Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Своевременно изменения финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, а также назревших потребностей экономического развития дает возможность в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками решить стоящие перед государством задачи. Финансовая политика предполагает укрепление и развитие международных экономических связей, обеспечивая при этом условия для реализации совместных мероприятий. Эволюция производительных сил, научно-технического прогресса на сегодняшний день достигло такого уровня, что выполнять отдельные программы одно государство не в силах. Исходя из этого, страны сообща выполняя некоторые функции, помогают экономить средства. Только интернациональное партнерство способно обеспечить эффективную помощь развивающимся странам.[17.C.54]

Современная финансовая политика играет значительную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Также развитие индустрии определяется в зависимости от уровня ее рациональности.[20.C.11]

Поэтому, выступая одним из источников формирования науки о финансах, а, следовательно, и составной ее части, финансовая политика призывает найти ответы на такие вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должно развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики, с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом. Кроме этого среди основных проблем финансовой политики России необходимо выделять: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности.[19.C.55]

Следовательно, целью финансовой политики государства и, в частности, субъектов является увеличение или сохранение прежним, уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе проводить обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе и на уровне каждого региона в отдельности. [23.C.7]


При этом возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих ее субъектах. В то же время только централизованно их разрабатывать исключено, поскольку не могут быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в селах, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако без разработки и принятия нормативов на государственном уровне не обойтись. Очень важно разобраться в том, от чего зависит реализация намеченных планов и что является резервами финансовой политики.[10.C.53]

Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоговые пошлины и сборы, не совсем правильно. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого индустриального производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств. [15.C.44]

Финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов форм организации и методов использования финансов, которые реализуются на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени (год, три года и т. д.).

Опираясь на это можно сказать, что финансовая политика:

  • Во-первых, определяет главные цели, конкретизирует перспективные и ближайшие задачи, которые необходимо решать, чтобы достичь поставленных за определенный период времени результатов;
  • Во-вторых, разрабатывает методы, средства и формы отношений, которые помогут достичь поставленных целей в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
  • В-третьих, подбирает кадры, которые способны решать поставленные задачи, а также следить за организацией их выполнения.[18]

Такие условия, как выделение интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристика перспективных и близких задач с определением сроков и методов их решения помогут разработать механизм реализации финансовой политики и дать объективную оценку финансовой политике правительства и рекомендаций по ее корректировке. [24.C.65]

Что касается политики в области международных финансов, то в первую очередь, она направлена на интеграцию России в мировую финансовую систему; сокращение внешней задолженности; сотрудничество со странами центральной и юго-восточной Азии, укреплении позиции в МВФ и в МБРР; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютами и вступление в ВТО. [18]


К слову, по мнению президента Российской Федерации В. В. Путина вступление в ВТО еще раз подтвердило, что в России строится открытая экономика и руководство страны готово к самой тесной кооперации с партнерами во всем мире. [14.C.54]

Присоединение к этой организации резко повысило планку требований к национальной конкурентоспособности. В настоящее время в стране активно поддерживается политика сдерживания, которая применяется в отношении финансовой политики уже многие годы, можно сказать, что — столетиями, но именно в данный момент, она проводится особенно интенсивно, поскольку странами Евросоюза против России были введены санкции, которые, согласно зарубежным экспертам только укрепили российскую экономику. В то же время ведутся разговоры о том, чтобы провести отмену санкций, поскольку «западные» санкции против России не действуют, а лишь наносят взаимный вред. [4.C.11]

Но при всем этом, Россия не собирается сворачивать все связи с Европой и Америкой, пытаясь восстанавливать и расширять традиционные связи с югом Американского континента. Согласно мнению доктора экономических наук, Михаила Хазина, проблема современной финансовой политики в том, что план США по взятию мира под финансовый контроль натолкнулся на ограничение ресурсов. [7.C.22]

Эта идея зародилась несколько сотен лет назад и неуклонно реализовывалась сначала «через создание федеральной резервной системы США, потом через развал империй, где правление осуществлялось не по финансовым принципам, потом через Вторую мировую войну и, наконец, через разрушение СССР. В первую очередь, основатели этого плана ставили перед собой задачу сократить население для освобождения ресурсов. Но эта задача наткнулась на противоречие, поскольку экономическая модель, дающая ресурсы, была построена по принципу расширения рынка и, по этой причине, сокращение населения неминуемо вело бы к разрушению модели. На сегодня ситуация в стране не самая простая. [23.C.5]

Самой очевидной причиной тут можно назвать падение цен на нефть. Но более серьезная проблема состоит в том, что цена вряд ли восстановится в краткосрочной перспективе. А если посмотреть на ситуацию с валютным курсом, то ожидаемым становится падение объемов ВВП и налоговых отчислений в бюджет. Банки же попадут в непростую ситуацию из-за необходимости выплачивать долги в валюте. Стоит отметить и тот факт, что нет такого способа, с помощью которого Россия смогла бы оперативно получить достаточное количество валютных средств для борьбы с кризисом. Обычно государства в таком положении идут в Международном валютном фонде и берут большой кредит, но из-за конфликта с Западом это невозможно. Исходя из этого экономический спад усилится на фоне ускоряющейся инфляции: к середине года она может разогнаться почти до 20 %, невиданных с начала 2000-х гг. [7.C.9]


Прогнозы сулят снижение реальных доходов населения — впервые с 1990-х гг. — на 5–10 %, что обрушит товарооборот розницы и сектор услуг. Девальвация, запретительный уровень ставок по кредитам и, прежде всего, общая неопределенность ситуации и перспектив приведут к спаду инвестиций, сокращению промышленного выпуска. Предприятия начнут увольнять персонал, безработица вырастет. Крупным компаниям поможет государство, малые и средние ждет волна банкротств, так что кризис принесет социальные проблемы. Населению и предприятиям станет труднее обслуживать кредиты, доля плохих долгов в портфелях банков увеличится, а темпы прироста депозитов еще больше замедлятся, из-за того что домохозяйствам придется тратить накопления на текущее потребление. Сейчас Центробанк помогает затыкать дыры в банковских балансах — обязательства банков перед ним превысили 12 % их пассивов, но дальнейший рост может ослабить финансовую систему страны. [18]

Отказаться от новых масштабных вливаний ликвидности в банковскую систему Центральный Банк вряд ли сможет, поскольку это может привести к банкротству банков, что, так или иначе может спровоцировать панику. Если не начнется рост цен на нефть, то власти могут оказаться перед дилеммой — или удерживать инфляцию, или спасать банки.

2.2. Проблемы текущей финансовой политики Российской Федерации

В РФ в начале 2015 года акцент государственной экономической политики сместился на смягчение негативных последствий для реального сектора экономики от изменения внешних условий и на решение внутренних проблем, поскольку в 2015 году экономическая ситуация ухудшилась по сравнению с 2014 годом. В январе-мае 2015 года (по отношению к январю-маю 2014 ггода) ВВП снизился на 3,2%, инвестиции в основной капитал — на 4,8%, промышленное производство — на 2,3%, реальные располагаемые денежные доходы — на 3,0%. Государство столкнулось с проблемой бюджетного дефицита и поиска источников его покрытия.[12]

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденными Федеральным законом РФ от 14 декабря 2015 г.г. №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», приоритетными направлениями бюджетной политики страны в 2015-2018 г. г. являются новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие, эффективное государство. Финансирование важнейших государственных программ в настоящих условиях требует аккумулирования дополнительных средств и покрытия дефицита федерального бюджета. [16.c.3]


Согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», 2015 году дефицит федерального бюджета планируется в объеме 1 906,2 млрд рублей (2,4% ВВП), в 2017 году — 1 733,9 млрд рублей (1,9% ВВП), в 2018 году — 665,9 млрд рублей (0,7% ВВП) [1]. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета будут выступать государственные заимствования РФ и средства Резервного фонда. При этом Правительство РФ продолжает поиск дополнительных источников средств для покрытия бюджетного дефицита. Например, рассматриваются такие способы решения существующих задач, как повышение пенсионного возраста и «заморозка» пенсионных накоплений, пересмотр уровня индексации социальных выплат, повышение налоговой нагрузки на экспортеров. [22.C.4]

В начале 2015 года, несмотря на падение цен на нефть, российские нефтегазовые компании улучшили свое финансовое положение. После девальвации рубля они смогли сохранить или даже увеличить свои рублевые доходы [2]. 22 сентября 2015 года Президент России В. В. Путин на совещании по бюджету заметил, что ситуация в российской экономике «непростая, но не критическая». [5]

Дефицит бюджета в 2016 году не должен превысить 3% ВВП. Он поручил Правительству РФ проработать вопрос направления в бюджет девальвационных доходов экспортеров, отметив, что действовать необходимо аккуратно, чтобы «не ослабить экономику компаний-экспортеров» и «сохранить их инвестиционные возможности». Ранее Минфин РФ выступил с предложением забрать в казну часть «девальвационного» дохода отечественных компаний за счет изменения формулы расчета НДПИ на нефть и экспортной пошлины. Минфин предлагает скорректировать формулу расчета НДПИ на нефть так, чтобы изымать у нефтяников большие средства. На сегодняшний день для расчета налога используется цена нефти, уменьшенная на $15. Начиная с 2016 года, Минфин РФ предлагает переводить этот вычет в рубли не по курсу Центрального Банка, а по курсу 2014 года с индексацией по инфляции 2015 года (текущий прогноз — 12,2%). [22.C.6]

Аналогичную схему Минфин РФ предлагает распространить и на экспортную пошлину. В формуле экспортной пошлины содержится долларовый вычет, который Минфин предлагает рассчитывать по условному курсу (средний курс доллара за 2014 год, скорректированный на инфляцию 2015 г.). При нынешней системе расчета налога государство забирает в виде НДПИ и экспортной пошлины от 35% при низких ценах на нефть (ниже $40 за баррель) до 48% (выше $110) выручки. В случае корректировки формулы налоговые изъятия составят 45-47% от выручки компаний-экспортеров. Дополнительный доход бюджета, по расчетам Минфина, в 2016 году составит 609 млрд. руб. и еще 1 трлн. руб. в 2017-2018 годы. [12.C.5]