Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложившаяся ситуация вызвала широкий общественный резонанс. Министр финансов А. Г. Силуанов сообщил, что на совещании у Президента РФ обсуждались различные сценарии по экспортной пошлине, которые будут рассматриваться в увязке с НДПИ. Окончательных решений принято не было, потому что, во-первых, Минэнерго выступило против внесенных предложений Минфина России, во-вторых, необходимо было оценить риски для инвестиционных программ нефтяных компаний. [11.C.4]

По словам А. Г. Силуанова, Минфин исходит из того, что объем выручки нефтекомпаний с учетом капитальных затрат существенно увеличился за счет курсовых разниц. Минэнерго не поддерживает предложение Минфина об изменении формулы НДПИ на нефть. Минэкономразвития тоже выступает против изменения формулы НДПИ. «Подобная мера отрицательно скажется на экономике действующих месторождений и, по сути, «убьет» добычу на самых эффективных с точки зрения налоговой отдачи месторождениях. Очевидно, что в случае падения добычи снизятся и налоги», — сказал заместитель главы ведомства Н. Р. Подгузов [3]. На совещании 28 сентября 2015 года Правительство РФ приняло решение не корректировать формулу НДПИ, рассмотрев варианты более медленного уменьшения экспортной пошлины на нефть, а также корректировки ряда других источников в целях получения дополнительных доходов бюджета. При этом было отмечено, что повышение нагрузки на нефтегазовую отрасль неизбежно.

Таким образом, принятые Правительством РФ меры по сокращению бюджетных расходов и поиску дополнительных источников финансирования бюджетного дефицита отражают характер текущей финансовой политики России.

2.3. Направления совершенствования финансовой политики в России

Проанализировав множество статей и научных работ, автор попытался выделить наиболее значимые проблемы разработки и реализации финансовой политики государства.

Некоторые проблемы разработки финансовой политики представлены на рисунке 1.Рассмотрим более подробно проблемы разработки финансовой политики, представленные на рисунке:

Одной из проблем разработки финансовой политики является проблема постоянно меняющегося состояния экономической и социальных сфер государства. Данные изменения в социальной и экономической сферах требуют соответствующих изменений в финансовой политике, корректировке ее целей и задач, этот процесс может никогда завершиться. Данную проблему А.С. Колесов относит к числу «вечных» проблем, которые существовали ранее и продолжат существовать в будущем [3, с. 134];


Долговременный характер целей и задач, для достижения которых требуется значительный промежуток времени, также является проблемой (например, снижение до приемлемого уровня дефицита федерального бюджета и т.д.);

Некомплексность в постановке некоторых целей и задач, а также различия в их масштабности является проблемой разработки финансовой политики. Данная проблема означает недостаточный учет всех факторов, которые оказывают влияние на разработку финансовой политики; [8.C.7]

Цели и задачи финансовой политики разрабатываются на основе норм, стандартов и одновременно субъективного восприятия существующей ситуации ответственными государственными структурами и должностными лицами. Возникает разрыв между стандартами и субъективным восприятием, субъективный подход при этом играет немаловажную роль в определении целей и задач финансовой политики; [12.C.6]

Еще одной проблемой, препятствующей разработке финансовой политики, является процесс глобализации. Глобализация «оказывает противоречивое влияние на финансовую политику государства: с одной стороны, императивы международной налоговой конкуренции заставляют государство в качестве целей налоговой политики устанавливать такую цель как сокращения налогов, в результате происходит свертывание социальных программ. С другой стороны, «человеческий капитал» является главным фактором международной конкурентоспособности, что требует от государства в качестве целей финансовой политики устанавливать такие, как социальная поддержка населения, увеличение финансовых вложений в науку и образование, выделение дополнительных средств на охрану окружающей среды» [4.C.16].

Рисунок 1.- Проблемы разработки финансовой политики [18]

При разработке финансовой политики необходима полная достоверная информация о процессах, происходящих в экономике, социальной сфере. При недостаточности данной информации невозможно правильно выбрать направления финансовой политики и в конечном итоге достигнуть высокоэффективного результата. [22.C.6]

Важным моментом является реализация финансовой политики. При этом необходимо правильно выбрать путь реализации финансовой политики, подобрать финансовый механизм, который будет способствовать наиболее полной реализации целей и задач. При выборе пути реализации финансовой политики необходимо согласовывать все ее направления и время осуществления запланированных мероприятий, которые нужно проводить в строго в намеченные сроки. [7.C.9]


На пути реализации целей и задач финансовой политики возникает множество препятствий, которые не позволяют претворить в жизнь намеченные цели и задачи (рисунок 2).

Рисунок 2. - Проблемы реализации финансовой политики [18]

Рассмотрим подробнее проблемы реализации финансовой политики: Недостаточное взаимодействие между органами, разрабатывающими цели и задачи составных частей финансовой политики. [11.C.65]

Разработка финансовой политики и ее успешная реализация зависит не только от главного исполнителя - Минфина РФ, но и от усилий других участников данного процесса - государственных органов исполнительной власти, разрабатывающих и реализующих свою часть финансовой политики (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная таможенная служба и Центральный банк России), а также от взаимодействия и координации между ними. [22.C.54]

Проблемой является отсутствия достаточных финансовых ресурсов, необходимых для реализации поставленных задач финансовой политики, например, нехватка бюджетных средства для повышения пенсий выше прожиточного минимума, для существенного сокращения внешнего и внутреннего долга и т.д.;

Организационная проблема на пути реализации финансовой политики — это наличие межведомственных барьеров. В настоящее время управлением финансами в Российской федерации занимаются: Президент РФ, правительство РФ, федеральное собрание РФ, министерство финансов РФ, Центральный банк, функционирующий как самостоятельное звено, счетная палата, федеральное агентство Росимущество, федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба и множество др. органов государственной власти. Такое количество ведомств, которые работают на реализацию единой цели, приводит к снижению конечного результата.[9.C.12]

Несогласованность целей и задач составляющих частей финансовой политики является еще одной проблемой реализации. Автор уже говорил о необходимости согласования всех направлений финансовой политики, если же этого не осуществляется, то достигнуть конечного результата не представляется возможным, и мы наблюдаем ситуацию, когда цели и задачи направлений финансовой политики реализуются, но «воз и ныне там». [11.C.8]

Таким образом, проблемы разработки и реализации финансовой политики были и остаются ключевыми в функционировании любого государства. В настоящее время решение данных проблем приобретает особую значимость для сохранения экономической стабильности страны в связи с санкциями, низкими ценами на нефть, мировым кризисом, глобальные последствия которого продолжают до сих пор сказываться на социально-экономическом развитии многих стран. Для решения данных проблем необходимо осуществлять скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики. Например, для наиболее точного отражения сложившейся ситуации в стране и в мире и поиска выхода из кризисных явлений необходимо проводить тщательное прогнозирование ближайших событий и вырабатывать целевой план. Данные меры позволят обеспечить условия для выработки обоснованных целей задач финансовой политики и эффективной их реализации. [11.C.8]


Выводы:

Для того чтобы разрабатывать и реализовывать рациональную финансовую политику государства, следует знать и учитывать многие аспекты этих процессов, прежде всего, необходимо понимать суть объекта, в рамках которого осуществляется данная деятельность.

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии стран значительна. От рациональности финансовой политики зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей.

Но разработке и реализации финансовой политики государства препятствует множество проблем, которым уделяется мало внимания в научной и учебной литературе.

Ключевыми проблемами современной российской экономики являются низкая эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, экспортно-сырьевая модель развития, санкции со стороны развитых государств в связи с эскалацией конфликта в Украине, падение цен на углеводородные ресурсы, девальвация рубля, низкий инновационный уровень промышленной сферы. Ситуация усугубляется зависимостью основных макроэкономических параметров от турбулентности и нарастающей сложности процессов в мировой экономике, обострения геополитической нестабильности [12].

В данных условиях наиболее приоритетным направлением развития российской экономики является реализация стратегии импортозамещения и диверсификация промышленности.

Заключение

Финансовую политику проводит государство, и в процессе исследования предстояло ответить на вопрос: как с помощью имеющихся финансовых инструментов государство должно обеспечить долговременный и сбалансированный экономический рост, благодаря развитию внутренних факторов, движущих вперед экономику РФ.

Изучение поставленной проблемы проведено на основе теоретических концепций экономического роста. Дано авторское определение финансовой политики устойчивого экономического роста, как части экономической политики, которая с помощью имеющихся у государства финансовых инструментов, главными из которых являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная и инвестиционная политика направлена на достижение устойчивых темпов качественного роста экономики.

При этом финансовая политика работает не сама по себе, она осуществляется на базе имеющейся финансовой системы - совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств.


Изучены основные формы финансовой политики, базирующиеся на различных теоретических концепциях. Различие этих концепций определено двумя факторами:

  1. объективным: так как с развитием, изменялись формы государств, и соответственно экономика.
  2. субъективным: каждый человек видит мир по-своему, со своей стороны.

Основными формами финансовой политики являются: классическая, кейнсианская, планово-директивная и индикативная. Применительно к экономике современной России ни одна из этих концепций в чистом виде не обеспечит требуемого результата.

Современное правительство РФ проводит экономическую политику, базирующуюся на концепции неолиберализма. Если проанализировать данные современной статистики, то на первый взгляд ежегодный экономический рост за последние 8 лет составил в среднем 6 %; золотовалютные резервы ЦБ выросли и устанавливают новые исторические максимумы; инфляция снизилась до 10 % в год; реальные доходы населения растут, федеральный бюджет и бюджеты всех уровней увеличиваются, внешний государственный долг уменьшается. Но в структуре экономического роста РФ наибольший вклад составляет: торговля, ТЭК, сфера услуг. Доля же обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей снижается. Быстрый рост строительного сектора экономики обеспечен его перегревом, недвижимость стала еще недоступней для Россиян со средним уровнем дохода. Кроме того, экономический рост в РФ многом определен внешними факторами - благоприятной конъюнктурой, собственно же внутренних факторов роста явно недостаточно. Несмотря на достигнутые темпы роста, Российская экономика становится с каждым годам все менее конкурентоспособной, снижается её потенциал. Хотя в 2011 году экономика РФ номинально достигла уровня 1994 года, инвестиции в основной капитал составили всего 50% от предкризисного уровня.

Переход к экономическому подъему сопровождается превышением объемов инвестиций над предкризисным их уровнем. Следовательно, наблюдается лишь постдепрессивное оживление экономики в России.

В результате проведенного исследования установлено, что инфляция в РФ снижается с помощью высоких остатков средств правительства на счетах Центрального Банка и высокой ставки рефинансирования. Кроме того, поддерживается высокий курс рубля, следовательно, импорт дешевеет, что влияет на снижение инфляции. Правительство РФ, первоочередной задачей ставит снижение инфляции, а не достижение устойчивого экономического роста. Продолжает повышаться монополизация экономики.