Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, характеристика и правовое положение некоммерческих организаций
Место некоммерческих организаций в системе юридических лиц
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Глава 2. Порядок создания, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций
2.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций, учредительные документы
2.2. Основания реорганизации и ликвидации некоммерческой организации.
Наиболее распространенным является первый вариант создания некоммерческого юридического лица, т.е. путем его учреждения. Учредителями такой организации, как отмечалось ранее, могут быть как физические, так и юридические лица.
В соответствии с федеральным законодательством, учредителями могут выступать полностью дееспособный граждане или юридические лица, в том числе иностранные граждане или лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, если иные ограничения не установлены законодательством в отношении отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Например, учредителями государственной компании или публично-правовой компании могут выступать только Российская Федерация, а учредителями бюджетных или казенных учреждений могут выступать только Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (в зависимости от территориальной принадлежности и сферы действия).
В свою очередь, не имеют права являться учредителями: иностранные граждане, лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ; лица, включенные в перечень причастности к экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»; общественные объединения или религиозные организации, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; лица, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о причастности к экстремистской деятельности; лица, несоответствующие предъявляемым требованиям к учредителям отдельных видов некоммерческих организаций.
Количество учредителей некоммерческой организации не ограничено, кроме случаев установленных федеральным законодательством. Так, в соответствии с положениями ФЗ «О некоммерческих организациях», ассоциации (союзы) учреждаются несколькими юридическими лицами для координации деятельности или защиты общих интересов, также как и некоммерческие партнерства создаются несколькими гражданами или юридическими лицами для содействия его членам в достижении общих целей. Соответственно все перечисленные случаи, не могут быть созданы только одним учредителем. Так же существуют и иные ограничения, например торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей, религиозная организация - не менее десяти.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации, которая включает в себя два этапа. Первый этап - принятие решения уполномоченным органом (Минюстом РФ, его территориальными органами) после проведения правовой экспертизы учредительных документов о создании организации, второй этап - включение такой организации в ЕГРЮЛ налоговым органом. Для государственной регистрации при создании некоммерческой организации, ее представитель (либо один из учредителей, либо доверенное лицо, на основании нотариально оформленной доверенности) подает документы для государственной регистрации в орган, принимающий решение о государственной регистрации некоммерческих организаций - орган Минюста РФ в соответствии с перечнем:
заявление учредителей (как правило, форма заявления утверждается регистрирующим органом);
- протокол учредительного собрания;
- учредительный договор или решение учредителей о создании организации;
- информацию об учредителях (полное имя, паспортные данные, домашний адрес, год рождения, телефоны — для физических лиц; если учредителем некоммерческой организации выступает уже созданное юридическое лицо, то представляются нотариально заверенные копии его учредительных документов, полное наименование, юридический адрес, номер банковского счета);
- устав некоммерческой организации;
- документ (гарантийное письмо), подтверждающий наличие у создаваемой некоммерческой организации юридического адреса, который предоставляется ей уже действующим юридическим лицом;
- квитанция об уплате регистрационного сбора.
Для регистрации общественного объединения в соответствии с действующим законодательством подаются следующие документы:
1. Заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов по (форма РН0001);
2. Учредительные документы некоммерческой организации - устав и/или учредительный договор (в трех подлинных экземплярах);
3. Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (в двух экземплярах). Решение может быть оформлено в виде протокола Учредительного собрания или решением единственного учредителя;
4. Квитанция об уплате государственной пошлины (подлинник и копия). Реквизиты для оплаты государственной пошлины можно взять на веб-сайтах Управлений Министерства Юстиции РФ по региону, где будет проходить регистрация НКО. В настоящее время размер государственной пошлины для регистрации НКО составляет 2000 рублей. Государственная пошлина оплачивается через любой банк безналичным расчетом.
5. Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (в двух экземплярах); к сведениям об адресе могут быть отнесены договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение, гарантийное письмо о предоставлении помещения и др.
Для некоторых видов НКО при регистрации предусмотрены дополнительные требования к перечню предоставляемых документов. Например, для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий орган юстиции:
1) заявление о регистрации;
2) список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
3) устав религиозной организации;
4) протокол учредительного собрания;
5) документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
6) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
7) документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:
1) заявление о регистрации;
2) список учредителей религиозной организации;
3) устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
4) документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации;
5) нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей);
6) соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).
Государственная регистрация некоммерческих организаций происходит в установленные федеральными законами административными регламентами сроки. В соответствии с Административным регламентом Минюста РФ о предоставлении государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций: 33 дня в отношении общественных объединений, 30 дней для политических партий, одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) - религиозных организаций и 17 рабочих дней - иных некоммерческих организаций. После принятия положительного решения о регистрации некоммерческой организации, орган Минюста направляет документы в налоговый орган для внесения сведений об организации ЕГРЮЛ - срок исполнения государственной функции - 5 рабочих дней. По факту внесения таких данных в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган (налоговый орган) сообщает органу Минюста РФ о завершении процедуры регистрации при создании некоммерческой не позднее 1 рабочего дня. Далее, после получения органом, принимающим решение о государственной регистрации документов из регистрирующего органа, в течение трех рабочих дней обязан выдать заявителю документы, подтверждающие государственную регистрацию некоммерческой организации в качестве юридического лица.[10]
Как юридические лица, некоммерческие организации имеют круг прав и обязанностей. Так, некоммерческая организация имеет свое обособленное имущество, имеет право им распоряжаться, а также приобретать иное имущество, отвечает им по своим обязательствам, за исключением некоммерческих организаций в форме учреждений, осуществляет иные и имущественные и неимущественные права, имеет право быть истом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием организации на русском языке, может открывать счета в банках (если иное не установлено законодательством), должна иметь собственный баланс и (или) смету. Законодательством установлено, что некоммерческая организация может иметь штампы, бланки с собственным именованием, а так же эмблему, при условии ее регистрации в установленном законом порядке. [11] Помимо указанных прав, данным законом предусмотрены и иные права, например, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь филиалы и представительства и пр.
Гражданским кодексом РФ для некоммерческой организации, занимающийся предпринимательской деятельностью зафиксировано право иметь коммерческое обозначение, не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Изменения в уставе некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке. В случае возникновения необходимости внести изменения в учредительные документы, касающиеся изменений состава учредителей, используются соответствующие решения бывшего и нового учредителя.
2.2. Основания реорганизации и ликвидации некоммерческой организации.
Гражданским законодательством предусмотрено два регистрационных действия, при помощи которых организация может утратить свой правовой статус как юридического лица - реорганизация и ликвидация организации. В случае реорганизации данный процесс обусловлен утратой в одной форме и приобретением правового статуса в иной форме юридического лица, при ликвидации организации правовой статус юридического лица утрачивается.
Реорганизация некоммерческой организации может производиться путем слияния, присоединения, разделение, выделения, преобразования. Организация считается реорганизованной, за исключением реорганизации в форме слияния, с момента внесения записи о создании вновь созданной организации в ЕГРЮЛ. Порядок реорганизации юридических лиц регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Рассмотрим все виды реорганизации некоммерческих организаций по отдельности.
Реорганизация посредством слияния заключается в создании новой организации с полной передачей ей всех прав и обязанностей двум или нескольким некоммерческим организаций и прекращением их деятельности. При этом права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточными документами. Некоммерческое партнерство вправе преобразовываться в общественную организацию, фонд либо автономную некоммерческую организацию. Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную организацию либо в фонд. Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.
Данный вид юридического лица может быть ликвидирован в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, который обозначает общие правила ликвидации, а также ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
Ключевое отличие ликвидации организации от ее реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим субъектам. При ликвидации некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника правоотношений.
Юридическое лицо может быть ликвидировано либо в добровольном порядке, либо принудительно. Решение по добровольной ликвидации организации происходит на основании решения учредителей организации или по решению ее органа, уполномоченного принимать решения учредительными документами организации. Так же ликвидация может проходить по решению суда, порядок процесса определен в п. 2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ:
а) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);