Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решением членов казачье общество может быть преобразовано в ассоциацию или автономную некоммерческую организацию.[3]

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации объединяемых кровным родством, территориально-соседским признаком в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, промысла и культуры.[4]

Основным законам, регламентирующими деятельность общин является: ГК РФ; ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ; ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000 N 104-ФЗ.

Фондом признается унитарная некоммерческая организация учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, не имеющая членства и преследующая благотворительные, культурные, образовательные, социальные и иные общественно полезные цели.

Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с поставленными общественно полезными целями. Учредители фонда не сохраняют прав на переданное ими фонду имущество. Фонд отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Учредители не несут ответственности по долгам фонда, но и фонд не отвечает по долгам учредителей.[5]

Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что деятельность соответствует целям фонда и необходима для достижения определенных фондом целей в уставе. Имущество фонда должно находиться в публичном доступе не только для контролирующих органов, но и для общественности. В связи с этим, законом обязывает фонды ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества. Надзорным органом по отношению к структурам фонда выступает попечительский совет. Так же он уполномочен в принятии решений и обеспечением их исполнения, соблюдение фондом норм законодательства и использованием средств.[6]

Учреждением признается организация созданная для осуществления управленческих, социально-культурных и иных направлений некоммерческого характера, финансируемая полностью или частично собственником.

Учреждение является единственной некоммерческой организацией, которая не является собственником находящегося у нее имущества. Собственник передает ему имущество только в оперативное управление. Собственниками учреждения могут выступать: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица. Учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несет ответственности по ее обязательствам.


Учредительным документом данной формы собственности является устав утверждаемый собственником, либо положения, в котором определены задачи и цели деятельности. Учреждения финансируются собственником согласно смете, в которой отражены направления расходования и размер выделяемых средств.

Большая часть учреждений является государственными или муниципальными. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие. В рамках специальной правоспособности учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доходы. Как правило, она подразумевает возмездное предоставление услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения.

Круг учреждений достаточно широк, поэтому их правовой статус определяется многочисленными законами и правовыми актами.

Автономной некоммерческой организацией признается организация учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, не имеющая членства функционирующая в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, жизнеобеспечения, культуры, науки, права и иных услуг.

Имущество, переданное во владение автономной некоммерческой организации её учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам учрежденной ими автономной организации, так же не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность организации. Автономной организации разрешено заниматься деятельностью приносящей доход, соответствующий целям, прописанным в учредительных документах. Некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, поэтому автономная организация должна получить соответствующую лицензию. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют её учредители в порядке, предусмотренном её учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться её услугами только на равных условиях с другими лицами.[7]

Публично-правовой компанией признается унитарная некоммерческая организация, созданная в порядке существующего законодательства, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.


Публично-правовая компания может быть создана на основании закона регламентирующего деятельность данной организационно-правовой формы, а именно Федеральный закон «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» N 236-ФЗ, либо указом Президента Российской Федерации, функционирующая на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством РФ устава. Публично-правовая компания может создаваться путем реорганизации государственной корпорации, компании либо акционерного общества единственным участником которого выступает Российская Федерация. Публично-правовая компания создается в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.[8]

Государственной корпорацией признается некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, не имеющая членства, осуществляющая деятельность для достижения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона. Учредителем выступает Российская Федерация в лице Федерального Собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации.

Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное. Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.[9]


Гражданско-правовой статус

Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.

Некоммерческая организация должна пройти обязательные процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно — правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой организации на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных, целях, направленных на достижение общественных благ. Вероятная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации.


Вывод:

Российский некоммерческий сектор играет значимую роль в социально-экономической жизни страны. Развитие данного сектора происходит достаточно динамично, но потенциал остается существенно не раскрытым. Как одну из причин можно отметить несовершенство законодательной базы.

На сегодняшний день деление организаций на коммерческие и некоммерческие в какой-то степени условно, они разделены по принципу их основной деятельности, а не по видам деятельности. Специальная правоспособность некоммерческих организаций противопоставляется общей правоспособности коммерческих организаций

Рассмотрев большую часть организационно-правовых форм некоммерческих организаций и изучив законодательную базу, которой их деятельность регламентируется, можно отметить, что увеличение законодательных актов параллельно увеличивает количество противоречий и ошибок при сопоставительном анализе содержащихся норм.

Глава 2. Порядок создания, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций

2.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций, учредительные документы

В данной главе будет рассмотрен порядок регистрации некоммерческой организации, перечень необходимых документов и условия ликвидации.

Приобретение правового статуса некоммерческой организации обуславливается ее государственной регистрацией как юридического лица. В соответствии с гражданским законодательством, юридическим фактом создания некоммерческой организации, как юридического лица, является внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Выделяют несколько вариантов создания некоммерческой организации:

1) учреждение физическими или юридическими лицами;

2) реорганизация другой некоммерческой организации той же организационно-правовой формы;

3) реорганизации юридического лица в форме преобразования. Стоит отметить, что на преобразование, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организаций» имеют право лишь некоторые некоммерческие организации следующих организационно-правовых форм: некоммерческое партнерство, частное учреждение, автономная некоммерческая организация, ассоциация (союз).