Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) осуществление деятельности, запрещенной законом;

в) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов;

г) систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям;

д) иные основания, предусмотренные ГК РФ.

Порядок ликвидации организации регламентирован Гражданским Кодексом РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях», в которых акцентируется внимание на ликвидации посредством императивных норм, подробно расписывается последовательность действий. Это осуществляется для обеспечения ответственности ликвидируемого лица по обязанностям перед кредиторами, так как неисполненные обязательства до ликвидации прекращаются. Существуют исключения, когда законодательство предусматривает условия передачи обязательств ликвидируемого лица на другое лицо. В законах и подзаконных актах для отдельных видов некоммерческих организация содержатся нормы регламентирующие основания и порядок ликвидации.

 В ФЗ «Об общественных объединениях», принятие решения о ликвидации общественного объединения осуществляется на съезде или общем собрании в соответствии с уставом данного общественного объединения либо судом.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

а) если деятельность организации нарушает, а именно цель деятельности воздействует нарушению целостности РФ, подрывает безопасность государства, содействует развитию вооруженных формирований, разжиганию расовой и национальной или религиозной розни;

б) если деятельность организации своими действиями нарушает права и свободы граждан;

в) если организация неоднократно нарушала закон или иные правовые акты.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Решение суда о ликвидации общественного объединения подлежит обжалованию, если конкретные случаи установлены федеральными законами. Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

Религиозные организации, согласно ст. 16 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» могут быть ликвидированы:

а) по решению их учредителей или органа. уполномоченного на то уставом религиозной организации;


б) по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Правила о ликвидации потребительских кооперативов, определяются в соответствии со ст. 61-63 и другими ГК РФ, а также законами о кооперативах. Например, ликвидация потребительских обществ осуществляется в соответствии с ГК РФ с учетом правил ст. 30 Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Решение о ликвидации потребительского общества осуществляется на общем собрании или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации. После принятия общим собранием решения о ликвидации организации совет потребительского кооператива незамедлительно в письменной форме информирует регулирующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Некоммерческая организация считается ликвидированной, после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Запись о прекращении деятельности вносится в соответствии с правилами отраженными в ст. 22 Закона «О некоммерческих организациях».

Для внесения записи о прекращении деятельности необходимо исполнить все требования указанные ст. 18-20 Закона. С момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности некоммерческой организации соответствующее юридическое лицо прекращает свое существование в качестве субъекта права.

Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

а) заявления о внесении записи о ликвидации, только в случае добровольной ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;

б) решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации;

в) устава некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;

г) ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;

д) документа об уничтожении печати некоммерческой организации.

Документы, на основании которых вносится запись о прекращении деятельности некоммерческой организации, перечислены в ФЗ «О некоммерческих организациях» исчерпывающим образом. Следовательно, органы, осуществляющие государственную регистрацию некоммерческих организаций, регулируемых Законом, не вправе своими решениями устанавливать дополнительные виды документов, подлежащих представлению ликвидируемыми некоммерческими организациями.


Заявление о внесении записи о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации составляется в произвольной форме с указанием полных сведений о соответствующей организации и сведений, подтверждающих выполнение всех требований законодательства, предъявляемых к ликвидации некоммерческой организации. На практике органы, осуществляющие государственную регистрацию некоммерческих организаций, как правило, предлагают собственные типовые формы указанных заявлений.

Вывод:

Любая создаваемая организация подлежит обязательной регистрации . Регистрация осуществляется в установленном федеральным законом порядке. Принятие решения о предоставлении государственной регистрации осуществляется в течение 33 дней. С момента осуществления государственной регистрации, некоммерческая организация приобретает соответствующий статус и является полноправным участником гражданско-правового оборота. Некоммерческая организация имеет свое обособленное имущество, имеет право им распоряжаться, а также приобретать иное имущество, отвечает им по своим обязательствам, за исключением некоммерческих организаций в форме учреждений, осуществляет иные и имущественные и неимущественные права, имеет право быть истом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием организации на русском языке, может открывать счета в банках, должна иметь собственный баланс и (или) смету.

Заключение

Демократические идеи и принципы основанные на децентрализации управления и построения гражданского общества, нашли свое отражение в отечественном законодательстве. Ключевым признаком гражданского общества является самоорганизованное общество. В странах где признается частная собственность и существует рыночная экономика, для удобства юридических лиц подразделяют на три сектора. Первый сектор включает государственные и муниципальные организации (имущество находится в государственной или муниципальной собственности). Второй сектор объединяет частные коммерческие организации, в качестве основной цели деятельности преследующие извлечение прибыли. И третий сектор- некоммерческие организации.

Исторический этап развития российского «третьего сектора» начинается с конца 1980-х гг. Начало данного этапа связано с принятием нового политического курса – «перестройки». С 1990-го начинается формирование комплексной правовой базы функционирования правовых организаций.


На сегодняшний день российское законодательство в части регулирования деятельности некоммерческих организаций имеет ряд особенностей. Во-первых, законодательная база имеет разветвленный характер, что является вполне естественным в связи с охватом разнообразных сфер деятельности жизни общества. Во-вторых, главным инструментом правового регулирования выступает закон, что говорит о повышении значимости роли «третьего сектора». В-третьих, национальное законодательство находится в непрерывном развитии, ключевым направлением которого является совершенствование юридических техник и устранение пробелов правового регулирования.

Для повышения эффективности работы правовых норм необходимо наладить диалог между государством и общественностью, необходимо расширить информационное поле в данной сфере. Доступность и открытость для обеих сторон должна стать основным принципом совместной работы, направленной на построение полноценного гражданского общества.

Развитие некоммерческого сектора приводит к росту числа профессионально действующих некоммерческих организаций, которые, в свою очередь, создают новые рабочие места, привлекают инвестиции в социальную сферу. Содействие развитию некоммерческого сектора окажет благоприятные условия для реализации социальных программ в субъектах Российской Федерации.

В процессе написания работы мной были достигнуты поставленные цели. А именно изучены организационно-правовые формы некоммерческих организаций, рассмотрен процесс регистрации, возможности реорганизации и варианты ликвидации организации. Так же в ходе написания были выявлены проблемы реализации права и предложены предполагаемые пути решений.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ;
  2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ;
  3. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1;
  4. ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ;
  5. ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ;
  6. ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ; ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»от 30.12.2004 № 215-ФЗ;
  7. Федеральный закон «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» N 236-ФЗ.