Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проф. Романовский М.В.[20.C.31] определяет финансовую политику как совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.Проф. А.И. Архипов и проф. И.А. Погосовсчитают, что финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.[5.C.29]На основе критического анализа точек зрения следует вывод о том, что финансовая политика государства, это часть экономической политики, которая с помощью имеющихся у государства финансовых инструментов воздействия на экономику, направлена на достижение заданных целей.[20.C.8]

1.2. Содержание финансовой политики, проводимой государством

Содержание финансовой политики можно охарактеризовать общим комплексом направлений развития финансовых отношений, которые она охватывает, таких как:

- разработка общей концепции финансовой политики - ее принципов, целей, задач, этапов осуществления и наиболее эффективных методов реализации;

  • формирование эффективного финансового механизма, стимулирующего экономический рост и качество жизни населения как на уровне субъектов рыночной экономики, регионов, так и на макроуровне;
  • осуществление системы мер по повышению эффективности финансового менеджмента - системы управления финансовыми ресурсами как децентрализованного, так и централизованного характера - финансовыми фондами предприятий и организаций, бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами и др. [11.C.87]

В основе разработки и организации финансовой политики лежит ряд важных принципов. Первый из них состоит в том, что финансовая политика является неотъемлемой частью целого - экономической политики. Имеется целая система комплексных связей между финансовыми отношениями и экономикой в целом. [24.C.8]

Следует заметить, что финансовое положение как отдельных субъектов экономики, так и государства в целом, определяется уровнем развития производства товаров и услуг, объёмом рынков и уровнем совокупного спроса в экономике. В последнее время, в результате многочисленных реформ национальной экономики произошел отрыв финансовой сферы от её основы - развития реального сектора экономики, повышения рентабельности и доходности предприятий и обеспечения их эффективной деятельности.[15.C.6]


Следующим принципом финансовой политики является финансово- материальная сбалансированность экономики.

Фонды финансовых ресурсов различного уровня (бюджеты, прибыль предприятий, выручка, капитал и др.) выступают денежным эквивалентом соответствующего реального блага (материального или нематериального, например, нематериальный актив предприятия). Следовательно, с помощью распределения финансовых ресурсов и движения финансовых потоков происходит пропорциональное распределение материальных благ и услуг. Следует отметить, что в настоящее время финансовые фонды, которые образуются в результате спекулятивных операций на финансовых рынках, не могут привести к росту соответствующих материальных источников их покрытия. Это влечет активизацию инфляционных процессов и расстройство финансовой системы национальной экономики. [19.C.7]

Третьим принципом финансовой политики выступает обеспечение стимулирующей роли финансов, т.е. их активного воздействия на рост национального продукта. Каждое звено финансовой системы должно функционировать как составная часть единого целого, усиливая развитие экономики. В настоящее время в отечественной экономике не создан такой стимулирующий финансовый механизм - финансы не являются элементом экономического развития, часто выполняя даже дестимулирующую роль.[23.C.51]

Примером может служить ситуация с денежной массой в российской экономике, когда, правительство, борясь с инфляцией сжимает денежную массу в национальной экономике, вместо того, чтобы бороться с монополизмом и бюрократическими барьерами. В результате резиденты, из-за «политики дорогих денег» берут кредиты зарубежом, под более низкие проценты, и все это ведет к образованию чрезмерного совокупного внешнего долга российской экономики.

Четвертым принципом финансовой политики выступает ее плановость. В России этому принципу только недавно начали уделять должное внимание, в отличие от западных стран, где стратегическое и тактическое государственное планирование являются неотъемлемой частью финансовой политики. В РФ государственное планирование в последнее время занимает все большее место. [21.C.7]

Правительство старается рассчитывать основные финансово-бюджетные показатели на три года ближайших года. Переход к планированию бюджетно-налоговых и денежно-кредитных показателей на более длительные периоды (5 - 7 лет), к их обоснованному прогнозированию требует значительного повышения квалификации работников центрального аппарата, региональных и местных финансовых органов. Существует потребность в создании центра, который занимался бы унификацией показателей, используемых в оценке эффективности и планировании функционирования финансовой системы. [17.C.54]


Так же центр мог бы анализировать и разрабатывать систему финансовых показателей, используемых системе негосударственных финансов. В настоящее время оценочные и плановые показатели финансовой деятельности резидентов национальной экономики носят в лучшем случае отраслевой характер, а нередко разрабатывается индивидуально самими предприятиями и организациями. Важную роль в связи с этим будет иметь переход к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Это даст возможность сопоставлять показатели и повысит «прозрачность» отчетности и финансово-хозяйственной деятельности российских и зарубежных предприятий. [20.C.65]

Пятым принципом финансовой политики является эффективность. В этой связи, главным показателем оценки эффективности финансовой политики является комплексный социально-экономический эффект, который характеризуется, прежде всего, качеством жизни населения. Этот показатель включает продолжительность жизни, уровень производства на одного жителя страны, доступность и уровень образования, обеспеченность жильем и медицинским обслуживанием. По данному показателю наше государство находится далеко от лидирующих стран. [15.C.9]

Принципы формирования и реализации финансовой политики обязательны для всех уровней финансовой системы. Конечно, специфика каждого из них (государства, региона, муниципального образования, предприятия и организации и др.) должна учитываться при создании финансовой политики.

Управление национальными финансами предусматривает целенаправленную деятельность, которая связана с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность включает в себя следующие функциональные элементы: планирование, прогнозирование, регулирование, оперативное управление и контроль. [14.C.22]

В управлении национальными финансами находят практическое отражение направления развития отечественной экономики, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования,

Как уже отмечалось выше, не всякая финансовая политика направлена на достижение устойчивого экономического роста.

Все цели финансовой политики можно поделить с точки зрения объекта управления на деструктивные и конструктивные. Для достижения деструктивных целей субъект управления будет ухудшать качество параметров объекта управления и наоборот. К примеру, ряд стран во второй половине двадцатого века проводил финансовую политику по рекомендации МВФ. В результате, это привело к экономическому спаду у них. [6.C.11]


Финансовую политику можно разделить на три вида:

  • политика экономического роста,
  • политика ограничения деловой активности,
  • политика стабилизации. [8.C.51]

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

  • снижение налогов,
  • увеличение государственных расходов,
  • политика «дешевых денег», проводимая центральным банком.[20.C.21]

Применительно к данной политике, считают, что если национальная экономика имеет сбалансированный бюджет, то в период депрессии и спада следует проводить финансовую политику в сторону бюджетного дефицита.

Если же государство проводит финансовую политику, направленную на снижение уровня фактического валового внутреннего продукта, по сравнению с потенциальным его уровнем, то считается, что государство проводит политику стабилизации. К ней прибегают с целью недопущения инфляции, возникающей вследствие избыточного спроса и для избегания кризиса перепроизводства.

Финансовая политика ограничения деловой активности включает следующие меры:

  • увеличение размера налогов,
  • снижение правительственных расходов,
  • политика «дорогих денег», проводимая центральным банком.[8.C.11]

Политика стабилизации в зависимости от ситуации в национальной экономике может включать в случае спада или депрессии, когда ВВП ниже потенциального уровня:

  • снижение налогов,
  • увеличение государственных расходов,
  • политика «дешевых денег», проводимая центральным банком.[15.C.6]

Или наоборот, когда ВВП выше потенциального уровня, тогда могут реализовываться следующие меры финансовой политики стабилизации:

  • увеличение размера налогов,
  • снижение правительственных расходов,
  • политика «дорогих денег», проводимая центральным банком.

Выводы:

Финансовая политика устойчивого экономического роста - это часть экономической политики, которая при помощи имеющихся у государства финансовых инструментов, главными из которых являются налогово-бюджетные, денежно-кредитные и инвестиционные, направлена на достижение устойчивых темпов качественного роста экономики.

Качество экономического роста в различное время определяется по-разному: например, в мирное время критериями будут количество и качество материальных благ и услуг, способные удовлетворить потребности общества, в военное же время критерии, по которым будут определять рост экономики, это количество и качество вооружений, способных обеспечить достижение военного превосходства.


Глава 2. реализация современной финансовой политики Российской Федерации

2.1. Общая характеристика финансовой политики Российской Федерации на современном этапе

Государство использует финансы для достижения своих задач и поставленных целей (в области социальной, экономической, экологической, оборонной, правоохранительной и т. п.). Важное место в этом процессе занимает финансовая политика. Она является составной частью, сегментом социально-экономической политики. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.[9.C.31]

Долговременный курс финансовой политики, который рассчитывается на перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач называется финансовой стратегией. Финансовая тактика представляет собой выработку мер, которые направлены на решение задач конкретного (текущего) этапа развития общества, путем развития финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. [4.C.31]

Если финансовая стратегия относительно стабильна, то финансовая тактика должна быть достаточно гибкой. Финансовая политика преследует цели повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

Рост финансовой отдачи является так называемой лакмусовой бумажкой, которая служит для проверки результативности финансовой политики. При отказе от учета повышения эффективного использования финансовых ресурсов во время разработки и проведения финансовой политики возможно распыление средств, сокращение источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.[6.C.41]

Разрабатывая финансовую политику, следует учитывать конкретные исторические условия. Поскольку, на каждом этапе развития общества применяется определенная специфика особенностей как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Учитывая особенности моментов необходимо также тщательно изучить опыт предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новые тенденции и прогрессивные явления, мировой опыт. [12.C.65]