоение культурных ценностей организации, знакомство со своими профессиональными обязанностями, миссией организации, осознание своего места в структуре организации. Данный процесс также регламентирован в ООО.
Первые три месяца работы вновь принятого работника является ключевым этапом процесса адаптации, поэтому рекомендованная продолжительность адаптационных мероприятий - 3 месяца. В случае обоснованной необходимости, на основании ходатайства руководителя, продолжительность адаптационных мероприятий может быть уменьшена или увеличена.
Процесс адаптации состоит из следующих основных этапов:
Начальный этап адаптации. Руководитель подразделения:
- Знакомит с функциями подразделения (цели, приоритеты, организация и структура; направление деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения;
- Представляет вновь принятого сотрудника непосредственному руководителю;
- Представляет вновь принятого работника рабочему коллективу;
- Знакомит вновь принятого работника с работниками других подразделений, с которыми будет взаимодействовать при выполнении своих функций;
- Показывает вновь принятому работнику его рабочее место;
- Знакомит работника с расположением производственных, служебных и бытовых помещений; с планом адаптационных мероприятий
Основной этап адаптации:
В течение первого времени работы вновь принятый работник получает от непосредственного руководителя специальные сведения о подразделении и выполняемой работе:
- Более подробно о структуре и функциях подразделения, о соблюдении требований промышленной безопасности;
- Особенности взаимоотношений с работниками друг их подразделений и взаимоотношения внутри подразделения;
- Особенности социально - психологического климата трудовой группы, нормы поведения;
- Основные правила и требования к выполняемой работе, о Ключевых правилах безопасности;
- Методы контроля и оценки исполнения работы;
- Правила безопасной эксплуатации оборудования;
- Методы контроля руководителями подразделения и соответствующими службами Общества нарушений в области охраны труда и промышленной безопасности и последствия таких нарушений.
4. Формирование лояльности персонала.
Лояльность персонала организации - один из немаловажных факторов формирования состояния защищенности организации от угроз связанных с собственным персоналом. Поэтому руководство должно формировать позитивное отношение работника к предприятию, к материальным ценностям, которые его окружают[16].
Что касается ООО, на предприятии функционирует система поощрений для работников. Дабы стимулировать работников добросовестно выполнять свои обязанности.
В целом, система оплаты труда подразумевает зависимость уровня вознаграждения от следующих факторов:
- Уровень должности и персональной квалификации;
- Уровень оплаты на рынке труда;
- Инфляционные показатели;
- Результаты оценки эффективности деятельности;
- Экономическая оправданность.
Еще один немаловажный элемент формирования позитивного отношения персонала - это корпоративная культура. На предприятии она, безусловно, присутствует. Начиная с фирменной спец. одежды для работников производства и большим количеством символики в кабинетах руководства, заканчивая большим количеством мероприятий, которые помогают сплотить коллектив. Работники ООО активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, проводимых среди предприятий отрасли. Все приведенные выше мероприятия введены, функционируют и создают положительный имидж компании в глазах людей, которые там работают.
2.3. Виды угроз и система контроля на предприятии
Виды угроз со стороны персонала.
- Хищение имущества предприятия.
- Использование ресурсов предприятия в собственных целях.
- Умышленная порча и уничтожение имущества предприятия.
- Получение заработной платы за невыполняемую работу.
- Шантаж компетентностью (я - незаменимый работник).
- Шантаж полномочиями (концентрация полномочий в одних руках).
- Торговля коммерческими секретами.
- Дисциплинарные нарушения.
- Создание в коллективе невыносимого морально-психологического климата.
Первое, что минимизирует все эти угрозы - правильная и эффективная оценка благонадёжности кандидата. Чтобы потом не хвататься за голову, нужно один раз взять и организовать систему отбора кандидатов с точки зрения оценки тенденции рисков к деструктивному поведению на работе[17].
В кадровой работе необходимо придерживаться следующего - проводить серьезный и всесторонний отбор сотрудников, при котором не допускается прием на работу людей, которые могут нанести вред интересам компании.
Следует заботиться о формировании и поддержании оптимального социально-психологического климата в коллективе, создании корпоративной культуры.
Обратить особое внимание на людей, наиболее подверженных вербовке - секретари, уборщики, системные администраторы и иные люди, которые знают коммерческие секреты или могут их узнать.
Подвержены вербовочным устремлениям все, кто располагает доступом к информации, активам и ресурсам компании, любой ценный сотрудник. И перечень таких рисковых должностей должен быть составлен отдельно. Вопрос кадровой безопасности заключается в оценке самих этих сотрудников, насколько они сами по своим морально-нравственным качествам устойчивы или предрасположены к такой вербовке. Низкая устойчивость и моральная готовность к негативному поведению на фоне осведомленности о коммерческих секретах, вот материал для анализа и немедленных организационных мероприятий руководства компании. Вопрос, как оценить, кто есть кто.
- Создать сеть осведомителей и добровольных помощников Службы безопасности среди персонала, используя различные мотивы, начиная от идеологии и заканчивая компроматами.
- Определить мотивы совершения противоправных действий и работников, наиболее подверженных этим мотивам.
- Проводить анализ жизни и работы сотрудников (расходы, материальные ценности, поведение и т. д.) с целью вычисления сотрудников, замешанных в противоправных действиях.
- Предупреждать ситуации, при которых работник или близкие ему люди могут оказаться в безвыходном критическом положении при возникновении острых жизненных проблем.
- Контроль адекватности поведения сотрудника, анализ смены поведения во времени.
- Применять психологические приемы работы с сотрудниками.
Контроль персонала со стороны Службы безопасности строится по