Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Финансовая политика как совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами (органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, домохозяйствами) в области использования финансов, обеспечивающих формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных мероприятий экономической и социальной политики, является важнейшим инструментом воздействия на национальную экономику. Финансовая политика направлена на создание необходимого объема финансовых ресурсов, являющихся материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей государства и территорий, организаций, домохозяйств. Характер финансовой политики на каждом этапе развития экономики в значительной степени определяется политикой формирования федерального и региональных бюджетов.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в течение последних лет Россия в значительной степени утратила свои экономические позиции, как на отдельных рынках, так и в целом по макроэкономическим и социальным показателям.

Важную роль для изменения сложившейся ситуации должна сыграть эффективная финансовая политика, но финансовую политику, на основе которой происходило развитие экономики России в последнее время, нельзя назвать эффективной в стратегическом плане, т. к. не была создана четкая концепция финансового развития. Несмотря на относительную стабилизацию национальной экономики, реальные темпы ее роста недостаточны, а финансовая политика не настроена на ускоренное решение экономических, социальных и финансовых проблем.

Таким образом, актуальность темы исследования состоит в необходимости разработки эффективной финансовой политики, обеспечивающей увеличение ВВП, качественную перестройку экономики, улучшение жизни населения и рост его численности.

В последнее время в научной литературе не появлялось комплексного труда, посвященного теории финансовой политики устойчивого экономического роста, направлениям и механизмам её реализации в современной России. Тем более, еще не делалось попытки построения модели реализации эффективной финансовой политики, основанной на качественном изменении экономического роста в результате повышения человеческого капитала.

Недостаточная степень разработанности проблемы обосновывает необходимость ее теоретического, методологического и прикладного развития, что предопределило цель, задачи и структуру работы.


Цель исследования состоит в изучении макроэкономической финансовой политики устойчивого экономического роста и механизмов её реализации.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

  • изучить содержание понятия финансовая политика, рассмотреть различные её виды,
  • рассмотреть основные макроэкономические теории, которые оказывали влияние на реализацию финансовой политики различных государств, проанализировать опыт применения этих теорий;
  • рассмотреть состояние современной экономики России, проанализировать финансовую политику правительства; определить факторы, оказывающие набольшее влияние на развитие экономики РФ;
  • изучить различные сценарии развития экономики РФ, исходя из возможных вариантов внутренней финансовой политики и вариаций внешней конъюнктуры.

Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе разработки и реализации государственной финансовой политики.

Объект исследования - финансовая система Российской Федерации, а также деятельность органов государственной власти и управления в области построения и реализации финансовой политики.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу исследования положены труды отечественных и зарубежных экономистов по теории финансов, а также научные труды, посвященные отдельным проблемам инвестиционной, бюджетной; финансовой политики, функционирования финансовой системы и ее звеньев, реформирования и совершенствования финансовых отношений в России.

При проведении исследования применялись методы статистического анализа, синтеза, группировки, обобщения, системного подхода и другие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Сущность финансовой политики государства

1.1. Понятие финансовой политики

В настоящее время Россия находится перед выбором траектории экономического развития: страна может продолжить текущий экономический курс реализации потенциала экспортно-сырьевой модели развития, основывающегося на конкурентных преимуществах энергетического и трансконтинентального транзита сырьевых ресурсов, либо разработать стратегические и тактические механизмы для перехода к устойчивому качественному росту национальной экономики инвестиционного типа.[11.C.3]


Потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста ограничен, он исчерпается уже в ближайшей перспективе в связи с ограниченными запасами природных ресурсов и ограничениями, связанными с пропускной способностью транспортной инфраструктуры. Поэтому, перспективным для отечественной экономики является только сценарий инвестиционного экономического роста. Но к сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что, стратегических планов по развитию экономики России у власти нет.[8.C.66]

Изучение народного хозяйства Российской Федерации приводит к выводу, что страна вошла в XXI век, имея объективные возможности для того, чтобы решать глобальные экономические, социальные, политические задачи: ускорение научно-технического прогресса, достижение на этой базе экономического роста и повышения жизненного уровня населения. К преимуществам России следует отнести: наличие значительных финансовых ресурсов, не растранжиренный пока объем интеллектуальной собственности, достаточно высокий кадровый потенциал, большой запас природных ресурсов. [21.C.44]

В современном мире, при нарастающих глобализационных процессах, рациональное и эффективное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех экономик мира с точки зрения общей финансовой безопасности, обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также устойчивого экономического роста. В связи с этим особое значение имеет проведение эффективной финансовой политики.[17.C.5]

Прежде чем приступить к изучению современной финансовой политики в РФ, необходимо определить понятие финансовой политики. Следует отметить, что не всякая финансовая политика (здесь и далее мы будем рассматривать финансовую политику на уровне государства) направлена на достижение устойчивого экономического роста, даже в долгосрочной перспективе. Цель финансовой политики задана субъектом её проведения, который может находиться за пределами объекта управления.

В последнее время появляется большое количество работ и публикаций, связанных с осуществлением государственной финансовой политики. Единства мнений по данной проблематике не достигнуто. Если обратиться к представителям западной экономической школы, то некоторые вообще не дают четкого определения финансовой политики. РудигерДорнбуш, Стэнли Фишер и Ричард Шмалензи [23.C.455] не выделяют самостоятельное понятие финансовой политики. Изучая данную тему, они расширяют определение фискальной политики: фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов, пишут они. Подобным образом рассматривают данную тему и другие представители западных школ.


Например, Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта..[16.C.55]

Но такое определение, влечет ряд вопросов в понимании сущности финансовой политики. Следует заметить, что фискальная политика является всего лишь частью финансовой политики.

Представители марксистской школы дают более точное определение финансовой политики, под ней они понимают совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Представители этого экономического течения считают, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. [11.C.5]

В то же время, фискальная политика также трактуется ими как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Для доказательства своих суждений они приводят аргумент, что для того, чтобы распределить через финансы часть валового продукта страны, надо не только получить доход, но и произвести расход.

Профессор A.C. Нешитой[17.C.51] определяет финансовую политику как особую сферу деятельности государства, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Таким образом, государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач и тактических задач. Финансовая политика, таким образом, включает стратегию и тактику регулирования финансовых отношений.[17.C.21]

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Стратегия предполагает обоснование перспективных направлений финансовой политики на длительный период (до 10 - 15 и более лет), исходя из долгосрочных задач развития экономики, и разработку системы мер по мобилизации финансовых ресурсов для их эффективного решения. [17.C.41]


Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Тактика развития финансовых отношений предусматривает конкретизацию их воздействия на эффективное осуществление поставленных социально-экономических целей в короткие периоды. Она предполагает разработку системы конкретных мер по повышению стимулирующей роли финансовых отношений с учетом особенностей существующих условий развития экономики. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

Проф. В.К. Сенчагов [22.C.112] определяет финансовую политику государства как часть (подсистему) экономической политики государства, представляющую собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Проф. В.К. Сенчагов принципиально подчеркивает единство двух механизмов финансовой политики - инструментов и институтов финансовой государственной власти. [22.C.31]

Такое единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если технология его практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Минэкономразвития, государственные внебюджетные фонды и т. д.). Важной компонентой приведенного определения является положение о том, что финансовая политика - это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента - будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т. д.- существует связь с целями экономической; политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например, ставки налогообложения, уводят часть экономики, ВВП и доходов в теневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов. [22.C.65]

Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с их недостаточной отлаженностью, так и с недоработками в организации функционирования финансовых институтов государственной власти. Проф. В.В. Ковалев отвечает тем, что данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Финансовый механизм является частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами. По мнению проф. В.В. Ковалева [15.C.100] государственную финансовую политику следует рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.