Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретико-историческая характеристика социального страхования
Историко-правовые аспекты генезиса социального страхования
Понятие и сущность социального страхования
Глава II. Правовая характеристика регулирования обязательного социального страхования
2.1 Принципы современного построения системы социального страхования
2.2 Виды страхования по законодательству РФ
2.3 Содержание договора обязательного социального страхования
Разумная система федерального социального страхования граждан является одной из предпосылок в обеспечении социальной справедливости, образовании и поддержке политической стабильности в государстве. Принимая к учету важность социального страхования и его воздействия на процессы в обществе, органы власти во множестве государств мира формируют системы обязательного государственного страхования, которые дают возможность значительной концентрации финансов в единых фондах и, тем самым, обеспечивают надежную социальную защиту населения.
Особенность социального страхования, а также его главное преимущество заключается в том, что финансирование этой сферы производится за счет специально созданных для этого бюджетных фондов. Они формируются в связи с тем, что юридические лица (например, работодатели) и физические лица (сами работники) осуществляют страховые взносы в эти фонды[9].
Современное социальное страхование базируется на одном из важнейших принципов: это гибкая эквивалентность, которая подразумевает существование определенных зависимостей и связей между социальными страховыми выплатами и величиной страхового стажа и трудового вклада гражданина в деятельность организации и всего государства в целом (это также называется трудовым стажем).[10]
В социальном страховании также специалисты отмечают использование и сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности. Риски также можно объединить, тогда страховые выплаты суммируются, если это будет необходимо.
Это связано с многими трудностями, которые могут оказать негативное влияние именно в этой сфере на молодежь, тем самым существующие проекты помогут данной категории начать устраивать свою жизнь в лучшую сторону.
Социальная защита реализовывается с помощью регионального или федерального бюджета, которые были созданы специальными внебюджетными социальными фондами для того, чтобы оказывать социальную поддержку обществу.
Механизм финансового обеспечения постоянно реформируется, страхование постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, а также на региональном и локальном уровнях. Говоря об источниках социального страхования и финансирования, также необходимо отметить: Взносы и налоги, которые относятся к страховой сфере хозяйства и, соответственно, к социальной сфере государственной деятельности и обеспечения;
Дотации и иные средства, выделяемые из федерального бюджета. К этой же категории относятся средства, выделяемые из иных бюджетов в случаях, которые непосредственно прописаны в законодательной системе Российской Федерации;
Пени и штрафные санкции, которыми облагаются граждане, которые не соблюдают порядок и правила начисление и выплат, и в связи с этим оказываются в ситуации, где необходимо оплачивать просроченные выплаты или время.
Финансовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации — это своеобразная система распределительных отношений, в процессе которых за счет налогов и специальных взносов формируются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, которые направлены непосредственно на социальное обеспечение, социальное страхование и оказание социальной помощи всем членам общества.
Финансовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации предполагает оценку и планирование необходимых объемов денежных средств, формирование доходов и финансирование расходов, осуществление социальных выплат и контроль за целевым использованием средств, которые направляются на социальную защиту, социальное страхование и социальное обеспечение[11].
Основу самого механизма финансирования социальной защиты составляет социальный контракт, заключаемый между государством, организациями и домашними хозяйствами. Согласно положениям такого контракта государство берет на себя обязательство выполнения определенных социальных функций перед обществом и определяет тем самым объемы предоставляемых благ, которые теоретически должно определять само общество.
Основным органом на территории Российской Федерации, который отвечает за социальную защиту, выступает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации[12].
В целом, затрагивая тему объема средств, выделяемых на социальную защиту граждан, необходимо заметить, что объем зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Для каждой категории граждан должен быть определен основной тип финансирования, что говорит о возможности финансирования из различных источников. Так, например, пенсия – это бюджет государства, доплата к пенсии – это бюджет местный.
Все вопросы социального развития являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Но при разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами, практическая работа и ее выводы в виде объемов выплат в части осуществления социальной политики возложена на региональный уровень. Вместе с тем, многие функции по управлению социальной сферой переданы на уровень муниципальных образований.
Муниципальное образование предусматривает в своей структуре обязательный орган управления социальной сферой. В качестве источника формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, выступает национальный доход, который создан трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в сфере социальных пособий и льгот одна из важнейших задач заключается в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений по вопросам категории нуждающихся, объемов выплат, форм, механизмов, этапов финансирования и т.д. В качестве основной задачи федеральной власти при таком подходе выступает способность решить вопрос снижения социальной дифференциации и борьбы с бедностью и повысить эффективность системы социальной защиты, посредством межбюджетного выравнивания.
Несмотря на то, что тема социального обеспечения достаточно емкая и присутствует определенная сложность её системы, однако, отмечаются довольно-таки положительные изменения в данной области. Как со стороны государства, так и со стороны граждан предпринимаемые меры по сглаживанию резких граней между социальными слоями населения, принимают более позитивный характер[13].
Это в первую очередь, отмечается и в том, что граждане чаще всего, лоббируя в том числе свои интересы, ну и интересы государства, трудоустраиваются официально, что позволяет государству сэкономить денежные средства, выплачиваемые безработным гражданам, кроме этого, отмечается позитив и со стороны государства, которое мотивирует граждан социальной поддержкой в части финансирования затрат семьям, имеющим детей и т. д.
Таким образом, прогресс в рассматриваемой сфере нельзя не заметить. Это в свою очередь свидетельствует о том, что и возможные пробелы в законодательства в скором времени, при таких темпах развития, будут сведены к минимуму. вопрос о её функционировании я считаю решенным: данный комплекс мер представляет разновидную систему, что помогает решать разнообразные задачи связанные с обеспечением граждан.
2.2 Виды страхования по законодательству РФ
Социальное страхование представлено двумя формами: добровольной и обязательной. Соотношение данных форм в разных государствах является разным на различных этапах развития. Обязательное социальное страхование является разновидностью социальных гарантий государства, обеспечиваемых за счет вышеперечисленных внебюджетных целевых фондов (общественных или государственных). [14]
В нем осуществляется принцип неполного самостоятельного финансирования. В случае дефицита бюджетных средств этих фондов государство помогает им из средств собственного бюджета. Следовательно, государство - гарант финансовой устойчивости внебюджетных фондов, гарант осуществления программ обязательного страхования в государстве.
Реализация конституционного права на социальное обеспечение может быть организована в различных формах, которые принято разделять по таким признакам, как: общность обеспечиваемых; способы и источники формирования фондов для финансирования соответственных мероприятий; разновидности обеспечения; размеры и условия обеспечения; органы, которые предоставляют обеспечение.
При учете вышеназванных признаков в настоящий момент можно выделять следующие организационно-правовые формы социального обеспечения: обязательное (государственное) социальное страхование; социальное обеспечение из прямых ассигнований из общефедерального бюджета; социальная помощь государства.
Базисной организационно-правовой формой признано обязательное (государственное) социальное страхование. В настоящий момент оно преобразуется согласно принципам, адекватным отношениям рыночного типа.
Обязательному социальному страхованию подлежат работники по найму и иные лица, круг которых определяется законодательством. По обязательному (государственному) социальному страхованию страховыми случаями могут являться безработица (отсутствие спроса на труд), инвалидность, болезнь, смерть кормильца, старость, и иные. Их перечень установлен законодательством. [15]
Социальное обеспечение из средств общефедерального бюджета охватывает особенных субъектов: военнослужащих, государственных служащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов госбезопасности и членов их семей, а также иные категории служащих при учете специфического характера их деятельности.
Средства на финансирование социального обеспечения названного контингента лиц должны перечисляться в федеральные фонды социального страхования либо выделяться соответственным министерствам (к примеру, Министерству внутренних дел РФ) из бюджета РФ. Социальная помощь государства является формой организации реализации права на социальное обеспечение малоимущих лиц вне связи с трудовой деятельностью и выплатой взносов по страхованию.
2.3 Содержание договора обязательного социального страхования
Страхование является разновидностью социальной деятельности, которая конкурирует по эффективности с другими формами социального обеспечения интересов личности.
Видами страхования являются: обязательное (к примеру, страхование автогражданской ответственности); добровольное; государственное обязательное.
По юридической природе страховой договор является возмездным, двусторонним, реальным, как исключение – консенсуальным, также он может быть договором, который заключен в пользу третьего лица, если в нем, как субъект присутствует выгодоприобретатель либо застрахованное лицо. К субъектам страхового договора отнесены: страхователь, страховщик, факультативно - третьи лица, в чью пользу заключен договор (застрахованное лицо или выгодоприобретатель). [16]
Страховщикам могут быть исключительно юридические лица, обладающие лицензиями на осуществление страховой деятельности соответствующей разновидности (938 статья ГК РФ). По общему правилу страхователями могут быть любые юридические и физические лица (только если страхование не имеет связи исключительно с рисками по предпринимательской деятельности).
По одному и тому же договору страхования в качестве страховщика могут выступать несколько страховых организаций. Применение множественности лиц в страховом обязательстве называется сострахованием, данный термин установлен ст. 953 ГК РФ[17], ст. 12 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Права и обязанности состраховщиков по обязательствам являются солидарными, если доля каждого из них по обязательству не закреплена в договоре.
Страхователь — это субъект страхового правоотношения, обязанный вносить страховые взносы (страховые премии) в страховой фонд. Хотя в консенсуальном договоре страхования обязанность по уплате страховой премии может быть возложена на третье лицо - выгодоприобретателя. Статья 5 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[18] говорит, что страхователем является то лицо, которое заключило со страховщиком договор страхования или является страхователем в силу закона. Страхователем может быть любое юридическое или дееспособное физическое лицо.
Страхователи вступают в договор страхования добровольно по своему волеизъявлению. За исключением случаев обязательного страхования, при котором участие в договоре лица в соответствующем качестве становится обязательным. Существуют определенные ограничения в отношении страхователей в отдельных видах страхования.