Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
(Открытая) рыночная стоимость обычно определяется на основе лучшей и (или) наивысшей стоимости собственности. Данный подход может стать поводом к возникновению потенциальных проблем при оценке в том случае, если собственность используется для таких целей, которые не могут привести к появлению лучшей или наивысшей стоимости этой собственности. В некоторых случаях налогоплательщик может оспорить вопрос о том, какая стоимость является лучшей и (или) наивысшей, особенно в том случае, если речь идет о коммерческих участках, где собственность используется для различных целей; налогоплательщик может также оспаривать стоимость собственности при таком использовании.
3. При определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно небольших затратах. Во многих странах имеются те или иные системы кадастров, предназначенные для учета информации о собственности. Принципы построения и реализации таких систем могут быть разными и варьироваться от ведения нескольких реестров, которое зачастую осуществляется на различных уровнях государственной власти, до ведения единого реестра в государственном масштабе. В большинстве стран для хранения и обработки информации используются компьютерные технологии.
В качестве одного из элементов оценочного процесса, как правило, предусмотрен обмен информацией между различными заинтересованными уровнями государственной власти, а от налогоплательщиков может требоваться предоставление дополнительной информации в случае необходимости. Права налогоплательщика на получение доступа к информации, которая хранится на централизованной основе, значительно различаются в разных странах, при этом в одних государствах такие права у налогоплательщиков отсутствуют, а в других им могут направляться выдержки из реестра в том случае, если проведена корректировка или внесены изменения. Кроме того, по запросу налогоплательщика может предоставляться информация об оценке и аналогичные данные.
4. Льготы предоставляются либо по категориям налогоплательщиков (социально незащищенным налогоплательщикам, как правило, пенсионерам и инвалидам, кроме того, в некоторых странах при предоставлении льготы учитывается семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов), либо с учетом характера собственности (по недвижимости, обеспечивающей осуществление общественно-полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, чтобы избежать "перекладывания денег из одного кармана в другой"). Также, к видам недвижимости, полностью или частично освобождаемым от уплаты налога, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, для религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может даваться и на некоторой фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков, в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сама недвижимость, а не ее владелец. В некоторых странах имеет место сочетание того и другого, но в основном все равно льготы обычно распространяются на объекты.
5. Налог на недвижимое имущество является, по преимуществу, местным налогом, поступает в местные бюджеты. Он может также являться федеральным налогом, но распределяться между бюджетами всех уровней.
Что же касается ставок налога, то здесь все зависит от конкретной законодательной и экономической практики в той или другой стране. В зависимости от установленного государством способа определения ставки налога различают фиксированные и переменные ставки. Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом размер налоговых поступлений не определим заранее, поскольку величина налогооблагаемой базы - переменная величина. В других странах местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, в большинстве же других случаев действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки, или и то и другое вместе. Конкретный же размер ставки может варьировать по странам от долей процента до 7-10% при различных коэффициентах налогообложения.
В США вообще «транспортный налог» как в нашем виде - отсутствует. Просто он входит в цену топлива. Так что ты его платишь пропорционально количеству сжигаемого топлива и пробегу своего авто. Т.е. авто стоит 4 месяца неподвижно, ты ничего не платишь. Платят только те, кто пользуется транспортом. Довольно логично, и никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями «уведомить, во время уплатить...».
И вправду, в США в отличие от России, в цену бензина уже включен транспортный налог, т.е. он является косвенным. Строительство дорог в США финансируется за счет налогов, взимаемых с водителей при заправке т.е. за счет транспортного налога. С каждых 4 л, точнее с одного галлона (1 галлон равен 3.7854 литра) бензина, проданных на американской бензоколонке, федеральный дорожный фонд получает 2,5 цента. Аналогичные местные налоги на бензин имеют и штаты США. Именно за счет местных налогов строятся автодороги в каждом штате. Как видно, налоговая база для данного вида налога определяется как объем купленного бензина выраженный в галлонах [4, c. 21].
Изменение налоговой базы по транспортному налогу потребует замены всего транспортного налога, однако применение транспортного налога по шаблону США в России имело бы как положительные, так и отрицательные стороны. Среди первых можно выделить установление в данной области налогообложения справедливых начал (платят только те, кто пользуется транспортом), упрощение налогообложения по данному налогу с точки зрения физических лиц (никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями уведомить, во время уплатить). К отрицательным можно отнести возложение дополнительных обязанностей на налоговых агентов, исчисляющих параллельно НДС и акцизы; увеличение стоимости топлива в совокупности с невозможностью государства регулировать внутренние цены (в США, которые практически не добывают нефть, бензин на заправках дешевле, чем в России, где нефть добывается «по полной программе»).
Решение о вводе дорожного налога «на каждый километр» с грузовиков было одобрено федеральным собранием Германии (Бундесратом). Утвержденная ставка сборов равна 15 евроцентов за километр, сообщил федеральный министр транспорта ФРГ Манфред Штольпе.
Налог в первый год своего существования принес в бюджет около 2,8 млрд. евро. Из них 600 млн. евро пошло на создание инфраструктуры для сбора налога. Остальные 2,2 млрд. евро пошли на содержание дорог Германии.
По мнению многих аналитиков, это наиболее честная схема уплаты налога, ведь в этом случае, чем меньше машина проехала, тем меньше водитель платит в казну государства.
Главная загвоздка применения такой схемы налога в Российских условиях является низкая обеспеченность и техническая вооруженность властей, которые должны будут для контроля за количеством пройденных километров оснащать специальными датчиками автомобили. Отслеживание же требуемой информации о том, сколько проехала та или иная машина при помощи спутниковой системы GPS ставит следующий вопрос: является ли вмешательством в частную жизнь подобный контроль над автомобилями.
На данном этапе функционирования человечества стоит одна из важнейших задач – стабилизация, а в лучшем случае улучшение экологической ситуации в мире. Благодаря своему значению в общественных отношениях, то есть благодаря выполняемым функциям, в частности функциям регулирования, стимулирования, налоги могут сыграть решающую роль в деле борьбы с вредными выбросами.
Устанавливая налоговую базу по транспортному налогу на основании показателя выброса углекислого газа в атмосферу, можно непосредственно влиять не только на экологическую ситуацию, но и на темпы НТП в области автомобилестроения. Немецкие "зелёные" активно предлагают применять такую схему налога в своей стране. По сведениям СМИ, идею планируют воплотить в ближайшее время. Данное нововведение нашло положительные отклики и в соседних странах: как заявил официальный представитель Брюсселя Тильман Людер, налоги на автовладельцев в странах ЕС будут напрямую зависеть от экологичности их транспортных средств. По его словам, соответствующие изменения в правила о налогообложении автовладельцев проходят последние согласования и вскоре должны стать законом во всех 25 странах Евросоюза [7, c.33].
Итак, в условиях экономического роста и интеграции в международную экономическую систему, переход на мировые принципы налогообложения физических лиц, приобретает особую актуальность. Речь идет о необходимости постепенного переноса тяжести налогообложения с корпоративного сектора экономики на физические лица, что связано с коренной трансформацией формирования структуры доходов населения, введением пропорциональных и прогрессивных налоговых ставок, модернизацией системы налогового администрирования в сфере налогов с физических лиц, методологической проработкой отдельных аспектов структурирования налогообложения физических лиц.
Заключение
В курсовой работе были поставлены задачи исследования, которые были решены следующим образом:
Была раскрыта социально-экономическая сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства.
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции: фискальную, регулирующую и социальную.
Эффективными являются налоги, которые минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов. Неэффективными – отрицательные последствия которых превалируют над положительными. При этом, по мнению английского экономиста Р. Клейна, размер перераспределяемой части национального дохода обусловливается прежде всего политическими, а не экономическими факторами. Рассмотрены виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях. Современная система налогообложения физических лиц представлена следующими видами налогов:
1) налог на доходы физических лиц - НДФЛ
2) государственная пошлина;
3) страховые взносы;
3) транспортный налог;
4) налог на имущество;
5) земельный налог;
6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
7) водный налог.
Исследовано взаимодействие налогоплательщиков – физических лиц и налоговых органов: определены права, обязанности и ответственность физических лиц за исполнение налогового законодательства, рассмотрен порядок исчисления и уплаты налогов с физических лиц, а также формы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
Проанализирован опыт налогообложения физических лиц в развитых странах (США, Германия, Франция) и возможность его использования в России. Выяснено, что западные налоговые механизмы, перенесенные на российскую почву, теряют эффективность и проявляют себя негативным образом. Дело в том, что на Западе действует уже сложившаяся рыночная экономика с прочными демократическими традициями, а в России только начинается процесс ее формирования и пока нет ее важнейшей основы - многочисленного среднего класса. В России пока отсутствуют условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы налогообложения в западных странах.