Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретико-историческая характеристика социального страхования
Историко-правовые аспекты генезиса социального страхования
Понятие и сущность социального страхования
Глава II. Правовая характеристика регулирования обязательного социального страхования
2.1 Принципы современного построения системы социального страхования
2.2 Виды страхования по законодательству РФ
2.3 Содержание договора обязательного социального страхования
Пособие по беременности и родам является характерным примером социального женского страхования, уплачивается в размере абсолютной заработной платы. Здесь же стоит упомянуть пособие при рождении детей, по уходу до достижения им полуторалетнего возраста, или трехлетнего возраста.
Социальное страхование включает также такие разновидности финансово-материальной поддержки населения, как пособие на погребение и пособие по безработице. Средства социального государственного фонда должны расходоваться исключительным образом на цели социальной защиты. Помимо уплаты вышеназванных разновидностей пособий и пенсий, деньги могут отправляться на уплату путевок в бальнеологические организации для санаторно-курортного излечения, лечебного (диетического) питания, частичного содержания санаторно-оздоровительных лагерей для детского населения, санаториев-профилакториев, содержащихся на балансе страхователей.
ФСС — второй по финансовому объему ресурс после Пенсионного фонда.
В нем сконцентрирован объем финансов, достаточный для выплат всех видов страхового обеспечения и пр.
Нельзя допускать того, чтобы объем финансов в фонде был бы излишним, потому что это будет излишнее бремя на работодателя. Уплата страховых взносов в ФСС производится в соответствии с тарифом на текущий финансовый год. Работодатели обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей в региональных отделениях ФСС.
Прогнозные показатели тарифов на соцстрах определяются с использованием актуарных расчетов. Это система математических закономерностей, которые определяют взаимоотношения между страховщиком и страхователем. Метод актуарных расчетов производится с использованием теории вероятностей, финансовых исчислений, демографии.
Взносы в фонд перечисляются ежемесячно до пятнадцатого числа последующего месяца после отчетного. Страхователь перечисляет 2 типа взносов:
- по временной нетрудоспособности или в связи с материнством — 2,9 %,
- по травматизму — от 0,2 до 8,5 % от зарплаты.
После того как организация-страхователь подтвердит свой основной род деятельности, фонд присваивает ей определенный класс профессионального риска, в соответствии с которым и перечисляется процент.
В случае обмана страхователем фонда и перечисления заниженной суммы взносов уплачивается штраф в размере 20 % от сокрытой суммы.
В фонд, кроме головного отделения, входят исполнительные органы:
- самостоятельные региональные отделения;
- отраслевые отделения, которые функционируют в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы, которые создаются по согласованию с председателем фонда.
ФСС и все отделения, и филиалы являются самостоятельными юрлицами с гербовыми печатями и текущими банковскими счетами.[1]
Основные задачи организации — это:
- беременная женщина
- выплата социальных пособий;
- выплаты по производственному травматизму и профзаболеваниям;
- социальное страхование некоторых категорий граждан;
- обеспечение льготными путёвками;
- обеспечение инвалидов протезами и др.;
- компенсация инвалидам на содержание собак-проводников;
- доплата за диспансеризацию;
- оплата родовых сертификатов;
- выплаты на погребение умерших застрахованных лиц и пр.
Некоторые выплаты фонда имеют нестраховой характер (новогодние подарки, средства на детские лагеря, спортивные школы).
Согласно данным таблицы 1 основной статьей доходов выступают денежные средства, поступающие в бюджет Фонда в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование – 559,7 млрд. руб. (2018 г.), в том числе страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют 101,6 млрд. руб. (18,1% от общей совокупности страховых взносов), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 458,2 млрд. руб. (81,2%). Остальную долю доходов бюджета Фонда составляют уплачиваемые пени, штрафы, перерасчеты, др. по соответствующим платежам.
Таблица 1. Структура доходов ФСС РФ на 01.01.2019 г., руб.
Доходы бюджета – всего |
616 414 487 935,29 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
|
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
559 724 738 008,71 |
Налоги на совокупный доход |
9 241 561,05 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
30 144 870,39 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
2 370 543 932,57 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
163 264 630,38 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
3 011 090,47 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
156 182 738,84 |
Прочие неналоговые доходы |
11 165 783 174,63 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
|
Безвозмездные поступления от др. бюджетов бюджетной системы РФ |
42 850 492 257,00 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-58 914 328,75 |
Также наиболее крупной статьей являются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 42,9 млрд. руб., которые включают средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФСС РФ на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (15,4 млрд. руб.), на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, проезда (4,17 млрд. руб.), на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (21,8 млн. руб.) и т.д. [9]
Рассматривая показатели доходов бюджета Фонда в динамике за период 2013-2019 гг, можно заметить отсутствие какой-либо единой тенденции в их изменении. В 2016 г. зафиксировано наименьшее значение доходов – 541,3 млрд. руб., однако для 2017 г. характерен их рост на 13,9%, который согласно бюджету Фонда на 2019 г. должен сохраниться. По мнению автора, уровень доходов находится в прямой корреляции с общей экономической ситуацией в стране в соответствующий период: наблюдается снижение доходов в период кризиса и их постепенный рост по мере улучшения ситуации в экономике и роста совокупного фонда оплаты труда.
Все финансовые средства, а также движимое и недвижимое имущество, управляемое ФСС (включая имущество, относящееся к санаторно-курортным учреждения, находящихся в ведомости ФСС) является государственной собственностью. Все денежные средства, находящиеся под управлением ФСС, отделены от бюджетов прочих внебюджетных фондов, а также от бюджетов на соответствующих уровнях. Денежные средства не могут быть изъяты из фонда ФСС в пользу других государственных структур.
Основными статьями расходов ФСС являются:
- выплата пособий по следующим категориям: временное отсутствие трудовой занятости; женщины, вставшие на ранний учет по беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком, не достигшим возраста 1,5 лет, на возмещение средств, потраченных на перечень гарантированных ритуальный услуг, обеспечение курортно-санаторного отдыха для служащих и их детей;
- оплата дополнительных отпускных дней для ухода за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им 18 лет;
- оплата санаторно-курортного отдыха для служащих и их детей в учреждениях, находящихся в пределах РФ, а также в учреждениях стран СНГ в случаях, если у последних не имеется аналогов на территории России;
- оплата некоторых статей расходов для санаториев-профилакториев, находящихся на балансе страхователей и имеющих лицензии на осуществление своей деятельности (оплата медицинских услуг и лекарств, расходов на питание, зарплату сотрудникам, проведение культурно-массовых мероприятий);
- частичное возмещение стоимости путевок в детские санаторно-оздоровительные лагеря, расположенные в пределах РФ, для детей трудоустроенных граждан;
- оплата некоторых статей расходов спортивных школ для детей (покрытие расходов на выплату зарплат преподавательскому коллективу, аренда спортивных помещений);
- оплата расходов на проезд до оздоровительного учреждения и обратно;
- организация финансового резерва для обеспечения финансовой стабильности самого ФСС;
- оплата расходов, касающихся деятельности ФСС, а также содержание органов управления;
- передача средств для помощи в осуществлении деятельности подразделений органов исполнительной власти, занимающихся защитой прав трудящихся и охраной труда в случаях, установленных правовыми актами;
- финансирование и проведение исследований и научных работ, касающихся соцстрахования и охраны труда;
- проведение прочих мероприятий из перечня обязанностей ФСС (проведение мероприятий, направленных на повышение осведомленности населения в вопросах социального страхования, поощрения работников ФСС, официально не входящих в штат фонда, однако помогающих реализовывать мероприятия по соцстрахованию);
- финансирование программ, касающихся вопросов международного сотрудничества между организациями, занимающимися социальным страхованием.
Таким образом, ФСС полностью автономен, независим и имеет постоянный источник бюджетного формирования. Также фонд участвует в разработке и реализации программ защиты здоровья населения, контактирует с аналогичными иностранными фондами, участвует совместно с Минтруда и соцразвития РФ и Министерством финансов в разработке размеров тарифа страховых взносов на социальное страхование.
Таким образом, социальное страхование является установленной, контролируемой и гарантированной государством системой по обеспечению, поддержке престарелых, не способных к труду граждан за счёт средств целевого внебюджетного Фонда социального страхования государства, а также иных частных и коллективных фондов страхования.
Глава II. Правовая характеристика регулирования обязательного социального страхования
2.1 Принципы современного построения системы социального страхования
Российский фонд социального страхования (ФСС) был образован 01.01.1991 года общим постановлением Федерации независимых профсоюзов и Совета министров РСФСР. Деятельность фондов по социальному страхованию регулируется: бюджетным кодексом РФ; ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также другими нормативными актами.
Федеральные фонды соц. страхования в РФ обладают давней историей. Еще в 1889 году в совет российского государства представлялся проект закона об ответственности собственников промышленных предприятий за производственные несчастные случаи. 02.06.1903 года был принят российский закон «О вознаграждении служащих и рабочих (а равно и членов их семейств), потерпевших от несчастных случаев на предприятиях заводской, фабричной, горнозаводской и горной промышленности».[6]
В соответствии с этим законом, в Российской Империи введено было обязательное социальное страхование служащих и рабочих. В 1929 году социальное страхование образовало отделенный фонд социального страхования (ФСС), за счет средств которого с 1931 года были финансированы: отдых на курортах; санаторное лечение. Деятельность ФСС РФ Фонд социального страхования РФ - один из внебюджетных фондов государства, который относится к единой бюджетной системе РФ.
Бюджет Фонда, как и иных внебюджетных фондов государства, не входит в состав общего российского бюджета, он утверждается как самостоятельный федеральный закон. В границах своей деятельности ФСС реализует денежное обеспечение расходов по обязательному соцстрахованию по временной нетрудоспособности граждан, а также в связи с материнством, по социальному обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.
С 2005 года на ФСС возложена задача по реализации ФЗ РФ от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения групп населения путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств бюджета федерации. Фонд также занимается обеспечением ветеранов труда и инвалидов техническими реабилитационными средствами, протезными и ортопедическими изделиями за счет бюджета государства.
Федеральный ФСС осуществляет контроль над расходованием средств, которые выделены на социальное страхование, отслеживает поступление взносов, контролирует деятельность фондов социального страхования РФ в регионах. Помимо этого, в фонде вырабатываются госпрограммы по усовершенствованию социального страхования и охране здоровья работников.
Взносы на социальное страхование ФЗ «Об обязательном соцстраховании от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве[7]» предусматривает наполнение фондов обязательного страхования посредством регулярных взносов, которые собираются со всех трудящихся граждан РФ.
В соответствии с законом, облагаемая взносами база подлежит определению не налоговым кодексом РФ, а специализированным ежегодно принимаемым ФЗ, иными законодательными актами, которые приняты на уровне государства[8].
Каждый год утверждаются страховые тарифы по обязательному соцстрахованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. Страховые взносы на обязательное социальное страхование подлежат взиманию по всем разновидностям дохода застрахованных лиц, вне зависимости от источников их получения. Это означает, что взносы по страхованию начисляются не только на оплату труда, но и на иные выплаты, которые непосредственно не имеют связи с результатами трудовой деятельности.
Но есть перечень доходов, с которых взносы на страхование не могут взиматься, он устанавливается 4 пунктом данных правил.
Разновидности материальной помощи, с которых не взимаются страховые взносы, перечисляются в 7 и 8 пунктах перечня. Государственное социальное страхование является объективной необходимостью, а не прихотью государства. На конкретном этапе развития общество принимает под защиту группы населения, которые по некоторым причинам не могут осуществлять трудовую деятельность, получать за нее оплату.