Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы социального страхования заключается в том, что каждый гражданин РФ обязан отчислять процент от своих доходов в фонд обязательного социального страхования, получая взамен право на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, болезни, а также по возрасту.

Если социальное страхование в советские времена, было незыблемым понятием, и работник был уверен, что ему оплатят больничный лист, он сможет отправить ребенка в пионерский лагерь за небольшой процент от стоимости путевки, женщина, уходя в декретный отпуск, знала, что сможет вернуться на свое рабочее место. На сегодняшний момент не все так безоблачно.

Предмет исследования – социальное страхование. Объект исследования – система социального страхования в России.

Цель данной работы – изучить особенности социального страхования и его регулирования в РФ. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1. Изучить историко-правовые аспекты генезиса социального страхования

2. Рассмотреть понятие и сущность социального страхования

3. Охарактеризовать принципы современного построения системы социального страхования

4. Проанализировать виды страхования по законодательству РФ

5 Изучить содержание договора обязательного социального страхования.

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. Теоретико-историческая характеристика социального страхования

Историко-правовые аспекты генезиса социального страхования

Начало системы социального обеспечения в России было установлено в 1861 году, когда был принят закон «Об обязательном создании вспомогательных предприятий на государственных горнодобывающих заводах». Страховые фонды состояли из взносов работников (2-3% от заработной платы) и взносов руководства предприятия в сумме, равной годовой сумме взносов работников. Выплаченные средства были использованы для выплаты пособий по болезни, пенсий вдовам, инвалидам и сиротам.


В 1912 году III Государственная Дума приняла свод законов, которые установили основы социального страхования России: «в соответствии с утверждением наличия на рабочих страховых дел»; «Утверждено Советом по делам страхования работников»; «страхование работников на случай болезни»; «Страхование работников от несчастных случаев на производстве».

Период 1918-1933 гг. В соответствии с декретами 1918 года о создании полного социального обеспечения и Положений о социальном обеспечении работников социальное обеспечение было заменено социальным обеспечением, «бесплатным» социальным обеспечением для работников.

Было предложено привлекать средства от предпринимателей и компаний, а также из государственного бюджета. 1921 год: во времена НЭПа необходимо было вернуться к практике социального обеспечения: гарантия оплаты за счет государства была заменена выплатами средств, образованных за счет взносов. С отказом от политики нэпа система учета социальных рисков и социального обеспечения снова была максимально упрощена. Период 1933-1990. С 1933 года социальное обеспечение стало обязанностью профсоюзов. В 1938 году была сформирована модель социального обеспечения, на основе которой предлагается централизация финансов, которые складываются, расходуются по тем же правилам.

Средства поступили из платежей компании и / или государственного бюджета. Медицинское обслуживание было изъято из системы социального обеспечения и финансируется исключительно из бюджета.[1]

Таким образом, в социалистическом периоде были устранены недостатки предыдущего времени. Государство выступало гарантом доступности и стабильности социального страхования. 

Система государственного социального обеспечения, действовавшая в СССР, не могла существовать в условиях нового экономически ориентированного времени. Поэтому система социального страхования требовала создание внебюджетных фондов.

Поэтому в 1990 году были созданы два государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

Изначально идея обязательного социального страхования возникла еще в 1889 году: в Государственный Совет внесли проект закона, по которому владельцы предприятий и фабрик были обязаны отвечать за увечье или смерть рабочего на производстве. До этого момента подобные вопросы решались между рабочими и работодателями напрямую.

Окончательное принятие закона состоялось только 14 лет спустя – в 1903 году, когда всех использующих наемный труд обязали страховать своих сотрудников от производственной травмы или смерти на рабочем месте. Закон распространялся на всю территории Российской Империи.


В 1918 году количество страховых случаев значительно увеличилось. Теперь, в случае временной болезни или травмы, наступивших вне рабочего места, рабочий мог рассчитывать на социальные гарантии в виде материальной поддержки со стороны государства.

Единый бюджет был сформирован только в 1929 году, а начиная с 1931 года наемные работники могли рассчитывать на получение санаторно-курортных путевок, оплачиваемых Фондом. В этом же году начинается стабильное финансирование детских оздоровительных лагерей. С 1933 года управление социальным страхованием переходит под ведомство национальных профсоюзов. Большие трудности с социальным страхованием наблюдались во времена Великой Отечественной Войны. [2]

В нынешней форме Фонд социального страхования начал действовать 1 января 1991 года после издания соответствующего Указа Совета Министров. Главной целью создания Фонда было формирование резерва на покрытие гарантированной медицинской помощи и всех сопутствующих социальных выплат. В 1993 году ФСС становится финансово-кредитным учреждением, каким им он перестанет быть только в 2005 году.

Стержнем работы ФСС и основным его назначением считается обеспечение обязательного страхования граждан России. Структура является сугубо государственной, и ее деятельность регулируется Бюджетным кодексом РФ.

Основным назначением ФСС считается обеспечение обязательного страхования граждан России

Формирование резерва производится за счет бюджетных вливаний со стороны государства и обязательных отчислений, которые выплачиваются хозяйствующими субъектами с прибыли. Основная часть бюджета ФСС формируется за счет именно государственных вливаний.

Фонд социального страхования занимается государственным страхованием граждан России.

В отличие от добровольного страхования, оно является обязательным, независимо от желания самого гражданина.

В основные направления деятельности ФСС включены:

  • Выплата пособий – «декретных»; пособий по временной нетрудоспособности; «больничных» листов.
  • Страхование от производственных травм и несчастных случаев на производстве.
  • Выдача санаторно-курортных путевок застрахованным лицам.
  • Обеспечение набором лекарств – при соответствующем врачебном назначении.
  • Обеспечение граждан с ограниченными возможностями техническими средствами и протезами.
  • Оплата родовых сертификатов.

Помимо этого, ФСС – это государственная организация, которая ведает выплатами всех гарантированных льгот, за исключением пенсии. Через ФСС граждане России получают возмещение расходов на погребение. В каждом субъекте РФ устанавливается минимальная стоимость похорон, включая и покупку ритуальных принадлежностей. До или после всех похоронных мероприятий, родственники умершего могут обратиться в местное отделение ФСС для получения положенного денежного возмещения.


ФСС — это многоуровневая организация, состоящая из большого количества департаментов и отделений. Головной офис и Управление постоянно базируются в Москве, а в каждом субъекте федерации присутствует обособленное отделение.[8]

ФСС — это многоуровневая организация, состоящая из большого количества департаментов и отделений

Из получаемых отчислений Фондом формируется финансовый резерв, который впоследствии расходуется на выплаты социальных пособий. Подобный обязательный характер был введен по причине большого количества злоупотреблений и фальсификаций со стороны работодателя.

К примеру, сотрудница, имеющая законное право на получение «декретных» выплат, могла остаться без всякой поддержки со стороны работодателя, который просто отказывался выполнять свои обязанности. Чтобы такого не происходило, было принято решение передать полномочия по гарантированным социальным выплатам Фонду социального страхования.

В результате такой реформы работодатели могут быть освобождены от социальных выплат, так как сотрудники (страхователи) контактируют с ФСС напрямую. Для получения гарантированного пособия им необходимо через своего работодателя (через главного бухгалтера) передать документы, подтверждающие их право на получение материальной поддержки. Далее:

Денежные средства под управлением ФСС идут на выполнение следующих задач:[2]

  • выплата пособий по следующим категориям: временное отсутствие трудовой занятости, женщины, вставшие на ранний учет по беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, не достигшим возраста 1.5 лет, на возмещение средств, потраченных на перечень гарантированных ритуальный услуг, обеспечение курортно-санаторного отдыха для служащих и их детей;
  • помощь в создании и осуществлении госпрограмм по охране труда, а также мер по улучшению соцстрахования;
  • осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стабильности самого Фонда социального страхования;
  • участие в определение размера обязательных страховых взносов;
  • подготовка кадров в системе государственного соцстрахования, а также повышение их квалификации;
  • проведение разъяснительных работ для граждан и страхователей по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество и обмен опытом между зарубежными организациями, занимающимися обеспечением социального страхования.

Фонд социального страхования устроен по вертикальной и отраслевой структуре. Такой тип организации принят для организации наиболее эффективного управления финансовыми средствами фонда.


Понятие и сущность социального страхования

Социальное страхование является системой социальной защиты, задача которой состоит в обеспечении реализации конституционного права активных в экономическом аспекте граждан на финансовое обеспечение в старости, а также в случае болезни, частичной или полной потери трудоспособности, безработицы, потери кормильца. [2] Исторически сформировались следующие формы организации систем страхования социального типа: Государственное; Коллективное, являющееся страхованием, которое организуется профессиональными союзами; Смешанное, которое основано на взаимодействии профсоюзов и государства. Наиболее ранний образ социальной защиты - коллективное страхование.

Оно сформировалось в Европе во второй половине 19 столетия совместно с профсоюзами, которые отстаивают права наёмных рабочих перед государством и работодателями. Характерным примером в таком отношении является Англия, где социальное обеспечение реализовывалось в форме коллективной самопомощи и самострахования посредством образования касс взаимной помощи, касс по безработице, больничных касс.

Социальное государственное страхование, которое было введено в Германии в 1883 году в пределе социальных реформ, производимых Бисмарком, становилось первым в истории решением вопроса на законодательном уровне по социальной защите населения. Издавались законы по страхованию на случай болезни, позже по страхованию по старости и инвалидности. Данные разновидности страхования должны были реализовывать кассы предприятий, больничные кассы и свободные кассы взаимной помощи.

Взносы страхования были установлены законодательством, оплачивались работодателями и работниками на пропорциональной основе: одна третья часть и две трети части суммы взносов, соответственно. [3]

Смешанный вид социального страхования первоначально возник в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 году учредилась касса по страхованию на случай безработицы, управлением которой занималась комиссия, включающая представителей профсоюзов, работодателей и муниципалитета.[4]

Членство в кассе было учреждено на добровольной основе. Туда мог вступать гражданин государства, начиная с девятого месяца выплаты страховых взносов, он обретал право на пособие по безработице с периодом семидесяти дней на протяжении года. Наиболее распространённым пособием из входящих в состав социального страхования является пособие по нетрудоспособности на временной основе, которое получается на основе листка нетрудоспособности, выданного медицинским учреждением. Притом листок нетрудоспособности может выдаваться не только самому больному, но и родителям заболевшего ребёнка. [5]